Есть или не есть?

Пищевая зависимость проявляется в чрезмерной озабоченности едой и изучением многочисленных способов приготовления пищи. Переедание носит импульсивный или навязчивый характер и чередуется с диетами, ограничением или самопроизвольной рвотой. Поедание происходит до мучительных болей в животе, когда его распирает и возникает ощущение, что он вот-вот лопнет. Невольные обжоры ищу т все, что можно съесть, другие интересы блекнут и обесцениваются. Пища символизируется: мясо – источник силы и долголетия, кофе и алкоголь – вседозволенность, сладости – награда и радость. Многие испытывают постоянный голод либо приступообразные позывы к перееданию. Днем, ночью или круглосуточно они находятся поближе к холодильнику, опустошая его. Выражение «Я заедаю тревогу» относится к личностям подобного склада. Причина их поведения кроется в дефектах воспитания, когда вместо любви родители кормят ребенка все больше, считая еду своеобразным эквивалентом заботы. Формируется привычка к неконтролируемому поглощению съестного, частым застольям с символическим желанием поглощать, обладать, увеличивая свою массивность и солидность, скрывая колоссальную неуверенность.
В целом нарушение питания довольно распространено, его континуум растянулся от анорексии до ожирения. Сейчас модно заниматься снижением веса, и многие клиники активно спекулируют данной темой, предлагая чудодейственные лекарства и занятия. Все методики похожи друг на друга и требуют жесткого соблюдения режима, причем ответственность за исполнение лежит на пациенте – это удобный момент для злоупотреблений и ухода от ответственности.
Нервная анорексия – символ молодого поколения. Встречается обычно у девочек-подростков, боящихся потолстеть. Аппетит сначала сохранен, но постепенно исчезает. Глянцевые журналы пропагандируют худобу вплоть до истощения, современная мода ориентирована на очень худых и стройных. Девушка начинает абсолютно сознательно отказываться от пищи и голодать. На поздних стадиях исчезает аппетит – вследствие рвоты, постоянно вызываемой после срывов и съеденной пищи. Постепенно нарушается менструальный цикл, понижается давление и температура. Психологически важна убежденность в чрезмерной полноте. Нередко девушки скрывают отказ от еды, избегают принимать пищу в обществе других людей. Обычно интеллект таких девушек выше среднего, они очень настойчив ы и принципиальны, замкнуты и малообщительны, требовательны к себе и совестливы, стремятся достигнуть наивысшего результата. Психодинамически данное расстройство связано с реакцией незрелой личности на вызовы социума и сексуальности, это демонстративный протест против авторитетов и стремление следовать моде.
Булимия чаще встречается у демонстративных девушек и характеризуется частым перееданием, чаще в вечерние и ночные часы, с последующей рвотой для предотвращения повышения массы тела. Сохраняется осознание болезни, пациенты испытывают недовольство собой, мечтают сохранить прежний вес или даже снизить его, но не в силах совладать с навязчивым стремлением к перееданию. Часто они гневливы и агрессивны, склонны к саморазрушающему поведению и неразборчивым социальным контактам. Болезнь всегда связана с внутрисемейной ситуацией и является реакцией самого слабого члена семьи на накопившиеся конфликты. Срабатывает механизм декомпенсации слабого звена, и ребенок отображает симптом, привлекая внимание родителей к проблеме. Происходит борьба за независимость, одновременно пища заполняет пустое пространство, помогает развеять скуку. Каждый булимический приступ приносит чувство неполноценности, ненависти к себе и потребность в самонаказании.
Для лечении расстро йств пищевого поведения прежде всего необходимо разобраться с комплексом внутриличностных проблем с помощью личностной реконструктивной терапии, а затем сформировать жесткую систему контроля питания. Необходимо убедить пациентку начать питаться, а для этого придется придумать новую систему ценностей, создать мотивацию, усилить ее независимость и автономность от родителей. Немаловажна работа с ближайшими родственниками – лучше снизить их влияние на ребенка, на какое-то время оставить ее в покое, постепенно уменьшать контроль. Пациентку необходимо учить быть независимой и справляться с возникающими трудностями более адекватными способами, удовлетворять потребности в общении и получении информации, корректировать ошибочные схемы мышления и позитивным образом формулировать запросы. В тяжелых случаях пациенток госпитализируют в клинику, так как данное состояние опасно для жизни, и проводят заместительную терапию питательными растворами. В легких случаях возможно интенсивное домашнее лечение.
Лечение может считаться успешным лишь тогда, когда у пациентки вырабатывается адаптивная система ценностей, способность контролировать себя и полезные копинг-стратегии – механизмы совладения с трудностями. Полезным будет вести личный дневник для записи мыслей и фиксации режима дня с количеством потребляемых калорий. Необходим тренинг по установлению контакта с собственным телом, умению принимать себя полностью, любить свое тело и видеть его объективно. Особенно трудна работа с родителями, которые часто равнодушны к заболеванию ребенка, склонны скрывать правдивую информацию, симптоматику и тем более психосексуальные основы заболевания. При лечении нервной булимии наладить сотрудничество легче, пациент лучше идет на контакт, чем при нервной анорексии, так как более осознанно относится к контролю над своим поведением.

Деньги

Деньги – тема особая.
Финансовые возможности одновременно да ют ощущение свободы, но могут и полностью поработить человека. Давно известно, что к деньгам надо относиться с осторожностью, не преувеличивать их значение и влияние, как бы дистанцироваться. По поводу привлечения денег написаны сотни книг. У каждого автора имеется свой рецепт богатства, но они все примерно совпадают. Главной идеей является доверие к судьбе, позитивное мышление и особый настрой на деньги – именно тогда монеты сами полетят в карманы и заполнят банковские счета. Деньги исполняют многие материальные желания, но не приносят духовности. Это одновременно общественная и сугубо интимная субстанция. По количеству денег и отношению к ним можно многое сказать о человеке. Умение распоряжаться деньгами – это показатель культуры как в широком, так и узком смысле. Особые нарушения в отношении к деньгам проявляются в излишней расточительности или накопительстве.
Деньги поднимают настроение, от них зависит наш настрой, это один из самых мощных стимулов – благодаря им совершаются как самые большие блага, так и самые ужасные преступления.
Деньги манят и вызывают привязанность, овладевая сознанием человека. Скупость, жадность, аскетизм вдруг сменяются расточительностью вплоть до полного разорения.
Деньги носят сексуальный характер.
Множество женщин возбуждает запах денег, сексуальный объект становится для них гораздо привлекательнее, и они идут на эту приманку, часто попадая в капкан. При накоплении капитала сексуальная энергетика аккумулируется, доходя до предела, а затем изливается денежными потоками в виде кутежей и расточительства. Сидеть на сундуке с золотом одновременно и почетно, и плачевно, ведь богатство можно потерять в одночасье. Но деньги греют душу, ведь ими обладаешь только ты. Можно бесконечно пересчитывать свои богатства, прятать и перепрятывать, считая каждый слиток, но внутри всегда сидит страх их потерять. Человек теряет многое, расставшись с ними. Люди финансовых кругов часто жалуются, что стали рабами денег, что их ум нацелен на приумножение капитала, а сами они превратились в счетные машинки и забыли о радостях жизни. Они не могут отключиться и посмотреть вокруг, биржевой индекс для них важнее рождения ребенка или болезни матери. Они живут на два полушария: в одном значится курс доллара, в другом – курс евро, а где-то посередине маятник, и их качает из стороны в сторону круглые сутки.
Денег не бывает много, всегда будет на что-то не хватать. Редко можно встретить богача, который откровенно заявит, что денег ему хватает. Тайно он все равно будет завидовать другому, у кого их немного больше, и грезить о попадании в сотню Forbes, а дальше в заветную десятку. Лидеры рейтинга будут так же недовольны своим положением, потому что невозможно купить самое главное – здоровье и любовь.
Многим жаль, что они никак не могут распорядиться свом капиталом. Их можно сравнить с бессмертным героем Ильфа и Петрова, кот орый таскал в чемодане никому не нужный миллион, вызывая лишь насмешку и зависть.
Тем не менее в мире еще остались неподвластные деньгам ценности.
С деньгами схожа власть. Все начинается с азарта, признания и политической игры. Имея власть, ты имеешь законный способ выражать свои агрессивные установки и управлять другими. Сначала победа, а затем привыкание. Но народная любовь переменчива, и постепенно рейтинг падает, возникает дефицит признания, лести и раболепства – зато растет напряжение, недовольство и желание все вернуть. Начинается поиск виноватых и стремление наказать их – это обычная компенсация комплекса неполноценности, зашедшего очень далеко.
Рядом располагается фанатизм – крайняя степень увлечения какой-либо деятельностью с отходом реальной жизни на второй план. При фанатизме проявляется стремление подчиниться авторитарному лидеру, отдать себя в распоряжение другого, снять с себя ответственность, объединиться и подчиниться стадному инстинкту. Пустота реальной жизни заполняется ритуалом, особой идеологией и принадлежностью к группе с осознанием своей эксклюзивности и избранности.
В более спокойном варианте это хобби, требующее больших затрат энергии. В нем можно состояться личностно – «Не везет мне в жизни, повезет в любви» – и хвастаться накопленной коллекцией книг, бабочек, картин и предметов интерьера.
Самым социально одобряемым способом ухода от реальности является трудоголизм, при котором чувствуется острая необходимость создавать себе бесконечные задачи и заниматься их выполнением, постоянно преодолевая препятствия и забывая о других сторонах бытия. Работа становится смыслом жизни и рационализируется необходимостью зарабатывать, карьерным ростом, возможностью достичь большего. Но часто это всего лишь бег белки в колесе. Человек не замечает стагнации и готов бежать по кругу, лишь бы создавалась иллюзия колоссальной занятости. А раз это приветс твуется обществом, то это хорошо и никто не осудит. «Какой работящий! – воскликнет общественное мнение. – Пусть пашет как лошадь и занимается удвоением ВВП. Есть у нас свои стахановцы! Вы только не мешайте и не вставляйте палки в колеса». Так трудоголик настаивает на своем и получает различные бонусы: премии от шефа и грамоты от профсоюзных организаций.
У тех, кто работает с людьми, есть одна серьезная проблема: их деятельность неизменно заканчивается эмоциональным выгоранием с возникновением усталости, слабости, негативного отношения к работе и жизни в целом. Причина тому – рутина, вложение колоссальных личностных затрат без получения должного эффекта, отсутствие творческого самовыражения и ограничения, частая критика в свой адрес и неразрешимые противоречия личностно-профессионального характера. На доля специалистов и их способности противостоять трудностям и чрезмерным нагрузкам выпадает серьезное испытание.

NB! Для профилактики эмоцио нального выгорания полезно:
1) нормализовать рабочий режим;
2) отвлекаться от профессиональных тем путем погружения в другие сферы;
3) вносить разнообразие в деятельность и общение;
4) обращаться за советом к коллегам и наставникам;
5) не брать на себя лишнюю ответственность;
6) быть готовым к возможным неудачам.

При соблюдении профилактических мер и активном участии в жизни профессионального сообщества эмоциональное выгорание проходит относительно благополучно. Но некоторые не выдерживают и срываются, бросают работу, резко меняют образ жизни, поступают на учебу или посещают сомнительные курсы, соблазнившись быстрым заработком.
Увлеченность тренингами и курсами повышения квалификации не проходит бесследно. Последние годы говорят о появлении особой прослойки тренинг-зависимых. Это чаще всего практические психо логи или просто обыватели, все свое свободное время тратящие на формально почетное дело – личностный рост и самообразование. Но по сути многие топчутся на месте, ориентируясь на процесс, а не результат. Они постоянно находятся на учебе или стажировке с себе подобными, получая необходимую поддержку и создавая микрогруппы со своей динамикой и законами.
Суровая реальность их отталкивает – они постоянно убеждают себя: я пока не готов, я еще учусь, мне следует набраться опыта. Только тогда я смогу куда-то устроиться, а пока рано. Но я обязательно научусь, я же талантливый и способный!
После окончания обучения они обязательно празднуют и подводят итоги, уходят в отпуск, а затем соблазняются новым объявлением о наборе в группу и возобновляют цикл обучения. Игра продолжается, все довольны, а делом занимаются другие, позволяя им и дальше репетировать. В этом есть своя целесообразность, ведь немалому количеству педагогов нужно кого-то учить. А благодар ная публика, готовая подсесть на модные течения и направления, всегда найдется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: