Шаг четвертый: осознать подлинную причину той скорби, которая мучает нас сейчас

Очень опасными нашими врагами являются привыч­ки оправдывать и жалеть себя. Настал тог момент, ког­да мы должны отбросить эти привычки и посмотреть на себя честно и беспристрастно. Нам совершенно необхо­димо сделать это, чтобы увидеть прочие проблемы.

Нередко подобное лечится подобным, помогая нам уви­деть подлинную причину скорби. Грехи жадности лечатся потерей денег, имущества. Блуд, аборты, другие грехи про­тив любви зачастую приводят к развалу личной жизни и за­болеваниям половой сферы. Тщеславие лечится позором.

Так всмотримся в себя, обратимся к своей совести, об­новим в памяти Божьи заповеди. И тогда, скорее всего, если привычка к самооправданиям еще не обратилась в психическую болезнь, мы найдем в своей жизни те грехи, которые являются причиной нашей скорби.

Если не получилось самим, поможет разговор со свя­щенником.

Шаг пятый: покаяние

Поначалу человек путает покаяние с унынием, хотя на самом деле это совершенно разные вещи. Уныние, комплекс вины — это не освобождение от грехов, а но­вый грех. Покаяние же заключается в изменении своей жизни и обретении решимости больше не повторять сво­их ошибок. Покаяние отличает от уныния вера в милосердие Бога, понимание того, как легко Ему снять груз с нашей души, и как Он рад делать это.

Почитайте в Евангелии притчу о блудном сыне. И во­обще, чаще читайте Евангелие, иначе уныние заменит собой покаяние, как раковая опухоль заменяет здоровую ткань.

У святого Иоанна Лествичника есть прекрасные слова о покаянии и унынии: «Падающий сокрушается, и, хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния»24.

Признаками настоящего покаяния являются неже­лание грешить и легкость на душе, порой доходящая до радости.

Самый сильный инструмент покаяния — церковная исповедь. В этом таинстве человек кается не священни­ку, а Богу, как и в домашнем покаянии, но тайнодействие священника привлекает дополнительную Божию по­мощь нам в том, чтобы избегать греха.

Шаг шестой: добровольно согласиться продолжать страдать

Этот пункт должен немало удивить вас. Вам обещали избавление от страданий, и вдруг предлагают такое!

Не волнуйтесь, все идет по плану, и вы непременно получите обещанное.

Но мы с вами должны трезво смотреть на вещи. Пред­ставьте, что ваша нога попала в капкан. До тех пор, пока она не будет освобождена из стальных челюстей капкана, что лучше — метаться из стороны в сторону, увеличивая рану, или, сознавая, что нога в капкане, спокойно пере­ждать? Конечно — второе. Именно об этом я вас и про­шу. Ведь мы с вами еще на третьем шаге выяснили, что скорбь имеет причины, и пока эти причины мы сами не устраним, скорбь не отпустит. Более того, если мы будем упрямиться, скорбь непременно усилится.

Об этом говорит пословица: «Убежишь от волка, по­падешь на медведя». Как часто бывает, что в попытках убежать от скорби человек меняет работу, место житель­ства или семью — и везде его настигает одно и то же. Причем чем дальше, тем хуже. Потому что, убегая от последствий, человек оставлял на месте — в своем сердце — причины своих скорбей.

Согласиться нести свой крест нам стоит еще и потому что добровольное страдание — это покаяние делом. Это искупление нашего греха. Существует такое выражение «выбаливать грех». Если вы соглашаетесь на искупительное страдание, вы тем самым подтверждаете, что ваше словес­ное покаяние было искренним — вы действительно осо­знали тяжесть греха и решили избавиться от него. Каждая минута добровольного страдания будет уничтожать частич­ку той злой привычки, которая привела к греху и тем самым постепенно разжимать челюсти капкана.

Вы можете возразить: «Тогда зачем мне ваши семь ша­гов, если я просто должен вытерпеть определенное коли­чество боли?» Дело в том, что покаяние измеряется ко­личеством осознания, а не количеством боли. Вы можете пострадать в 10 раз больше — и ничего не искупить, если будете только роптать.

Если же вы обращаетесь к Богу с покаянием. Он про­водит вас к радости тем путем, на котором боли — ми­нимальное количество. Как только вы начнете каяться — боль сразу уменьшится.

Проделайте простой опыт. Когда заболит зуб или живот, вспомните какой-нибудь недавний дурной ваш поступок и скажите сами себе: «Потерплю эту боль как искупление за тот мой грех». И увидите, что станет с болью...

Любой человек может попробовать сделать то же самое и убедиться в правдивости моих слов.

Шаг седьмой: исправлять свою жизнь

Покаянием мы уже начали те изменения, которые освободят нас от греха, а значит и от скорби, но мы хотим, чтобы это произошло как можно скорее и безболезненнее. Bсe в наших руках, стоит только приложить до­полнительные усилия.

Когда каратист разбивает ребром ладони кирпич, он целится не в верхнюю грань кирпича, а в нижнюю. Так удар получается сильнее. Изменения нашей жизни про­исходит быстрее и успешнее, если мы не просто уничто­жаем свое злое свойство, а еще и развиваем противопо­ложное ему доброе качество. На самом деле, по-другому и не получится. Только так можно разбить кирпич, толь­ко так можно полностью избавиться от скорби.

Если мы пострадали от своей зависти — будем разви­вать в себе доброжелательность, если от блуда — целому­дрие, если от жадности — щедрость, от жестокости — ми­лосердие, от тщеславия — скромность, от своей злобы — любовь. Бог поможет вам в этом.

Поймите, Бог — не строгий каратель, Он наш мило­сердный Отец. И некоторую боль он допускает в нашу жизнь только для того, чтобы мы избежали гораздо боль­шей боли и обрели огромную, бесценную радость. Если мы осознаем, до какой степени наши интересы совпада­ют с тем, чего желает нам Господь, и перестанем вредить самим себе, в нашей жизни будет мало скорбей и много радости.

Дмитрий Семеник

Где вылечить душевную боль?

В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые.

Гиппократ

Б

оль – это то, что знакомо всем. Боль бывает разной: физической, внутренней или душевной (в психоло­гии такую боль называют психалгией). Любая боль — это тяжесть, мучение, страдание. Мы воспринимаем ее как жестокое наказание, несправедливость, зло... Это то, что мы хотим прекратить.

Так как же нам это сделать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: