Так что же не в порядке, когда болит душа?

Нормальному человеку понятно, что не сама по себе боль мешает нам жить, а вызвавшая ее причина. Поэтому, когда у нас что-то болит в организме, мы стараемся понять локализацию боли и найти ее источник. Если есть надеж­да, что причина может исчезнуть сама, — ждем, терпим, принимая обезболивающие средства, а если понимаем что боль не проходит, то идем к врачу, проходим диагно­стическое исследование, и с помощью соответствующего специалиста устраняем ее причину. Если болит почка - идем к урологу, если горло — к отоларингологу, если же­лудок — к гастроэнтерологу, если сердце — к кардиологу. А к кому же обратиться, если болит душа?

Когда болит тело, мы понимаем, что от нервных окон­чаний в точке локализации болезни приходит сигнал о неблагополучии в соответствующий участок мозга.

Откуда и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Думали ли вы когда-нибудь об этом? Нет? А по­чему? Об этом стоит хорошенько задуматься... Может быть, сигнал неведомым образом приходит в мозг? Мо­жет быть, он приходит в сердце, ведь порой и оно болит от волнений? Может быть, солнечное сплетение являет­ся средоточием духовной боли?

Отнюдь, последние научные исследования в области нейрофизиологии и реаниматологии утверждают, что со­знание человека не локализовано в теле. То есть никакой сгусток нервных клеток, даже головной мозг, не может исполнять и не исполняет функцию того, что мы назы­вает человеческим сознанием.

Поэтому, если вы сугубый материалист и начисто от­рицаете существование души, невидимого мира и всего, что с этим связано, можем обрадовать вас: значит, у вас ничего не болит. Если нет души, то и болеть она тогда не может. Поэтому вы можете сейчас же начать радоваться и закончить чтение этой статьи.

С остальными читателями мы пойдем дальше — в мир человеческой души.

Психология — наука, в самом названии которой со­держится признание существования души (psyche — душа, logos — знать) — много потеряла, когда отказалась от самого понятия души. То есть она ставит своей задачей лечить душу, которую перестала признавать, но никакого другого обоснованного понимания души не ввела. Си­туация просто абсурдна. Как можно лечить орган, если ты его не признаешь и ничего о нем не знаешь? Поэто­му традиционная психология в случае душевной боли практически всегда разводит руками. С помощью совре­менных фармакологических препаратов можно ослабить интенсивность боли души, с помощью психотерапевти­ческих техник отвлечь от боли, научиться с ней жить, на определенное время даже заглушать ее. Но, несмотря на огромный опыт, накопленный за полтора столетия, со­временная психология не способна искоренить причину, приводящую к этой сильнейшей боли.

Отчего же болит душа? (Скажем сразу, мы не рассма­триваем случаи тяжелых психических заболеваний — шизофрении и т. п., — которые встречаются у суицидентов примерно в 20% случаев.)

Тело болит оттого, что мы чем-то его повреждаем или не даем необходимого ему, точно так же и душа. Что же нужно душе?

Один из современных священников пишет: «Обще­известно, что игнорирование глубинных стремлений человеческого духа порождает то самое искажение че­ловеческой природы, которое традиционно называ­ется грехом — источником болезней. Поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление растоптанных или утраченных проявлений человеческого духа. Примирение с Богом — это покаяние, это осознание своего греха, осознание от­ветственности за свою жизнь, за то состояние, в которое человек вогнал себя, и стремление, жажда начать новую жизнь, примирившись с Богом и испросив у Него про­шение.

Церковь всегда, с древних времен связывала болезнь с внутренним состоянием человека, с человеческим грехом. Поэтому в основу церковного Таинства елеос­вящения для исцеления болящих лежит молитва о про­шении грехов. И независимо от того, прибегаем ли мы к Таинству елеосвящения, или мы собираемся лечиться первое, с чего мы должны начать, — с осознания своей ответственности, осознания своего греха и воли Божией относительно того, чтобы ты был здоров»10.

Грех — слово не модное. Возможно, потому, что люди, далекие от Церкви, понимают под ним нарушение каких-то правил, соблюдение которых нужно от нас Богу, а во­все не нам самим. Ведь девиз современности — «возьми от жизни все». А тут от нас зачем-то чего-то требуют. Это нам, конечно, не может понравиться...

На самом же деле, грех — это преступление против собственной души. Если сравнивать с телом, это как не кормить свое тело, как резать его ножом, забивать в него гвозди, поливать кислотой. Бог в данном случае похож на доброго доктора, который стоит рядом, с медицин­скими инструментами и препаратами наготове, и просит нас поскорее прекратить самоистязание и прийти к нему, чтобы он вылечил нас.

Если понаблюдать за собой, каждый человек может за­метить, как ему становится неприятно на душе, когда он делает что-то плохое. Например, разозлится на кого-то. струсит, огорчит кого-то, возьмет взятку, не даст кому-то просимою или изменит жене. По мере накопления таких поступков душе все тяжелее и тяжелее. И мы забываем, что такое настоящая, чистая, детская радость. Пытаем­ся заменить радость примитивными удовольствиями» они не радуют, а только отупляют. А душа высыхает и оо­лит все сильнее и сильнее...

И когда происходит какое-то важное событие в нашей жизни, например. большая потеря, нам лаже и в голову не приходит, что огромная боль, навалившаяся на нас, связана с нашими ошибками. Но это именно так. Боль при различных кризисах человеческих отношений вызвана нашей мстительностью, либо ненавистью, либо тщеславием. Боль при разрыве любовных отношений была бы во мною paз меньше, если бы сами отношения не были омрачены обидой и эгоизмом. Боль при смерти близкого человека усугубляется ропотом на Бога.

Вывод следующий: душевная боль сигнализирует нам, что с душой что-то не в порядке, возможно, мы где-то ра­нили свою душу и должны исправиться.

Где лечат боль души?

Если мы никогда не занимались своей душой, пола­гая, что духовная жизнь заключается в посещении театров и чтении романов, то нам нужна помощь в лечении душевной боли, нам самим не справиться.

Куда же бежать, когда болит душа? Куда обращаться за помощью?

Конечно, лучше обратиться туда, где точно вылечат. Это должно быть место, которое имеет проверенные тра­диции лечении, инструменты и условия для лечения, а самое важное — миллионы вылеченных больных.

На самом деле, главного и единственного Врача ду­шевной боли мы уже нашали выше. Я видел сотни людей, вылеченных от душевной боли. И все они были пол­ностью вылечены только в одном месте и только у един­ственного Врача. Это лечебница — Церковь, и Главный Врач в ней - Господь Бог!

Этот Врач не лечит за деньги. Он делает это беско­рыстно и с большой любовью. Этот Врач ждет того, кому плохо, потому что Он всегда готов протянуть руку помощи. У него не бывает выходных и перерывов на обед. Он всегда готов приступить к лечению вашей души.

Этот Врач лечит проверенными и очень эффективны­ми лекарствами. Он никогда никому не отказал в помо­щи, но Он не станет навязывать вам Себя, Он не будет уговаривать вас лечиться у Него, потому что этот Врач уважает нашу свободу и выбор, и ему не нужна реклама. Этот Врач просто искренне хочет вам помочь, потому что любит вас. Он рассчитывает на ваше доверие к Нему, и исполнение нами Его предписаний

Если у вас пока маловато доверия, и вы боитесь об­ращаться к Нему, вспомните, что вы ничем не рискуете. Покончить с собой вы сможете всего даже через год ду­ховной жизни. Ведь терять вам все равно нечего.

Как Бог лечит душевную боль?

Мы с вами уже выяснили, что боль вызвана нереали­зованными потребностями души. Значит, лечить эту боль нужно, удовлетворяя эти потребности.

Не верьте,что многократно распространенный, практи­чески канонизированный психологами-популистами спи­сок человеческих потребностей (наиболее известная из них пирамида Маслоу), в числе которых самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность — есть действительно то, что нужно человеку. Даже если согласно лому списку у вас будет 100 из 100, вы не будете счастливы. Потому что счастлив тот, кто удовлетворил потребности души. А они отличаются от упомянутого списка.

Главная и единственная потребность души на самом деле - любовь. А Бог — это и есть Любовь. Приближе­ние к Богу увеличивает любовь. Удаление от Бога через грехи - уменьшает любовь, увеличивает душевную боль… Значит, душе нужны не какие-то мелочи. Ей нужен сам Бог! Только Он может удовлетворить ее запросы. И Он готов дать нам Себя. Он хочет дать нам себя и через это избавить нас от боли и просветить наши души любовью.

Молитву сравнивают с дыханием души или с пищей для души. Кто молился, тот испытал верность этих срав­нений на себе. Наука не смогла пощупать, измерить ту субстанцию, которая поступает в душу молящегося. Цер­ковь называет эту субстанцию благодатью. Молитва — самый быстрый целитель душевной боли.

Не менее необходимый источник благодати для чело­века — причастие тела и Крови Христа. Данная статья — не богословская. Мы хотим лишь указать вам единствен­но верный путь излечения души от боли. Поэтому отно­сительно великого чуда причащения скажем лишь то, что плоды этого чуда несомненны и ощутимы. Множество известных мне людей избавилось после причастия от тяжелейших психологических расстройств, заболеваний тела, отчаяния, депрессий, а один раз практически на моих глазах женщина выздоровела от меланомы (очень агрессивной злокачественной опухоли).

Причастию предшествует целительное таинство по­каяния — исповеди. Во время исповеди человеку про­щаются все исповеданные им грехи. Из его души как бы вынимаются все те гвозди, которые он вонзил в нее, ис­целяются все нанесенные себе раны. Совесть человека становится чистой. Помните ли вы еще, как хорошо на душе, когда совесть чиста?

Можно удовлетвориться краткосрочным эффектом, благополучным переживанием определенного кризиса. Но тогда вскоре придет новый кризис. Возможно, тяже­лее прежнего. Если вы не хотите испытывать боль, хо­тите жить в любви и радости, о душе нужно заботиться постоянно. Нужно приучить себя давать душе то, что ей нужно и не делать того, что ранит ее. Для этого необхо­димо изменить свои привычки.

Это долгий процесс, требующий постоянного внима­ния и усилий. Но по мере того, как вы, с помощью Врача, будете находить свои ошибки и исправлять их в глубинах своей души, тяжесть будет оставлять вас, чувство истин­ной радости наполнит вашу душу.

Основную работу будете делать не вы, а этот неоце­ненный нами всеведущий, любящий Врач. От вас требу­ется лишь принять этот чудесный дар исцеления.

Если вы хотите быть телесно здоровыми, то должны соблюдать правила гигиены. Если хотите быть здоровы­ми душевно, то тоже надо придерживаться своих «гигие­нических норм». Как сказал по этому поводу в одном из интервью профессор Зураб Кекелидзе, заместитель ди­ректора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского: «Есть же такое понятие как психогигиена. Не делай того, что на­рушает психическое здоровье! Прочитай десять запове­дей — там все написано! Не знаем законов, делаем массу глупостей».

Об этом говорит и опыт поколений. Наши предки это хорошо понимали, видели, ощущали результаты, пере­давали детям.

И не ругайте боль, не жалуйтесь на нее, не страдайте, а идите ее лечить.

Пожелаю вам в этом успехов.

Михаил Хасьминский, кризисный психолог

ДЕПРЕССИЮ

МОЖНО

ПОБЕДИТЬ

Депрессия - это одна из самых распространенных болезней современности. Среди тех, кто думает о са­моубийстве, существенна доля страдающих депрессией. Поэтому мало остаться жить. Нужно что-то делать со своей депрессией. Побеждать ее духовными средства­ми, средствами медицины, либо просто сознательно тер­петь, понимая, что это болезнь, а не реальное восприя­тие действительности.

Депрессия депрессии рознь. Депрессии различаются как по происхождению — они могут иметь духовные причины, а могут и физиологические, — так и по степени тяжести. Достигая своих крайних форм, депрессии могут переходить в такие тяжелые психические заболевания как психоз и шизофрения.

Первое, что необходимо знать: депрессия излечима. Бо­лее того, она может пройти и сама.

Второе: лечению депрессий хорошо помогают духовные лекарства, но не следует отвергать и помощь медицины, особенно в случае эндогенных депрессий.

Как оценить состояние своего здоровья и что предпри­нять для его улучшения?

Может ли человек в депрессии помочь себе?

Д

митрий Борисович, отчего возникает депрессия и каких видов она бывает?

—В зависимости от природы возникновения быва­ют разные депрессии. Эндогенная депрессия внешне как будто бы не связана с психическим и физическим состоянием человека. Она относится к разряду психи­ческих болезней, которые лечатся психиатрами. Су­ществуют также реактивные депрессии, которые воз­никают как реакция на неприятные события в жизни данного человека.

Соответственно, лечение будет в каждом отдельном случае свое. Если в первом случае лечение исключитель­но медикаментозное, то во втором случае помимо меди­каментов широко используется психотерапия.

—А по каким симптомам человек может понять: де­прессия у него или просто, скажем, плохое настроение?

—В основном по длительности. Плохое настроение у человека обычно бывает от нескольких минут до не­скольких часов. Даже если у человека, скажем, реакция на смерть близких, она не должна затягиваться на недели и месяцы. Все люди переносят смерть близких тяжело, но кто-то переносит это более адекватно, а кто-то впада­ет в депрессию.

Поэтому, если человек замечает, что это состояние за­тянулось, и он не может с ним справиться самостоятель­но, применяя, например, легкие успокаивающие, ему стоит обратиться к специалисту.

— Может ли человек, впавший в длительную депрессию, привыкнуть так жить и уже перестать понимать, что у пего что-то не в порядке?

— Едва ли. Ведь опасность депрессии в чем? Человек в таком состоянии может пойти даже на самоубийстве. Это происходит из-за того, что человеку физически и душевно очень тяжело переносить это состояние. Поэтому, если у человека депрессия, то он ее очень тяжело переживает, свыкнуться с этим состоянием нельзя.

Тяжесть депрессии бывает разной. Например, у человека может быть субдепрессия. Это такая депрессия, которая не доходит до своего максимума — психотиче­ского уровня. В этом случае симптомы выражены не так интенсивно, но это все равно депрессия.

А существует так называемая соматогенная депрессия. Здесь не всегда и врачи могут разобраться. Вот, например, человек якобы болеет разными заболеваниями внутренних органов. Он ходит по разным врачам, обследуется, у него что-то находят или говорят, что у него ничего нет, а он с упорством, достойным лучшего применения, все равно идет к врачам в надежде найти какую-то болезнь, чтобы ее лечить. А когда попадает по каким-либо причинам к пси­хиатру, то порой удается распознать, что первичной здесь является не болезнь тела человека, а депрессия, которая пе­решла на соматический уровень. Вылечить такую мнимую болезнь можно, только назначая антидепрессанты. И когда это происходит, проходит и мнимая болезнь.

—А если депрессия приобретает тяжелый характер, и человек думает о суициде, то есть ли какие-нибудь сло­весные формулировки, которые могли бы помочь ему отка­заться от этой мысли?

—Есть, но они помогают далеко не всегда. Это опять же зависит от характера депрессии. Если это эндоген­ная депрессия, связанная с психическим заболеванием, то здесь любые слова будут действовать ровно столько, сколько они звучат. Например, человеку говорят: «Не беспокойся, у тебя все хорошо». Он: «Да, да, да» Только это сказали, он тут же идет и что-то с собой делает, тому, что это не работает.

Если у человека депрессия — реакция на что-то, то тоже не всегда это действует. Опять же тот пример, ко­торый я приводил, с потерей близких. Здесь очень тя­желые депрессии бывают. Чем глубже депрессия, тем меньше слова родных или врача будут помогать, тем не менее, этот метод применяется в лечении наряду с други­ми. Зная конкретного человека, его проблемы, то, что с ним происходит, его состояние на данный момент, мож­но сказать ему какие-то слова, но это будет, конечно, не основное лечение, а вспомогательное. Или, скажем, на выходе из депрессии, когда человек уже из депрессивной ямы вылезает, словесное воздействие может как-то по­мочь, но, конечно, не как основной вид лечения.

— Но известно, что люди, которые потеряли близких, в конце концов выходят из депрессии без помощи психиа­тра. То есть получается, что помощь врача требуется не всегда.

—Не всегда, но в идеале, конечно, желательно, чтобы всем или психолог, или психотерапевт оказал помощь в этой ситуации. Особенно, если смерть внезапная. По на­шей практике бывает, что пациенты поступают с попыт­ками самоубийства спустя даже год после смерти близ­кого, или даже спустя несколько лет. А получается как? Очередная дата гибели человека, которую встречают, как правило, на кладбище, нахлынули воспоминания, а еще нередко здесь алкоголь присутствует, он снимает тормо­за, которые в обычной жизни работают, и человек что-то с собой пытается сделать. Не так уж и редко это бывает.

— То есть лучше алкоголь в качестве антидепрессанта не использовать?

— Это можно сказать совершенно однозначно, он всегда играет негативную роль. Порой он является по­следним фактором, который заставляет человека прибег­нуть к попытке самоубийства.

- Существует довольно распространенная категория людей, которые впали в депрессию, потому что им кажет­ся, что их никто не любит, на работе не ценят, друзья не уважают и т.д. Что вы можете им посоветовать?

— Здесь необходима работа над собой, над развит своей личности, потому что у таких людей изначально занижена самооценка, а это идет, прежде всего, от характера. Есть определенные группы характеров. Активный, всегда с хорошим настроением, не может впасть в такое состояние. А есть люди интроверты, обращенные к себе, а не вовне. Такие люди обычно не очень общительные, не очень активные, более ведомые. Еще на личность влияет, конечно, социум, который в процессе жизни накалы­вает отпечаток — это общение и воспитание родителей круг общения среди друзей.

Бывает, что у людей есть какие-то внешние дефекты, скажем, полнота. Это все, естественно, усугубляет ситуа­цию. Такой человек, становясь зрелым, понимает, что ему нужно над собой работать, работать над раскрытием сво­ей личности, тогда у него повышается самооценка. Или, например, человек достигает в своей области какого-то результата, и тогда это для него становится не столь ак­туальным. Но это бывает нечасто. Чаще всего люди пере­живают, и самостоятельно справиться им бывает сложно. В таком случае им необходима помощь, и специалистов в том числе.

—Дмитрий Борисович, а как бы вы посоветовали пас­сивным, зависимым людям развивать свой характер?

—Здесь много факторов. Прежде всего, нужно раз­виваться как личность. Если человек обидчив, он пол­ностью зависит от мнения окружающих. Чтобы чело­век это преодолел, должно произойти что-то серьезное. К примеру, случается что-то в семье. И если раньше человек рассчитывал на кого-то, то теперь он должен рассчитывать только на себя, и он волей или неволей переламывает, иначе либо он пропадет совсем, либо придется что-то делать. Вот такие жизненные встряски и стрессы могут привести к тому, что он будет меняться. Человек должен осознать, что ему это нужно. Если он это понимает, то значительная часть работы уже сделана.

Опять же здесь может помочь психолог или психоте­рапевт. Кому-то хорошо помогают центры психологиче­ской помощи, где психотерапевт работает с группой. Но осознают потребность в этом только единицы. А быва­ет по-другому. Происходит какая-то встреча человека с людьми, которые ему помогают раскрыться. Кто-то при­ходит к Церкви, к Богу, тогда у человека все меняется значительно.

—Бывает так, что человек обращается за помощью к психотерапевту, но не получает ощутимой долговременной помощи, и тогда человек просто уходит и все?

—Такое случается нередко. Но понимаете, не надо рассчитывать на то, что если пришел к психотерапевту, то дальше все пойдет как по нотам. Есть много факторов, например, контакт со специалистом. Критерий здесь один: если человек понимает, что результат есть, то ле­чение стоит продолжать, если же он понимает, что лучше ему не становится, значит, лучше всего поменять психо­терапевта. Нужно действовать методом поиска. Есть слу­чаи, когда родители приводят к психотерапевту ребенка или подростка, который изначально не хочет общаться со специалистом, а увидев, например, формальное отно­шение безо всякого интереса, он думает, что все психоло­ги такие. Важно этого избежать.

—Какие симптомы являются признаком серьезных психических заболеваний (таких как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.) и должны побудить человека об­ратиться к психиатру?

—Во-первых, если депрессия не обусловлена какими-то очевидными событиями в жизни человека, она сама может быть квалифицирована как психическое заболева­ние. Например, если у человека внезапно умер близкий родственник, то это достаточно адекватная причина для начала депрессии. Если же у него все хорошо в жизни, никаких трагедий нет, но при этом он замечает, что, например, в осенний или весенний период ему становится тоскливо, плохое настроение, ухудшается сон, то это уже нечто другое.

Во-вторых, депрессия может быть этапом в развитии тя­желых психических состояний. Как можно заметить у себя психическое заболевание? Сначала, как правило, без ви­димых причин стойко нарушается сон. Потом начинаются перепады настроения. Как в сторону повышения настрое­ния, чрезмерной активности, речевой и двигательной, до­ходящей до того, что человеку достаточно 2-3 часов сна в сутки, так и в сторону депрессии, когда человек лежит, ему ничего не хочется делать, и если его не потеребить, он так и будет лежать. Дальше может появляться тревога, страх, по­рой неосознанный, нежелание жить.

Если на этом этапе развитие болезни не останавлива­ется, дальше могут начаться галлюцинации, бред. Но на этом этапе человек, как правило, уже не вполне отдает себе отчет в том, что с ним происходит. То есть, он по­нимает, что с ним что-то не то, и не более того. А если это бред, то наоборот, ему кажется, что все для него выстрои­лось в ясную картину, что он все понял. И в этом случае убедить его в том, что это болезнь, невозможно, это даже может вызвать у него агрессию.

—Как известно, у больных чередуются периоды обо­стрения и ремиссии (когда признаки болезни исчезают). В период ремиссии человек не может критически посмо­треть на то, что было в период обострения?

—Может. Но вся беда в том, что когда начинается обо­стрение, он опять теряет критическое восприятие своего состояния. Чаше признаки психического заболевания за­мечает не сам человек, а его родственники, окружающие.

—Всегда ли человек приходит к таким серьезным заболеваниям, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз через депрессию или может миновать эту стадию развития?

—Как правило, он приходит именно таким путем. Дру­гое дело, что стадия депрессии может быть разной по длительности (от нескольких часов до месяцев) и разной по ин­тенсивности, как бы стертой. Люди часто объясняют свои проблемы утомлением, какой-то нагрузкой и не обращают на это внимания. Начинают обращать внимание только тог­да, когда этот этап уже прошел и начался, например, психоз.

—Понятно, что человеку неприятно осознать себя пси­хически больным. Насколько важно все-таки сделать это и, не откладывая, обратиться к психиатру?

—Какие тут могут быть сомнения, если эти заболева­ния могут приводить к инвалидности и социальной де­задаптации? Иначе говоря, личность разрушается. Если в начале болезни человек социально активен, то к пику заболевания он превращается в развалину.

—Насколько успешно излечиваются психические забо­левания?

—При наличии большого арсенала методов лечения эти заболевания лечатся трудно и длительно, и вообще счита­ются хроническими заболеваниями. Но если обратиться к врачам на ранней стадии заболевания, то удастся дольше поддерживать человека в стабильном, социально адаптиро­ванном состоянии. Чем раньше больной обратится к врачу, тем лучше. Потому что многие дол го отказываются признать факт болезни, потом, когда осознают себя больными, пыта­ются какими-то своими методами лечиться. И чем дольше это длится, тем более тяжелые формы принимает болезнь.

—Психически больных лечат стационарно или амбулаторно?

—С каждым больным по-разному. Если острое состо­яние, конечно, его нельзя лечить амбулаторно. Но, если человек не хочет ложиться в больницу, и его состояние не очень тяжелое, при диспансерах существуют дневные стационары. Днем человек получает лечение, вечером уходит домой.

- Полное излечение возможно?

— Если ремиссия, то есть нормальное состояние длится 20-30-40 лет, то условно можно говорить об излечении.

—Говорят, что среди таких подростковых «субкуль­тур», таких как «эмо» и «готы», существует целый культ депрессии, культ самоубийства. Попадают ли они в число ваших пациентов?

—Среди представителей этих «субкультур» много психически больных людей. Видимо, в эти субкультуры они попадают в поисках возможности если не решить свои проблемы, то хотя бы найти людей с похожими про­блемами, которые их поймут.

—То есть если бы они нашли понимание, поддержку, какие-то занятия в более позитивной среде, то их жизнь могла бы сложиться по-другому?

—Понимание, душевное тепло играют большую роль для человека. Так, по моим наблюдениям, у практически 100% подростков-наркоманов корнем проблем являют­ся отношения в семье. Они могут жить в золотой клетке, учиться в престижных учебных заведениях, но все они не имеют подлинного контакта, по-настоящему близких отношений с родителями.

—Каковы типичные причины депрессии и суицида у по­жилых людей, которые психически здоровы?

—Прежде всего, это хронические соматические забо­левания, приводящие к снижению или потере возмож­ности себя обслуживать. Возникает чувство вины перед родственниками, поскольку тем приходится за ними уха­живать. Ну и чувство того, что впереди в этой жизни их ничего хорошего уже не ожидает.

—Если говорить не только о людях, находящихся в со­стоянии депрессии, а о суицидентах в целом, как им помочь осознать факт, что они ничего не добьются, если совершат самоубийство?

—Только вылечив их. По канонам психологии считается, что изначально для человека самоубийство ненормально. Оно противоречит законам природы. Самоубий­ство — это крайний шаг. Прежде чем человек его избира­ет, он пробует разные способы выхода из ситуации, со­знательно или подсознательно. Но когда он осознает, что все варианты уже испробованы, ему кажется, что у него остается единственный выход. И если сказать: «Посмо­трите на эту проблему с другой стороны, вы увидите дру­гие варианты решения», — он не воспримет этих слов.

Здесь важна работа на протяжении какого-то време­ни. И когда потом он выходит из состояния нежелания жить, он понимает: «Да, я не мог осознать, что это на­столько просто и очевидно, что если на проблему посмо­треть с другой стороны, то она даже и несерьезная». Но это происходит уже потом. Находясь в этом состоянии, человек находится не совсем в здравом рассудке, и имен­но поэтому такие люди попадают в психиатрическое от­деление, потому, что в этот момент человек находится в психотическом состоянии. Многие говорят: «Зачем вы меня спасаете? Это мой выбор». Мы отвечаем очень про­сто: «У вас болезненное состояние, которое можно вы­лечить. Оно пройдет, и вы потом осознаете, что были не­правы». Это довольно распространенное заявление па­циентов в депрессии. А в результате лечения сохраняется жизнь человека.

Дмитрий Кваснецкий, психиатр




Антидепрессант №1

П

режде, чем вывести рецепт победы над депрессией скажем, что речь идет не о всякой депрессии. Примерно 20% депрессий имеют физиологические причины или, по крайней мере, физиология тесно включается в ме­ханизм депрессии. Эта же беседа о такой депрессии, при­чины которой носят духовный характер. Такую депрессию можно назвать хроническим унынием, отчаянием.

Так вот, такая депрессия всегда имеет причину. Эта при­чина кроется не во внешних обстоятельствах, а в душе че­ловека. Точнее, в одном совершенно конкретном ее каче­стве. Это качество называется гордостью. И эта же самая гордость является подлинной причиной большинства по­пыток самоубийства психически здоровых людей.

Мое утверждение покажется удивительным, посколь­ку мы привыкли считать гордость одним из достоинств человека. Мы хорошо помним фразы: «благородная гор­дость», «у тебя что, совсем гордости нет?», «у человека должна быть гордость».

Ответим сразу и решительно: никакой «благородной гордости» не существует. И не должно быть у человека гордости, если он не хочет быть несчастным, ненавиди­мым людьми, а может быть, и дойти до суицида.

То светлое и благородное, что мы порой путаем С гор­достью, это человеческое достоинство — сознание высо­кого достоинства того, что заложено в нас как во всякого человека. Это, безусловно, доброе и очень нужное качество. А гордость — это совсем другое. Если достоинство говорит: «Я так же божественен, как и другие люди», то гордость шепчет: «Я лучше других и достоин больше чем многие».

До революции 1917 года все знали, какая беда эта самая гордость. Но коммунисты постарались перевернуть с ног на голову жизненно важные вещи. Так появилась на свет неве­домая дотоле «благородная гордость», «благородная ярость» и другие подобные абсурдные слоганы. За время советской власти ложное благородство гордости настолько въелось в умы, что во избежание путаницы в современной духовной литературе для обозначения гордости часто используется не столь оболганный синоним — гордыня.

Так что же такое гордость, она же гордыня, и почему она приводит к унынию, а порой и доводит до суицида?

Анатомия гордости

История появления гордости такова. В сотворенном Богом мире не было никакого зла, одно лишь добро. А поскольку одним из свойств добра является свобода (иначе, что это было бы за добро, если бы оно творилось не по доброй воле?), имели эту свободу и ангелы. И од­нажды величайший из ангелов — Денница — решил, что ему мало быть ангелом, решил стать равным Богу и вос­стал против Творца. За ним последовала часть ангелов. Теперь мы знаем бывшего Денницу под именем сатаны, а падших ангелов как бесов. Они стремятся путем лжи привести людей в то же несчастное состояние, в котором находятся сами. Обманом сатана склонил Адама и Еву к непослушанию Богу, и первые люди, покинув Бога, есте­ственно, покинули и рай.

Гордыня — это нежелание смириться с тем, что име­ешь, и благодарить за все Бога. Именно эта злая страсть сделала сверкающего Денницу темным сатаной, низверг­ла часть ангелов в ад, изгнала людей из рая и стала при­чиной всех нынешних мучений человечества, всей боли всех людей от Адама и до вас. И к боли каждого человека его гордыня имеет самое непосредственное отношение.

Давайте детально рассмотрим, что делаете нами наша гордыня.

Думаю, все слышали известную мудрость: «Счастлив не тот, кто имеет все, чего хочет, а тот, кто доволен тем, что имеет». Слышали-то мы слышали, и мы согласны с тем, что это действительно формула счастья. Но она нам не помогает. У нас не получается быть довольными тем, что имеем. Почему не получается? Потому что нам ме­шает гордыня.

Гордыня говорит нам: «Вон у того и у другого есть то-то и то-то, а ты чем хуже? Бедный ты, несчастный, как несправедлива к тебе жизнь! Почему же этот Бог, если он есть, так жестоко обошелся с тобой?»

Таким образом, гордыня влечет за собой такие чув­ства и действия как зависть, ропот на судьбу, жалость к себе. Согласитесь, что это довольно неприятные, му­чительные чувства. Естественно, человек пытается из­бавиться от боли, причиняемой этими чувствами. Но каким образом?

Вместо того, чтобы воздействовать непосредственно на свои чувства, на свою душу, удаляя из себя корень сво­их бед — гордыню, человек ищет облегчения в том, чтобы удовлетворить свою гордыню, то есть чтобы «улучшить» свое положение, которым недовольна гордыня. Человек-то доволен, его гордыня недовольна!

Первыми сыновьями Адама были Каин и Авель. Авель был добрый человек и его жертвоприношения были угодны Богу. Злого Каина мучила зависть. Каин мог успокоить свое сердце, победив гордыню доверием к Богу: «Раз Бог пока­зывает, что поступки Авеля более угодны ему, значит, они действительно лучше. Смирюсь, буду терпеть свою долю». Но Каин поступил иначе: мучимый завистью, он убил свое­го брата Авеля. Стало ли Каину легче после этого, успокои­лась ли его гордыня? Конечно, нет. Ему пришлось бежать с женой от родителей в другую землю, но куда он мог убежать от мучений своей совести?


Мы с вами не убивали своих братьев. Но, мучимые своей гордыней, мы поступаем также неразумно, как и Каин: мы не боремся с причиной своих страданий — гордыней, мы мечтаем удовлетворить гордыню жертвоприношениями.

«Почему у других уже есть парни (девушки), а у тебя еще нет? Чем ты хуже, тебе даже нечем похвастаться пе­ред друзьями!» — шепчет нам гордыня, и мы совершаем грех блуда, от которого у нас отнюдь не прибавляется счастья, вовсе даже наоборот.

«Почему у них есть деньги и то, что на них покупает­ся, а у тебя нет, бедняжка!» — терзает нас гордыня. И мы совершаем нечестные поступки с целью обогащения, либо вместо профессии по душе выбираем профессию поприбыльнее. Делает ли это нас счастливее? Еще никто не обрел счастья, потеряв себя.

«Да, они плохо поступают (воруют, принимают нар­котики), но почему им можно, а тебе нельзя?» — спра­шивает гордыня. И мы, следуя дурному примеру, стано­вимся несчастнее.

«Почему у нее такой хороший муж, а у меня — нико­го? Хочу этого мужа!» — шепчет гордыня женщине, и та бросается отбивать чужого мужа. Если получится, ей не позавидуешь. Да и если не получится — тоже.

«Ты достоин любви и почитания масс», — говорит гордыня, и не имеющий таланта человек карабкается на эстраду, на посмешище знатоков и истории.

«Ты достоин власти», — врет гордыня, и не умеющий управлять собой человек рвется в поли гику, чтобы управ­ляв миллионами.

Гордыня делает мучительной любую попытку вытер­петь, что бы то ни было: «Почему ты, такой хороший, та­кой великий, должен это терпеть? Откуда взялась вооб­ще эта боль, она совершенно не входила в наши с тобой планы. Мы планировали великий путь сплошных удач, побед и наслаждений. Нет. это просто невыносимо! Я не хочу это терпеть!»

«Врачи говорят, мне вредно пить. Но я хочу! Другим-то можно, а я чем хуже?» - слышит человек голос гордыни, и через некоторое время умирает от цирроза.

Да уж, все эти «хочу», «не хочу» используются гордыней против нас очень ловко. Хочет она всегда того, чего нет, а не хочет того, что есть.

Так мы падаем все ниже. Теряем радость, теряем себя. Неизбежно встречаемся с ситуациями, когда даже наша готовность бросить на черный алтарь ненасытной гордыни все, что угодно, не помогает нам. Любовь, совесть, честь, дружба уже брошены, но гордыне этого мало. Она ставит нас в такие ситуации, когда мы просто бессиль­ны что-либо сделать. Она мучает нас неприятием наших родителей — но мы бессильны поменять их. Она мучает нас желанием завоевать любовь какого-то человека или группы людей — но любовь можно завоевать только лю­бовью, а у нас нет любви, потому что где сильна гордыня, там зло, и любовь там не живет.

Много бывает ситуаций, когда мы ничего не можем сделать. И тогда мы впадаем в уныние, как самолет в штопор. Буксуем как бульдозер, упершийся в гранитную скалу. Начинается депрессия.

Тем временем, родоначальник гордыни, — сатана — не бездействует. Это именно он подбрасывал нам к мыслишки, которые вместе с унаследованной от пред­ков гордыней довели нас до такого плачевного состоя­ния. Но это мучение еще не предел желаний сатаны. Его цель — довести нас до самоубийства, чтобы высшее тво­рение Бога, обладающее божественным достоинством, созданное для рая, для радости, оказалось в аду с преда­телем — бывшим Денницей.

Достаточно мы шли на поводу у тех, кто желает нам зла. Хватит! Хватит воевать с ветряными мельницами и завоевывать призрачные страны. Давайте, наконец, зай­мемся настоящим решением своих проблем и обратим наше оружие против корня всех бед - гордыни.

Сила смирения

Качество, противоположное гордости, — смирение. Именно оно и является самым сильным «антидепрессан­том» в случае депрессии-уныния.

Смирение только на первый, очень невнимательный взгляд, может показаться чем-то непривлекательным, похожим на слабость. Это не так. В смирении — сила. Чтобы смириться, нужно приложить силу. А когда чело­век смирится, он станет еще сильнее.

Помню, на одной из своих работ я пожаловался на­чальнице, что мне, менеджеру среднего звена, порой приходится много чего терпеть от коллег и подчиненных. Ее ответ тогда удивил меня: «Чем выше поднимаешься, тем больше приходится терпеть!» Я присмотрелся, и уви­дел, что, действительно, чем выше место, тем больше у человека всяких трудностей. И нужно немалое смирение, чтобы, избегая разрушительных эмоций, успешно управ­лять собой и людьми. О том же говорят и русские посло­вицы: «Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь», «Живи смирнее, так будет прибыльнее», «Живи смирнее, всем будешь милее».

Сейчас моя бывшая начальница возглавляет одну из крупнейших промышленных компаний России. Хотя ей нет еще и сорока, ее годовая зарплата исчисляется мил­лионами долларов. Думаю, это не предел ее карьеры.

А чего достигает в работе гордый? Гордый — значит обидчивый. А пословица недаром гласит: «На обижен­ных воду возят». Гордый дважды в проигрыше — и работа у него всегда самая тяжелая и низкооплачиваемая, да еще и обида всегда рвет душу.

Посмотрим на боевую ситуацию на войне или на улицах российских городов, где обстановка все бли­же к военной. Побеждает не тот боец, который громко кричит, ругается и впадает в гнев после первого бран­ного слова в свой адрес, а тот, кто спокойно пропускает всю ругань мимо ушей и наносит удар тогда, когда сам считает нужным.

То же и в личных отношениях. Гордый человек вообще ни с кем не может ужиться. А смиренный сохраняет не только внешнюю сторону отношений, он со­храняет в себе и в другом человеке самую суть отноше­ний — любовь.

Гордый человек — как лужа: брось в нее камень - она вся и расплескалась, забрызгав окружающих грязью. А смиренный человек — как море: оно поглотит любой камень бесследно, и даже круги по воде не пойдут.

Это над гневом гордого человека смеется пословица. «Гремит гром не из тучи, а из навозной кучи». Смирение и кротость, наоборот, в почете: «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает». «Господин гневу своему — господин все­му», «Лучше самому терпеть, чем других обижать».

Ничто не может огорчить смиренного, он всегда готов ко всему, все принимает как должное. Говорит преподоб­ный Ефрем Сирин. «Кроткий, принимая на себя все удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире». У него не то, что депрессии — даже плохого настрое­ния не бывает. «Человек смиренный живет на земле, как в Царствии Небесном, всегда весел и спокоен, и всем дово­лен». — говорит преподобный Антоний Оптинский31.

Как научиться смирению

Как же победить в себе гордыню и развить смирение?

Для начала нужно понять один важный закон жизни: случайностей не бывает. Все, что с нами происходит, буквально все, как бы мало или велико ни было, является следствием нашей жизни до этого момента и направлено к нашему благу.

«Все, что ни делается, — к лучшему», — одна из сто­рон этого закона.

В Евангелии есть удивительные слова Христа, обра­щенные к людям: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы до­роже многих малых птиц»32.

В Библии Бог говорит людям о своей заботе о нас: «За­будет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не за­буду тебя»11. О том же говорит и пословица: «Ни отец до детей, как Бог до людей».

Этому нужно только радоваться, поскольку мы — лю­бимые творения Божий, и все, что Он делает, направлено к нашему благу. А если все внешние воздействия на нас направлены к нашему благу, то разве может случиться что-то такое, на что мы должны огорчаться?

Нет! Ничего такого с нами случиться не может.

Но почему же тогда с нами происходят всякие непри­ятности, несчастья?

Если верить гордыне, которая говорит нам, что мы самые великие и прекрасные, причин неприятностей мы никогда не поймем. Но взгляд гордыни — лож­ный, фальшивый. Трезвый, честный взгляд — взгляд смирения.

Смирение говорит нам, что у нас, как и у всех осталь­ных людей, есть много недостатков. Нам будет тем луч­ше, чем меньше у нас останется этих недостатков, чем совершеннее мы станем.

Именно этого нам желает Господь, попуская нам все эти неприятности. Именно «попуская», а не «посылая». Потому что подлинной причиной несчастий является чаша предыдущая жизнь и наши недостатки.

Как же связаны наши недостатки с этими неприятностями и как эти неприятности помогают нам совершен­ствоваться? Рассмотрим несколько типичных примеров.

Сюжет первый. Человек в юности был жесток. Часто причинял душевную и даже физическую боль близким лю­дям. Однажды на улице его жестоко избили, сломали по­звоночник. Он около года пролежал в больнице, многое вытерпел. Он мог ожесточиться на судьбу и людей, но он все правильно понял, переосмыслил и, пережив страдание, стал более сострадательным и бережным к окружающим

Сюжет второй. Девушка часто меняла мужчин. В кон­це концов, она вышла замуж за человека, которого увела из чужой семьи. Через несколько лет он ушел от нее к более молодой. Она пережила очень тяжелый период в жизни. Она могла озлобиться на мужа и судьбу, но она сумела принять это как результат своих прежних оши­бок. Она раскаялась в них и стала жить целомудренно, ожидая уже по-настоящему своего человека.

Сюжет третий. Человек был чрезвычайно жаден до де­нег. Он ценил деньги не только выше чести, но даже выше любви. Все силы, весь ум он направлял на то, чтобы раз­богатеть. Но почему-то у него это получалось хуже, чем у тех, кто был менее жаден. Все его предприятия рано или поздно терпели крах, едва приблизившись к успеху. Он мог потратить на эту безумную гонку всю жизнь, но по­сле очередного краха он сумел смириться с тем, что не станет богатым. И стал гораздо счастливее. А потом и деньги пришли. Сами.

В третьем сюжете целью могли быть не деньги, а сла­ва, власть или возможность реализации таланта в своих личных целях. Итог один.

Сюжет четвертый. Человек родился инвалидом. Он мог передвигаться только на инвалидной коляске. Он слышат чудесные истории о том, как здоровые красивые девушки влюблялись в инвалидов и выходили за них замуж, после чего в прямом и переносном смысле всю жизнь носили их на руках. Годы шли, он искал такую девушку, но не находил. Мечты таяли. Он мог впасть в отчаяние, спиться или покончить с собой. Но он смог смириться с судьбой. Вместо любви девушки он нашел любовь Бога. И душа его стала прекрас­ной. Жизнь осталась внешне скудной, но внутренне стала радостной. Позднее он понял, что внешнее уродство было средством украшения его души, которая была слишком гор­дой и поэтому не могла любить. Это уродство исцелило его и сделало счастливым. Родись он здоровым, возможно, гор­дыня овладела бы им, и он покончил бы с собой лет в 15.

Надеюсь, вы обратили внимание на то, что в каждом сюжете в критический момент у человека был выбор — озлобиться еще больше или смириться. Это очень важ­но! Мы свободные люди и всегда выбираем между злом и добром. Никакое несчастье само по себе не сделает нас лучше, если мы сами не приложим своего ума и усилий.

Но даже если мы все понимаем и хотим смириться, у нас может не хватить для этого собственных сил. А точ­нее — наверняка не хватит. Потому что гордыне содей­ствует сила врага, сила злых духов. И нам, чтобы побе­дить ее, необходима противоположная — Божественная сила. Она всегда готова прийти к нам на помощь. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Никакое хорошее дело нельзя совершить успешно, если действовать лениво или бездумно. Та работа над собой, о которой мы говорим, должна совершаться вдумчиво.

Принцип работы простой. Мы должны всегда делать противоположное тому, чего хочет от нас гордыня. Как правило, она хочет от нас ропота на Бога, уныния, злых чувств к другим людям. Противоположностью будут бла­годарность Богу, радость, добрые поступки по отноше­нию к тем, на кого мы хотим рассердиться.

Суть смирения выражается в короткой молитве: «Сла­ва Богу!» или «Слава Богу за все!» Поэтому когда нам хо­чется крушить, ломать, плакать, драться и тому подобное, будем вместо этого, наперекор своей гордыне, го­ворить: «Слава Богу за все!». Таким образом, мы и свою волю приложим наперекор гордыне, и призовем на по­мощь Божию силу.

Начать можно с малого. У всех у нас бывают мелкие ошибки, когда что-то падает из рук, или мы обо что-то ударяемся, или обнаруживаем, что что-то забыли или по­теряли. Обычно в таких ситуациях гордый человек руга­ется. Приучим себя в такие моменты вместо ругательства говорить: «Слава Богу!»

Это совсем не трудно. И произойдет чудо — через не­сколько месяцев вы увидите, что такие мелочи уже со­вершенно вас не огорчают, вы сохраняете мирное на­строение. Это и есть начало смирения.

Оружием благодарной молитвы можно победить лю­бую беду, любую скорбь.

Что же касается каких-то наших глобальных планов, желаний, мечтаний, нам будет гораздо лучше, если к этому всему у нас будет просто-напросто реалистичный, трезвый подход.

Допустим, полководец составляет план сражения. У него есть подробный план местности, знание своих сил и их расстановки и довольно точные сведения о силах про­тивника. Обладая всеми этими знаниями, а также знани­ем тактики военных действий, полководец может выбрать такую стратегию битвы, которая принесет победу.

А теперь посмотрим на себя. Хорошо ли мы себя зна­ем — свои добрые и злые качества, свои предельные воз­можности, все свои таланты? Понимаем ли мы, насколь­ко наши желания соответствуют нашим реальным по­требностям? Насколько нам известны закономерности жизни? Насколько хорошо мы знакомы с теми силами, которые нам противодействуют, мучают нас и стремятся довести до самоубийства? Если во всех этих вопросах в вполне информированы, то у вас хорошие шансы сое вить такой план, который сбудется.

Но проблема в том, что вряд ли это так. Ведь мы плены гордыней и мало интересуемся тем, что действи­тельно имеет значение в этой битве. Поэтому наши меч­ты имеют мало шансов на осуществление. «Дай Бог на­шему теляти волка съесть».

Это планы полководца, перед которым карта равни­ны, хотя на самом деле биться придется в горах; пред­ставление о своих силах у него преувеличенное, а о про­тивнике — сильно преуменьшенное. И он не знает, что можно позвать на помощь союзника, мощная армия ко­торого в получасе пути, только и ждет сигнала.

Не будем тратить силы на составление глупых, не­реальных планов, которые непременно разрушатся! То, что до последнего мига будет нам казаться победой, не­пременно обернется поражением. Постараемся лучше узнать те планы, которые есть о нас у того союзника, ко­торый знает все, располагает самыми точными картами, а армия его неуязвима и непобедима.

Апостол Иаков сказал: «Теперь послушайте вы, го­ворящие: "Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случит­ся завтра: ибо что такое жизнь ваша? — пар, являю­щийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то и другое, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» 34

"Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом», — написано в Книге Притч. О том же говорят и русские пословицы: «Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом», «Жи­лами не нажить, чего Бог не даст», «Силой у Бога не возь­мешь», «Человек так, а Бог инак», «Ты к худшему, а Бог к лучшему», «Не так живи, как хочется, а как Бог велит». «Без Бога ни до порога».

У вас в жизни непременно будут успехи 6удут достижения целей, будет счастье. Но все это будет только тогда, когда вы начнете согласовывать свои цели и поступки с Божией волей. Нравится вам это или не нравится, но это так. Царь Давид, который победил богатыря Голиафа и из простого пастуха стал величайшим царем могущественного, непобедимого Израиля, знал, что говорил, когда сказал: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делаю­щие зло истребятся, уповающие же на Господа наследу­ют землю». Давид говорил это на основе своего опыта. А больше успехов, чем у него, добиться невозможно.

Но прежде чем устремляться к вершинам, нам необ­ходимо смириться с тем, что имеем.

Да, у вас в результате депрессии может не быть сил. Но нужные вам силы есть. Они есть у Бога. И Он будет рад дать вам их. Он этого хочет.

Только перестаньте клеветать на Него, жаловаться и роптать. Попросите у Него прощения за весь свой ропот и доверьтесь Ему, и придите под защиту Отца, чтобы Он исцелил ваши раны.

У Христа за пазухой хорошо.

Дмитрий Семеник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: