Функциональная структура правосознания

Основные функции правосознания Психические компоненты Результаты функционирования Эмпирические показатели Количественные характеристики
  Познавательная   Интеллектуальный   Правовая подготовка   Юридические знания и умения   Степень осведомленности
  Оценочная   Интеллектуально-эмоциональный   Ценностные отношения к праву и практике его применения   Оценочные суждения (мнения)   Степень солидарности
Регулятивная Интеллектуально-эмоционально-волевой Правовые установки и ориентации Поведенческие позиции (решения) Степень устойчивости

Правовая культура общества — это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.

Частью общего процесса социализации личности выступает ее правовая социализация, суть которой - в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Психологическая цель правовой социализации - психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение. Главные закономерности правовой социализации в своей основе имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Различия общей социализации и правовой - в содержании присваиваемых ценностей, ее времени протекания, в психологических трудностях овладения разными знаниями, навыками, отношениями, привычками и др.

Факторы, влияющие на правовую психологию населения По своей природе они делятся на две группы: социально-психологические факторы - все виды социально-психологических явлений, закономерностей и механизмов, психологически-значимые социальные факторы. Их собственная природа не психологическая (экономическая, политическая, финансовая, правовая, управленческая и др.), но они, воздействуя на людей, по законам отражения детерминируют психические явления в группах и у отдельных личностей. По тесноте связи с непосредственными причинами, определяющими состояние правопорядка в обществе, конкретном регионе, на территории административной единицы (области, города, района, населенного пункта и др.) факторы делятся на: фоновые, правовые, криминогенные и криминальные.

Фоновые факторы менталитет народа, его представления о жизненных идеалах, патриотизме, способах удовлетворения своих потребностей, государственности, о власти; традиции, обычаи, стереотипы социальных ожиданий и ориентации и др.; общественная психология, характерная для населения страны, региона, населенного пункта, группы: господствующие общественные мнения, настроения, чаяния, стремления; деятельность средств массовой информации, во многом определяющая общий морально-психологический климат жизни населения, господствующие общественные мнения, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, устремления, порождающие определенные отношения, желания, поступки и деятельность граждан.

Правовые факторы. Они непосредственно связаны с правовой системой, ее урегулированностью и состоянием, целенаправленной деятельностью юридических органов, общественных формирований и частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка.

Криминогенные факторы. Эти факторы непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения. низкая психологическая воздейственность правовой системы, системы законодательства, «пробелы» в нем, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе; низкая психологическая действенность всей системы правовоспитательной работы, разрушение старой, социалистической, и запаздывание с созданием новой, отвечающей реальностям свободы, прав, демократии в современном обществе; правовой нигилизм, падение авторитета норм права у значительной части населения.

Криминальные факторы. Эти факторы относятся к криминальному миру и активно обусловливают весь криминал, испытывают на прочность правовые устои общностей и отдельных граждан, вербуют новых рекрутов криминального мира. Это: криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности, криминальная «образованность» личностей, занимающихся преступной деятельностью; криминальная субкультура, каждодневно и стихийно углубляющая антиправовую психологию членов преступных группировок.

Этапы социализации соответствуют возрасту человека. В социализации мы проходим младенчество (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Дефекты правовой социализации: а. дефекты семейной социализации(конфликты с родителями, криминогенная семья – семья члены которой совершают преступления., проблемная семья - родители конфликтуют между собой); б. дефекты социализации в школе (трудности, неудачи в школе); в. дефекты социализации в группах сверстников (контакты, сближение с деморализованными сверстниками).

Влияние отечественных средств массовой информации на процесс социализации и становления правосознания граждан нашей страны очень велико. Наблюдения показывают, что многие современные отечественные СМИ слабо осознают свою роль в правовой социализации населения, не имеют обоснованной информационной концепции в подаче правового материала и освещении деятельности правоохранительных органов. Более того, часто слушатели и читатели получают предвзятую информацию о состоянии правопорядка или сведения, которые оказывают негативные воздействия на поведение граждан. А.Р. Ратинов подчеркивает, что при отсутствии грамотной юридической помощи в использовании специальных познаний публикуемые в средствах массовой информации материалы могут способствовать нарушению национального, расового и религиозного равноправия. Причем газетные, журнальные и иные публикации, выступления на радио и телевидении могут содержать в явном или закамуфлированном виде пропаганду национальной, расовой и религиозной исключительности, нетерпимости и вражды. В процессе правовой социализации и воздействия на правосознание человека средства массовой информации призваны выполнять следующие функции: распространение правовых знаний; демонстрация методов правового регулирования и правоприменительной деятельности; распространение правовой культуры; порицание и осуждение противоправного поведения; развлечение (показ детективов, проведение телеконкурсов по правовой проблематике и т.п.).

Для диагностики пропаганды предлагается использование следующих признаков:

формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы, религии; перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу; приписывание всем представителям этнической или религиозной группы следования древним обычаям, верованиям, традициям, негативно оцениваемым современной культурой; утверждение о природном превосходстве одной нации, расы, религии и неполноценности или порочности другой; приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации, расе, религии против другой; возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую, религиозную группу; утверждение изначальной враждебности определенной нации, расы, религии другим; объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, расовых, религиозных групп; побуждение к действиям против какой-либо нации, расы, религии; требование ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, расовому, религиозному признаку; угрозы и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц определенной.

СМИ оказывают мощное коммуникативное воздействие на аудиторию, среди основных социально-психологических механизмов которого выделяют: идентификацию, внушение посредством формирования особого эмоционального контекста предлагаемой информации, социальную мифологию. Под мифом понимается система субъективных индивидуальных (или групповых) представлений о правовой сфере, не всегда точно отражающих действительные явления. К числу мифов, касающихся правового регулирования поведения и деятельности органов правопорядка, относят мифы о: новых русских и о невозможности нажить капитал честным путем; том, что простому человеку нужно остерегаться криминальных структур, бандитов, а также работников правоохранительных органов; коррумпированности общества сверху до низу; существовании компромата на всех ответственных людей во властных структурах и др. Такие мифы создают и тиражируют средства массовой информации, оказывая отрицательное влияние на формирование и состояние правосознания населения.

СМИ и общественное мнение о работе органов правопорядка. Средства массовой информации внесли значительный «вклад» в изменение общественного мнения о деятельности правоохранительных органов в худшую сторону. Опросы показывают, что из года в год падает престиж и авторитет правоохранительных органов, утрачивается доверие к органам правопорядка. Отрицательный образ правовой системы в общественном сознании складывался постепенно и в значительной мере под воздействием СМИ. Информация о криминальной обстановке в стране часто подается односторонне, при огульном обвинении в росте преступности органов правопорядка, хотя из элементарных учебников криминологии известно, что на рост противоправных деяний влияет не один десяток факторов, в том числе социально-экономического характера. Все изложенное свидетельствует о серьезных юридико-психологических просчетах в работе средств массовой информации и необходимости самого активного использования возможностей юридической психологии для их преодоления и осмысленного квалифицированного влияния на формирование правовой психологии населения и укрепление правомерного поведения граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: