Грибова О. Е.
Г82 Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? —М.: Айрис-пресс, 2004. —24 с: цв. ил.
I8ВN 5-8112-0402-7
Это пособие адресовано, прежде всего, ответственным родителям, заботливым бабушкам и дедушкам, неравнодушным воспитателям дошкольных образовательных учреждений, врачам и всем остальным — тем, кого волнует, правильно ли формируется речь ребенка после 4-4,5 лет.
Автор книги — Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, имеет большой стаж практической работы в качестве учителя-логопеда, в настоящее время работает заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
ББК 74.3+74.90 УДК 376.36+373
I8ВN 5-8112-0402-7 © Айрис-пресс, 2004
Учебное издание
Грибова Ольга Евгеньевна
ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК И НАДО ЛИ ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?
Ведущий редактор Н.А.Светлова
Редактор О. В. Белова
Художественный редактор О. В. Баурина
Иллюстрации А. А. Гурьев
|
|
Оформление обложки А.М.Драговой
Технический редактор С. С. Коломеец
Компьютерная верстка Г.В.Доронина
Корректор 3. А. Тихонова
Подписано в печать 26.06.03. Формат 60x90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 3. Усл.-печ. л. 3. Тираж 5000 экз.
Заказ № 3809.
ООО «Издательство "Айрис-пресс"» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.
ФГУП Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат
детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации
по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
170040, г. Тверь, пр. 50-летия Октября, 46.
От автора
К родителям! Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыми произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.
Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.
Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.
Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Родители, воспитатели — полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без вашей помощи результаты коррекционной работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.
|
|
Итак, вам потребуется не больше получаса, чтобы выявить, есть ли у вашего ребенка проблемы с речевым развитием.
К воспитателям! Эта книга поможет вам при обследовании детей не только быстро выявить группу риска по речевому развитию, но и использовать полученные данные при диагностике результатов обучения по разделу «Развитие речи».
К логопедам! Вы можете использовать эту книгу для проведения экспресс-диагностики уровня сформированности речи у детей дошкольного возраста в условиях массового обследования детей-дошкольников.
Прочитайте обязательно!
Предлагаемая вашему вниманию книжка предназначена для проведения экспресс-диагностики уровня сформированности речи у детей дошкольного возраста старше 4,5 лет. Это возраст, в котором у детей начинает формироваться умение составлять рассказ или, как говорят специалисты, связное высказывание монологического характера.
Существует несколько причин, почему важно знать, правильно и формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте.
1. Речь — это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «ненормальный» или «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.
2. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту, — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.
3. Даже незначительные недостатки в развитии речи малыша могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить! Обратитесь к специалисту, если в результате проведенной вами диагностики обнаружатся недостатки развития речи, даже, с вашей точки зрения, незначительные.
Не экономьте время на общении с ребенком!
Не бойтесь обращаться к специалисту!
Как работать с книгой?
В книге представлены следующие разделы: Обследование связной речи — составление рассказа повествовательного характера по картинке, составление рассказа по серии картинок.
Обследование грамматического строя речи — составление предложений по картинкам, проверка сформированности навыка согласования местоимений «мой», «моя», «мое», «мои» с именами существительными, использования предложно-падежных конструкций, навыков словообразования и словоизменения.
Обследование навыка звукопроизношения на ограниченном речевом материале, выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.
Обследование слоговой структуры слова. Проверяется, правильно ли ребенок произносит слова, состоящие из разного количества слогов, и как сочетает звуки в этих слогах.
Обследование фонематического восприятия. Задачей этого раздела является выявление готовности ребенка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родного языка, воспринимая их на слух.
Уровень сформированности словарного запаса ребенка, темп говорения, беглость речи, наличие запинок, качество голоса и другие параметры можно определить по ходу всего тестирования.
|
|
Совсем необязательно, что вам придется штудировать всю книгу. Если ребенок успешно справляется с первым заданием (составление рассказа повествовательного характера по картинке), переходите к разделу «Обследование фонематического восприятия», пропуская другие разделы.
Если с первой страницы у малыша возникают трудности, внимательно читайте параметры оценки и выполняйте обследование по предложенному алгоритму, т. е. в определенной последовательности.
Обратите внимание на последнюю страницу, посвященную подведению итогов.
Как проводить обследование
На каждом развороте книги с одной стороны располагается картинный материал для ребенка, с другой — материал для взрослого. На «взрослой странице» вы найдете:
• Инструкцию по проведению обследования.
• На что обратить внимание.
• Какие выводы можно сделать. Сначала внимательно изучите весь материал. Затем сядьте рядом с ребенком, можно за столом, можно на диване, приготовьте ручку. Инструкции даются в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно рассматривать картинки и составлять по ним рассказы. Каждый работает со своей страницей: малыш рассматривает картинки, а вы отмечаете результаты в соответствующей таблице. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить его отвечать правильно. Не высказывайте своего недовольства! Похвалите: «Молодец! Ты хорошо работаешь». Учтите, что это материал для проверки, а не для работы над ошибками. Обучать малыша можно на другом, специально на это рассчитанном материале и в другое время. Ваш ребенок не должен бояться ошибок! Помните, он еще маленький, он еще многому научится.
Готовы? Тогда начнем.
Успехов вам и вашему ребенку!
Тестовый материал |
Обследование связной речи
Задание 1
Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку. Можете сказать ему: «Внимательно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нарисовано на картинке». Если малыш не может сразу приступить к рассказыванию, задайте ему вопросы: «Где это происходит, когда, что делают дети, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»
|
|
Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов):
Ребенок составил рассказ самостоятельно.
Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).
Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.
В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас).
Трудности | Алгоритм дальнейших действий |
Ребенок не смог составить рассказ самостоятельно | Переходите на следующую страницу — составление рассказа по серии картинок |
Ребенок только перечислял предметы на картинке Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения | Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочнаяконсультация специалиста. Начните с логопеда |
Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») | Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи.Обратитесь за консультацией к логопеду |
У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец | Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия.Вашему ребенку нужны занятия с логопедом |
Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки | Внимание, возможно появление заикания. Срочнаяконсультация у логопеда или невропатолога |
Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает | Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речии Обследование слоговой структуры слова.Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом |
Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка | Начните с консультации отоларинголога |
Ребенок строил фразы правильно, без ошибок.
Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов.
Все звуки ребенок произносит правильно.
Речь была в нормальном темпе.
Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами.
Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.
Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Обследование фонематического восприятия.
Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.