Содержание дисциплины. 4.1.1 Тематический план дисциплины

4.1.1 Тематический план дисциплины. Карта компетенций дисциплины

«Психология личности»

1 Наименование компетенций дисциплины:

Код компетенции Р 2. Результат обучения
223200 Техническая физика   Способность к: § самопознанию; § критической оценке своих достоинств и недостатков и самосовершенствованию; § высокой мотивации своей профессиональной и гражданской активности
240100 Химическая технология
151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
150700.62 Машиностроение
260100 Продукты питания из растительного сырья
151000 Технологические машины и оборудование
241000 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биохимии
140400 Электроэнергетика и электротехника
141100 Энергетическое машиностроение
150100 Материаловедение и технологии материалов
260200 Продукты питания животного происхождения
260800 Технология продукции и организация общественного питания

2 Компонентный состав дисциплины:

Технологии формирования компетенций Результаты освоения дисциплины. Обучающийся должен
Лекции СРС
Модуль 1 Основные понятия психологии личности – 0,15 ЗЕТ. Форма оценки – тестирование
1. Основные подходы к изучению личности. (2 час.;[3-10]). Основные теоретические подходы. Соотношение понятий «человек-личность-индивидуальность». Методы психологических исследований личности. 2. Основные подходы к формированию личности. (2 час.;[3-10]). Наследственность и среда как основные факторы развития личности. Социализация и индивидуализация как две стороны процесса развития личности. Характеристика деятельности человека. 3. Типологии личности. (2 час.;[3-10]).Психогеометрическая типология С. Делингер. Типология конституционных различий Кречмера. Типология по ведущим модальностям личности. Задание: Составить таблицы: - основные западные психологические школы: направления, авторы, методы; - классификация методов исследования личности. Литература: [3-10] Задание: Подготовить докладыпо теме: «Наследственность и среда как основные факторы развития личности» Литература: [1-10] Задание: Подготовить: -презентациипо теме: «Типологии личности»; -подготовиться к контрольному опросу. Литература: [3-10] Знать: -основные теоретические подходы к понятию «личность»; классификации социальных технологий; - особенности соотношения понятий «человек-личность - индивидуальность; - сильные и слабые стороны своей личности; - методы психологических исследований личности. Уметь: -применять социально - психологические знания для решения задач общественного и личностного развития; - использовать психологические и педагогические знания по отношению к конкретной ситуации и конкретному человеку; Владеть: - навыками межличностного общения; - быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.
МОДУЛЬ 2 Структура личности – 0,15 ЗЕТ Форма оценки – тестирование
4. Основные компоненты структуры личности: темперамент, характер и способности личности. (2 час.;[2-10]).Темперамент, характер, способности как компоненты в структуре личности. Динамическая и инструментальная характеристики личности. 5. Потребностно-мотивационная сфера личности. (2 час.;[2-10]).Потребности - источник активности личности. Иерархия мотивов как направленность личности. Понятие локус-контроля. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности. 6.Эмоционально-волевая сфера личности. (2 час.;[1-10]).Эмоции, чувства и эмоциональные состояния личности. Воля как психологический феномен. Эмоциональная и волевая саморегуляция. Задание: 1. Для чего необходимо знать темперамент человека? 2. Что нам даёт психодиагностика характера человека? 3. Каким образом можно оценить свойства темперамента человека? 4. При помощи каких методик психологически познаётся характер человека? Литература: [1-10] Задание: Подготовиться к обсуждению изучаемой темы. Контрольные вопросы: 1. Что и почему обычно оценивается при изучении мотивации поведения человека? 2. Как выявляется общая система актуальных потребностей и интересов человека? 3. Как определяется уровень притязаний человека на успех? 4. Как выясняются профессиональные интересы и склонности человека? Литература: [1-10] Задание 1.Изучить самостоятельно под тему «Воля как психологический феномен». 2.Подготовить сообщения по теме:«Саморегуляция». 3.Подготовиться к тестированию. Литература: [1-10] Знать: - методы и методики психологической диагностики структуры личности; - законы эффективного межличностного общения; - различные типологии личностей. Уметь: - проводить экспресс-диагностику типа личности и психологического состояния человека; - диагностировать внутренние ограничения и комплексы, проводить коррекцию самооценки; - сотрудничать с коллегами, развивать свои коммуникативные способности. Владеть: - методиками диагностики индивидуальных особенностей личности; - навыками составления социально-психологического портрета личности.
МОДУЛЬ 3 Жизненный цикл личности – 0,2 ЗЕТ Форма оценки – тестирование
7. Периодизация личностного развития. (2 час.;[1-16]).Основные периоды развития личности: младенчество, детство, подростковый возраст, юношеский период, зрелость и взрослость. 8. Критерии возрастного развития. (3 час.;[1-16]). Кризисы личности, психические новообразования и ведущий тип деятельности. Задание: 1.Составить таблицу по периодам развития личности. 2. Литература: [1-6] Задание: 1.Составить таблицу «Кризисы личности». 2. Литература: [1-10] Знать: - основные периоды развития личности; - кризисы личности; - основные формы и методы становления личности. Уметь: - осуществлять контекстуальную диагностику ситуации общения, предупреждение конфликтных ситуаций; - моделировать гармоничный "образ Я" с целью построения адекватного взаимодействия с собеседником; - владеть методами саморегуляции и раскрытия внутреннего потенциала; - Владеть: - методами диагностики ситуации общения и предупреждения конфликтных ситуаций; - приемами создания социально и психологически благоприятной среды в организациях; - навыками вербальной и невербальной коммуникации; - различными стилями поведения во взаимодействии с коллегами, работе в коллективе.
Зачет – 0,5 ЗЕТ Подготовка к итоговой аттестации – 17 часов.

Наименование компетенций дисциплины:

Код компетенции Р 2. Результат обучения
270100 Архитектура Способность к: · самопознанию; · критической оценке своих достоинств и недостатков и самосовершенствованию; · высокой мотивации своей профессиональной и гражданской активности
072500 Дизайн
190700 Технология транспортных процессов

2 Компонентный состав дисциплины:

Технологии формирования компетенций Результаты освоения дисциплины. Обучающийся должен
Лекции Практика СРС
Модуль 1 Основные понятия психологии личности – 0,15 ЗЕТ. Форма оценки - тестирование
1. Основные подходы к изучению личности. (2 час.;[3-10]). Основные теоретические подходы. Соотношение понятий «человек-личность-индивидуальность». Методы психологических исследований личности. 2. Основные подходы к формированию личности. (2 час.;[3-10]). Наследственность и среда как основные факторы развития личности. Социализация и индивидуализация как две стороны процесса развития личности. Характеристика деятельности человека. 3. Типологии личности. (2 час.;[3-10]).Психогеометрическая типология С. Делингер. Типология конституционных различий Кречмера. Типология по ведущим модальностям личности. Занятие 1. Основные подходы к изучению личности. (2 час.;[3-10]). Предмет психологии личности: индивид, личность, индивидуальность. Что такое личность. Свойства личности. Аспекты изучения человека. Схема психологической макроструктуры человека по Б.Г. Ананьеву. Понятие «системы» в психологии. Человек как элемент в различных системах. Занятие 2. Основные подходы к формированию личности. (2 час.;[3-10]). Классические понятия психологии личности. Среда и наследственность: схема двухфакторной детерминации личности. Деятельностный подход к развитию: личность как причина себя. Категория деятельности. Закон взаимодействия личности и деятельности. Социализация: признаки и аспекты. Занятие 3. Типологии личности. (2 час.;[3-10]). Основные типологии личности. Задание: Составить таблицы: - основные западные психологические школы: направления, авторы, методы; - классификация методов исследования личности. Литература: [3-10] Задание: Подготовить докладыпо теме: «Наследственность и среда как основные факторы развития личности» Литература: [1-10] Задание: Подготовить: -презентациипо теме: «Типологии личности»; -подготовиться к контрольному опросу. Литература: [3-10] Знать: -основные теоретические подходы к понятию «личность»; классификации социальных технологий; - особенности соотношения понятий «человек-личность-индивидуальность; - сильные и слабые стороны своей личности; - методы психологических исследований личности. Уметь: - применять социально-психологические знания для решения задач общественного и личностного развития; - использовать психологические и педагогические знания по отношению к конкретной ситуации и конкретному человеку; Владеть: - навыками межличностного общения; - быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.
МОДУЛЬ 2 Структура личности – 0,15 ЗЕТ Форма оценки - тестирование
4. Основные компоненты структуры личности: темперамент, характер и способности личности. (2 час.;[2-10]).Темперамент, характер, способности как компоненты в структуре личности. Динамическая и инструментальная характеристики личности. 5. Потребностно-мотивационная сфера личности. (2 час.;[2-10]).Потребности - источник активности личности. Иерархия мотивов как направленность личности. Понятие локус-контроля. Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний личности. 6.Эмоционально-волевая сфера личности. (2 час.;[1-10]).Эмоции, чувства и эмоциональные состояния личности. Воля как психологический феномен. Эмоциональная и волевая саморегуляция. Занятие 4. Основные компоненты структуры личности: темперамент, характер и способности личности. (2 час.;[2-10]). Взаимосвязь темперамента и характера. Виды и свойства темперамента, их особенности и психологическая совместимость. Черты и структура характера. Акцентуации характера и их диагностика. Задатки и способности. Структура и уровни способностей. Сензитивные периоды развития способностей. Занятие 5. Потребностно-мотивационная сфера личности. (2 час.;[2-10]). Потребности и мотивы – движущие силы человеческой деятельности. Направленность личности как иерархия мотивов. Понятие локус-контроля. Занятие 6. Эмоционально-волевая сфера личности. (2 час.;[1-10]). Эмоционально-волевая сфера человека. Задание: 1. Для чего необходимо знать темперамент человека? 2. Что нам даёт психодиагностика характера человека? 3. Каким образом можно оценить свойства темперамента человека? 4. При помощи каких методик психологически познаётся характер человека? Литература: [1-10] Задание: Подготовиться к обсуждению изучаемой темы. Контрольные вопросы: 1. Что и почему обычно оценивается при изучении мотивации поведения человека? 2. Как выявляется общая система актуальных потребностей и интересов человека? 3. Как определяется уровень притязаний человека на успех? 4. Как выясняются профессиональные интересы и склонности человека? Литература: [1-10] Задание 1.Изучить самостоятельно под тему «Воля как психологический феномен». 2.Подготовить сообщения по теме:«Саморегуляция». 3.Подготовиться к тестированию. Литература: [1-10] Знать: - методы и методики психологической диагностики структуры личности; - законы эффективного межличностного общения; - различные типологии личностей. Уметь: - проводить экспресс-диагностику типа личности и психологического состояния человека; - диагностировать внутренние ограничения и комплексы, проводить коррекцию самооценки; - сотрудничать с коллегами, развивать свои коммуникативные способности. Владеть: - методиками диагностики индивидуальных особенностей личности; - навыками составления социально-психологического портрета личности.
МОДУЛЬ 3 Жизненный цикл личности-0,2ЗЕТ
7. Периодизация личностного развития. (2 час.;[1-16]).Основные периоды развития личности: младенчество, детство, подростковый возраст, юношеский период, зрелость и взрослость. 8. Критерии возрастного развития. (2 час.;[1-16]). Кризисы личности, психические новообразования и ведущий тип деятельности. Занятие 7. Периодизация личностного развития. (2 час.;[1-16]). Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций. Идентификация как основной механизм развития личности. Структура идентификации. Главные функции идентификации. Понятие личностного новообразования. Периодизация развития личности. Психологический возраст личности. Особенности психологического возраста. Собственно-психологические критерии зрелости личности. Занятие 8. Критерии возрастного развития. (2 час.;[1-16]). Роль кризиса и особенностей его протекания для формирования личности. Проблемы личности в период кризиса середины жизни. Признаки остановки в личностном росте. Защитные механизмы личности. Проявления психологической защиты. Задание: 1.Составить таблицу по периодам развития личности. 2. Литература: [1-6] Задание: 1.Составить таблицу «Кризисы личности». 2. Литература: [1-10] Знать: - основные периоды развития личности; - кризисы личности; - основные формы и методы становления личности. Уметь: - осуществлять контекстуальную диагностику ситуации общения, предупреждение конфликтных ситуаций; - моделировать гармоничный "образ Я" с целью построения адекватного взаимодействия с собеседником; - владеть методами саморегуляции и раскрытия внутреннего потенциала; -Владеть: - методами диагностики ситуации общения и предупреждения конфликтных ситуаций; - приемами создания социально и психологически благоприятной среды в организациях; - навыками вербальной и невербальной коммуникации; - различными стилями поведения во взаимодействии с коллегами, работе в коллективе.
Зачет – 0,5 ЗЕТ Подготовка к промежуточной аттестации – 27 часов (для 190700 Технология транспортных процессов).
               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: