Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков может быть у подростков, когда родители оказывают им противодействие в общении с привычной компанией сверстников, оказывающих нежелательное воздействие на их сына или дочь.
В нерезкой форме она может проявиться у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения, например, когда подростка переводят в новую школу или семья переезжает на навое место жительства. В таких случаях подросток может винить в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общаться может.
Реакция отказа от еды или общения может быть при помещении подростка в детский дом или интернат, например, когда родителей лишают родительских прав или сами родители помещают ребенка в такое учреждение.
Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.
Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашних условий и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы.
|
|
При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему.
Из-за отказа от занятий у подростка может быть серьезное отставание в учебе от одноклассников.
Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, печальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрослых, но сами на контакт не идут.
Если ситуация не меняется и такое поведение подростка продолжается, то могут возникнуть подозрения о психическом заболевании или умственной отсталости.
Но если подросток попадает в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково или он возвращается в семью, то его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется.