Как относится к детерминантам личности человека
Почему относится к причинам индивидуального поведения?
Ответы на эти вопросы касаются мотивационных характеристик индивида: почему он или она проявляют активность и почему в данном направлении.
? Ребенок хорошо учиться, почему?
- доставить удовольствие родителям,
- реализовать свои способности,
- повысить свою самооценку,
- опередить одноклассников.
Мать чрезмерно опекает чадо:
- страстно любит его
- дает ему то, что сама недополучила в детстве
и т.д.
Анализ полученной личности включает 5 областей:
- Структура – строительные блоки личности.
- Процесс – динамические аспекты личности, включая мотивы.
- Рост и развитие – как мы развиваемся в уникальные личности.
- Психопатология – природа и причины нарушений в поведении личности.
- Изменение – как люди меняются и почему они вообще не способны меняться.
Структура
В построении концепции человека наиболее существенны понятия: реакция, привычка, черта или тип.
|
|
Черта – согласованность и устойчивость индивидуальных реакций на различные ситуации.
Тип – означает объединения различных черт.
Процесс – исследование динамичных мотивационных аспектов поведения человека в психологии личности. Принято выделять три категории мотивационных понятий:
- мотивы удовольствия – гедонистические мотивы;
- мотивы роста – мотивы самоактуализации;
- когнитивные мотивы – усилия человека понять и предугадать события, происходящие в мире; потребность в познании.
Рост и развитие – выделение факторов, определяющих развитие личности и их взаимодействие. Выделяют: генетические и средовые факторы. Возникает дилемма – что важнее: природа человека (гены, наследственность) или воспитание (воздействие среды)?
Для таких характеристик как интеллект, темперамент важны генетические факторы. Формирование ценностей, идеалов и убеждений определяется факторами среды и окружения.