Соотношение социального и биологического в человеке

Как показывает наука о человеке, он имеет биологическую и социальную природу.

Можно выделить 4 концепции соотношения биологического и социального в человеке:

- человек – прежде всего, биологическое существо, подчиненное законам природы;

- человек – чисто социальное существо;

- человек имеет двойственную социально-биологическую природу и является биосоциальным существом;

- человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1. Понимание человека как биологического природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейрбаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек – прежде всего, духовное мыслящее существо, а общество – это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование.

Сегодня очевидно, что человек имея биологические потребности, удовлетворяет их в социально-обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социального существа широкой поддержки не получило.

3. Представление о человеке как биосоциальном существе получило наибольшее применение в научных направлениях. Так, при оказании туристских или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной).

По-разному происходит восприятие информации детей и взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей нельзя недооценивать (тем более что многие их этих потребностей – насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.

4. Концепция целостной социальной природы человека рассматривает его как социальное существо, в котором содержатся свойства биологической формы материи.

При этом выделяют ряд закономерностей соотношения биологического и социального:

- социальное возникает из биологического, и становиться новым качественным уровнем развития материи, который имеет собственные законы развития. Так законы экономики нельзя вывести из биологических закономерностей. Новое, чисто социальное качество человека выражено, прежде всего, в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организма;

- биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельность.

- социальная справедливость человека оказывает влияние на биологическую основу организма. Так, прямохождение, развитие скелета и рук является следствием социальной трудовой деятельности. Социальные потрясения влияют на здоровье, продолжительность жизни, расцвет экономики – наоборот.

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человека. В эпоху доиндустриальную ценилась физическая сила, в эру компьютеров (постиндустриальную) – интеллектуальные, творческие способности.

Данная концепция утверждает биологическое как основу социальных процессов. Укрепление биологических основ общества – условия развития социальных качеств в человеке.

Вместе с тем, улавливаются противоречия между биологическим и социальным (освоение атомной энергии, генная инженерия). Таким образом, взаимосвязь биологического и социального очевидна и находится в диамическом единстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: