Без остатка дарует всем живым существам Манзушри

Пусть пребывают в том (усердии) и пусть достигнут освобождения!

Глоссарий

blo, buddhi - ум (с точки зрения отдельных действий (актов) как обладателя объекта (субъекта) в отношении своего объекта)

sems, citta - первичный ум

yid, manas - ум (как поток моментов, действий)

sems byung, caitta - психические элементы

yul can, visain - обладатель объекта (субъект)

yul, visaya - объект

bem po, kantha - частица (состоящее из частиц, материальное)

don, artha - смысл (значение)

mtshan nyid, laksana - признак (определение) определяемого

mtshon bya, laksya - определяемое (признаком, определением)

mtshan gzhi, laksaya - основа признака (определения)

rnam grangs, paryaya - термины, раздел (Учения)

dbye ba, bheda - подразделение

rig pa, samvedana - ведание

shes rab, prajna - мудрость

mkhyen pa, jnana - знание

rnam mkhyen, sarvajna - всеведение

tshad ma, pramana - верное познание

tshad min - неверное познание (не-познание)

`char ba - проявление

snang ba, abhasa - явление (воспринимаемое явление)

shes pa, jnana - сознание-познание

gsal ba, prakasa - ясность

gcig pa, ekatva - тождество

`gal ba, viruddha - несовместимость (противоречие)

rnam pa, akara - вид (образ)

rang rig, svasamvedana - самопознание (букв. "ведание себя")

`dra - подобное (соответствующее)

gnyis snang, abhyabhasa - двойственная явленность

med pa, asat - несуществующее

yod pa, asta - существующее

`dzin rnam - вид воспринимающий (воспринимающего)

bzung (gzung) rnam - вид воспринимаемый (воспринимаемого)

gzhan, para - иное

myong ba, anubhava - вкушение

nyams (su) myong (ba) - переживание (опыт)

skyes bu, purusa - личность

gang zag, pudgala - индивид

so so skye bo, prthagjana - обычное существо

rtogs pa, adhigama - постижение

ma rtogs, anathigata - не постижение

dngos rtogs, saksatavabodha - прямое постижение

shugs rtogs, samarthyat adhigata - непрямое постижение

rtog pa, kalpana - концептуальное [мышление]. Получение общего представления об объекте (концептуализация) - 1 из 51 психического элемента

rtog bcas, savitaka - наделенный концептуальностью

rtog med, ma rtog, nirvikalpaka - неконцептуальный

rtog bral - свободный от концептуальности

chos, dharma - дхарма

nges pa, niscaya - определение

`dren pa - достижение

sgro `dogs, samaropa (aropa) - приписывание

rtag pa, nitya - постоянное

mi rtag, anitya - непостоянное

rjes dpag, anumana - опосредованное [познание] (умозаключение)

mngon sum, pratyaksa - непосредственное [восприятие]

dbang mngon - чувственное непосредственное [восприятие]

rnal `byor mngon sum, yogi pratyaksa - йогическое непосредственное [восприятие]

yid (kyi) mngon (sum), manasa pratyaksa - умственное непосредственное [восприятие]

`dzin - восприятие-признавание

gzhal bya, prameya - предмет рассмотрения (оценивания)

`jal - оценивание

don spyi, artha samanya - общий смысл (общее значение)

sgra spyi, sabda samanya - общий звук (слово, слова)

sgra don, sabda artha - смысл звука (слова, слов)

yid dpyod, manah-pariksa - [правильное] предположение (букв. "ум исследующий")

bcad shes - последующее познание (букв. "отсекшее познание")

sems can, sattva - живое существо

nges shes, niscaya jnana - определяющее познание (убежденность)

`khrul, bhrama - ошибка

ma `khrul - безошибочность

bslu ba, mosa - обман

mi slu ba, mi bslu ba, bslu med, avitatha - необманываемость

rab rib, rab rib bcas - заблуждение

chos can - обладатель дхармы

rtsod gzhi - основа (предмет) спора

log rtog, mithyasamkalpa - ложное концептуальное [понимание]

the tshom, vicikitsa - сомнение

snang la ma nges pa`I blo - ум, не определяющий явленное

log shes, vipryaya jnana - ложное познание

snang yul, abhasavisaya (pratibhasavisaya) - являющийся объект - то, что познается при его явлении уму. Поскольку являться уму объект может при чувственном или умственном восприятии, то выделяют два вида этих объектов. При чувственном восприятии являющимися объектами будут цветоформа, звук, запах, вкус, осязаемое (т.е. соответствующие виды - rnam pa), а при умственном - общий смысл или общий звук (представления) (don spyi (artha samanya), sgra spyi (sabda samanya)).

gzung yul, grhayavisaya - воспринимаемый объект (gzung - буд. вр. bzung - прошл. вр. от `dzin)

`dzin stangs kyi yul, grahakavisaya - объект способа восприятия-признавания (действительный объект) - то, что, как полагают, имеет место в действительности, или именно так, как является. Когда из-за некоторых атмосферных процессов видят на небе две луны, то они будут являющимся объектом и воспринимаемым объектом, а действительным объектом будет одна луна.

zhen yul, abhinivesavisaya - признаваемый объект - то, что ведается (rig bya) посредством признавания (zhen pa)

`jug yul, pravrttivisaya - объект вхождения - объект, на который направлено сознание

dmigs yul, alambanavisaya - осознаваемый объект

В непосредственном верном познании объект вхождения тождественен осознаваемому объекту и совпадает с являющимся объектом, воспринимаемым объектом, объектом по способу восприятия-признавания.

При видении миражной воды: вода является объектом вхождения (зримый вид воды) и являющимся объектом, но вода не существует как воспринимаемый объект и объект по способу восприятия-признавания.

Опосредованное верное познание (умозаключение) ошибается в являющемся объекте - принимает являющийся объект (общий смысл непостоянства звука) за само непостоянство звука: звук является объектом вхождения, общий смысл непостоянства звука - являющийся объект, непостоянство звука - объект по способу восприятия-признавания, воспринимаемый объект, признаваемый объект.

rang mtshan, svalaksana - собственный признак

spyi mtshan, samanya laksana - общий признак

gzhi mthun, samanadhikara - объединяющая основа

gtan tshigs, hetu - довод

rtags, linga - аргумент

rgyu, hetu - причина

sgrub byed - обосновывающее

dam bca`, pratijna - тезис

bden pa, satya - истина

gsar du - первично (в первый момент)

zhen pa - признавание (притягивание)

rgyu mtshan, nimitta - основание

yang dag, samyak - правильно

rgyu mtshan ltar snang, abhasakarana - подобие (видимость) основания

ltar snang, abhasa - подобие (видимость)

ngo bo, rupa (bhava) - сущность

rdzas, dravya - субстанция

`dus byas, samskrta - произведенное собранием

mthong ba, darsana - видение

dbang shes - чувственное сознание

rnam shes, vijnana - различающееся сознание

yid (kyi rnam) shes, manovijnana - умственное (различающееся) сознание

rtogs zin - уже (вспоминая) постигнутое

ting nge `dzin, samadhi - самадхи

sgom pa, bhavana - созерцание

goms pa, abhyasa - свыкание

phyi rol don, bahayartha - внешняя данность

lta ba, drsti - воззрение (взгляд)

bsam pa, vicara - обдумывание (помысел)

grangs - количество (перечисление)

rnyed - обнаружение, достижение

rnyed don - обнаруживаемое (обнаруживаемый смысл)

gzugs can pa - обладатель чувственного (индивид, обитающий в двух первых Сферах из трех)

lhan skyes, sahaja - врожденное

kun btags - приобретенное при жизни

don dam pa, paramartha - абсолютное

kun rdzob, samvrti - относительное

gzung don - воспринимаемый смысл

lkog gyur, paroksa - скрытое

cung zad lkog gyur, kimcid paroksa - немного скрытое (немного скрытый объект)

shin tu lkog gyur - совершенно скрытое (совершенно скрытый объект)

mngon gyur, abhimukhi - явное (явный объект)

gzhi grub - имеющее место [наличной] основой

ngo - облик, точка зрения

dngos po, vastu - действительное

gzugs, rupa - чувственное

tha snyad, vyavahara - обозначение, именование (эмпирическое, относительное)

tha snyad pa, vaivaharika - см. tha snyad

bag chags, vasana - отпечаток (привычка)

rkyen, pratyaya - условие

dmigs pa, alambana - осознаваемое

dmigs rkyen, alambana pratyaya - условие осознаваемого

bdag rkyen, adhipati pratyaya - хозяин-условие (преобладающее условие)

thun mong ma yin pa`I bdag rkyen, asadharana adhipati pratyaya - особое хозяин-условие

thun mong pa`I bdag rkyen, sadharana adhipati pratyaya - общее хозяин-условие

de ma thag rkyen, samanantara pratyaya - сразу-после-того-условие

rags pa, sthula - грубое

dus mtha` skad cig ma - кратчайший момент времени

rdul phra rab, paramanu - неделимый атом

btags pa ba, prajnapti - номинальность, признаваемость

nus pa, sakti - способность (сила)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: