Диагностический комплекс по исследованию речи
(автор Ф.Г. Даскалова)
Цель: изучить уровень речевого развития ребенка.
Описание: данный диагностический комплекс включает в себя 12 тестов, направленных на изучение развития грамматического строя и особенностей развития лексической стороны речи.
I. тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову.
Инструкция: «Будем играть в игру со словами, я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое – какое ты хочешь».
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1 – стул | |
2 – мяч | |
3 – Иван | |
4 – зайчик | |
5 – пою | |
6 - красный | |
Оценка: 3 верных ответа |
II. тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Ребенок толкает… | |
2. Девочка качает… | |
3. Зайчик хрупает… | |
4. Мама стирает… | |
5.Девочка поливает | |
Оценка: 5 верных ответов |
III. тест. Подбор и активное употребление глаголов
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Что делает зайчик? | |
2. Что делает ребенок? | |
3. Что делает петух? | |
4. Что делает мама? | |
5. Что делает папа? | |
Оценка: 5 верных ответов |
IV. тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Какое яблоко? | |
2. Какая собака? | |
3. Какой слон? | |
4. Какие цветы? | |
5. Какая зима? | |
Оценка: 5 верных ответов |
V. тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова.
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много | |
2. Как говорится о маленькой собачке? А если их много? | |
3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много | |
Оценка: 2 верных ответа |
VI. тест. Составление предложения по одному определенному слову.
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Мальчик | |
2. Кукла | |
3. Мишка | |
Оценка: норма 2 верных ответа |
VII. тест. Составление предложения по трем определенным словам.
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Кукла, девочка, платье. | |
2. Тетя, плита, пуща. | |
3. Дядя, грузовик, дрова. | |
Оценка: 2 верных ответа |
VIII. тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении – раскрытие логического вербального мышления.
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Он вышел, когда…. | |
2. Он не пошел на прогулку, потому что….. | |
3. Он не вышел во двор, куда… | |
4. Он не взял игрушку, которая… | |
Оценка: 3 верных ответа |
IX. тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.
Инструкция: «Я скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Ты должен их найти и исправить»
Слова экспериментатора | Ответ ребенка |
1. Он ушла на реку | |
2. Там увидел маленький рыбку | |
3. Потом бросил один камни | |
4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка | |
Оценка: 3 верных ответа |