Чирик-чик-чик

А что несёт синичка?

Чирик-чик-чик.

Несёт она травинку.

Чирик-чик-чик.

Зачем нужна травинка?

Чирик-чик-чик.

Несёт травинку птичка.

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьёт синичка. Чирик-чик-чик.

(осетинская народная песенка)

Л е ли-ле ли-ле ли.

В саду висят качели. Пока ребята спят, Качает кот котят.

У речки на поляне

Гулял козёл в кафтане.

Подсел козёл к костру —

Прожёг козёл дыру.

Бежит коза кафтан чинить, -

Кафтан чинить, козла бранить.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

Ждёт письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждёт газету.

Где же взять всё это?

Принесёт нам это он —

Наш знакомый почтальон.

Грач с грачихой на рассвете

В гнёздышко грачатам-детям

Носят в клювах червячков

И личинок, и жучков.

Чтоб росли грачатки —

Чёрные ребятки.

МЕЧЕНОСЕЦ

Ярко-красный или чёрный, Очень резвый и проворный. Длинный острый хвостик носит И зовётся меченосец.

ПАУЧОК

По прозрачной паутинке

Паучок спускается.

На прозрачной паутинке

Медленно качается.

«Лифт не нужен пауку,—

Мне сказала галка,—

У него, у паучка

В животе спускалка».

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

НОВЫЙ ПЕРЕДНИК -

Катя решила подарить Танечке новый передничек. Достала материю, нитки, иглу и приступила к работе.

— Очень просто сшить передничек. Через полчаса он будет
готов,— говорила Катя.

Но передничек не был готов и к вечеру.

— Где же передничек? — спросили её.

— Я бы сшила передничек, только нитку в иголку вдеть не смогла,— отвечала Катя.

- Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'], [С], [С`].

НЕУДАЧНАЯ ОХОТА

(иллюстрация 24)

Паучок-старичок плетёт паутинку-сеточку, тянет тонкие ни
точки от веточки к веточке, от листочка к листочку. Хочет паучок-старичок поймать бабочку или жучка. Летела птичка-синичка, не видела тонкой сеточки, порвала паутинку. Остался
паучок-старичок без добычи.

Отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

ПЧЕЛА - Машут скрещенными ладонями; Произнося названия насекомых, загибают по одному пальчику на обеих руках.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза, руках

Как фонарики, глаза. Делают «очки» из пальчиков.

Полетали, полетали Машут скрещенными ладошками

От усталости упали Роняют ладони на стол.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Ц]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].

ча-ца ач-ац

чи-цы ич-иц

че-це еч-ец

чо-цо оч-оц

чу-цу уч-уц

ца-ча ац-ач

цы-чи иц-ич

це-че ец-еч

цо-чо оц-оч

цу-чу уц-уч

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].

Цветочек, цепочка, цыплёночек, волчица, горчица, молочница, птичница, учительница, черепица, перечница.

Заяц — зайчик Птица — птичка

Палец — пальчик Синица — синичка

Курица — курочка Улица — улочка

Сестрица — сестричка

Спица — спичка

Водица—водичка

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].

На полянке цветочки. Моя мама — учительница. Птичница кормит уточек. Тоня нарисовала цыплёночка. Вымой лицо водичкой. Ванечка выпил целую чашку молочка. У волчицы — волчата. Курочка снесла яйцо. Молочница принесла нам молочка. Кузница крыта черепицей.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч].

СКВОРЕЧНИК

Мы не ели и не пили,

Мы скворечник мастерили.

Очень в гости ждём скворцов,

Пусть выводит, там птенцов

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч] и [Ц]..

ЗАЙЧАТА

Зайчата родятся у зайчихи ранней весной. В отличие от других животных, зайчата родятся зрячими и в тёплых шубках. Зайчиха накормит зайчат молочком, и они разбегутся, попрячутся под кочками. Дня через четыре чужая зайчиха снова накормит зайчат молочком. Так уж ведётся у зайчих: всех зайчат кормить. А через неделю зайчата начнут травкой кормиться.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Щ]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

Чча-ща ач-ащ

чи-щи ич-ищ

че-ще еч-ещ

чо-що оч-ощ

чу-щу уч-ущ

ща-ча ащ-ач

щи-чи ищ-ич

ще-че ещ-еч

що-чо ощ-оч

щу-чу УЩ-УЧ

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

Чаща, щёчки, щёточка, щеночек, щепочка, ящичек, вещички, часовщик, точильщик

Качать — пищать Мячик — ящик

Кричать — угощать Чепчик — щепка

Встречать — прощать Чеснок — щенок

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

В дощатом ящичке — овощи. У дочки румяные щёчки. В лесу рыщет волчица. По ручейку плывут щепочки. В бочке — мочёные яблочки, а в ящике — копчёные щучки. Почисти юбочку щёточкой. Часовщик чинит часы. На щенка напали злющие пчёлы. Опусти письмо в почтовый ящик. Точильщик точит ножи.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

—У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка-дочка.

У щенков, как бочки, щёчки,

У сыночков и у дочки.

В роще со щенком гуляли,

В роще мы под дождь попали.

Мой щенок залез под плащ,

Я же вымок весь, хоть плачь.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

РОЗКА

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка снесла щенка во рту на место.

(по Л. Толстому)

ЁЖ

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись
ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на
всю зиму.

(по И.Соколову-Микитову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Ч]-[Щ]

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

ца-ча-ща — цапля — чайка — щавель

цы-чи-щи — циркуль — чибис — щиплет

цо-чё-щё — цоколь — чёртик — щётка

яц-ач-ащ — паяц — богач — плащ

иц-ич-ищ — шприц — клич — свищ

ец-еч-ещ — отец — печь — лещ

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

Ящерица юркнула под кучу щепок. В ящике лежат луковица и кочан капусты. Щенок гонится за мальчиком. Отец потерял ключ от почтового ящика. В чаще заяц прячется от лисицы. Девочки гонят овец на пастбище.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А. Пушкин)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А. Плещеев)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ

Серенький зайка, под кустиком сидючи, плачет: — Нет доли, хуже моей, серенького зайца! И кто только не точит зубов на меня: и хищная птица — ястреб, и пучеглазая сова. Отовсюду мне грозит беда, а защищаться нечем. Прячешься по кустам, по за кочкам. Одно только у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке хватать не за что. Будь у меня

такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться. Пошёл бы и утопился.

(по К.Ушинскому)

ЗАЯЦ

Заяц прячется от лисицы в чаще. Он затаится и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу.
Выскочит заяц на пастбище, а лисица за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ] в словах, провести подвижные игры.

ВЕТЕР

В етер, ветерок, ветрищеБегут по кругу на цыпочках,

Ты чего по свету рыщешь? поставив руки на пояс.

Лучше улицы мети Останавливаются, делают взмахи руками.

Или мельницы крути!Делают круговые движения руками.

(Я.Аким)

ПАСТУХИ

Цок, цок, цок, стучат копытца, - идут по кругу, высоко

Надо нам поторопиться.поднимая колени.

Гоним мы своих овечек Идут по кругу, ритмично

Вдаль на пастбище, на речку. смахивая правой рукой.

Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С], [3'J, [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

КОРМУШКА

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зёрна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждёт в кормушке.

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч].

КРЕПОСТЬ

Мы снежную крепость построим с тобой,

Потом закипит в ней отчаянный бой,

Я первым ворвусь в эту крепость на танке,

Но ты закричишь: «Отдавай мои санки!»

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [CJ, [3], [Ц], [Ш], [Ж].

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

На дорожках — лужи.

Солнце в них купается.

— Можно нам немножко?

Мама улыбается.

Мы по лужам топали, Шлёпали, плескались.

Только наши бантики Чистыми остались.

КОЗЛЁНОК

Лиза козлёнка у леса пасла,
Лиза козлёнку листочков дала,
Свежей травы и студёной водицы,

Чтоб мог козлёнок поесть и напиться.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Щ], [Ч], [Ш].

ЩЕНЯТА

(иллюстрация 25)

У Бесси — щенята. Щенята чёрные, а щёки и чёлки у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Бесси охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`], [3], [3'], [Ч], [Ш].

КАТЯ

Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.

— Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно.

И Катя снесла Машу.

(поЛ.Толстому)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`], [3], [Ц], [Ч], [Ш].

ВАСЬКА

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся!


Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

(по К.Ушинскому)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`], [3], [3'], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

КОЗЁЛ

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытцами постукивает: идёт,блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад
ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки молочка насосались, на
забор взобрались, рожками передрались.

(по К.Ушинскому)

Отработав произношение звуков [С], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести подвижную игру.

ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ Падают, падают листья — идут по кругу, взявшись за руки.

В нашем саду листопадМеняют направление движения.

Жёлтые,красные листья Кружатся на носочках, руки — в стороны.

ПО ветру вьются летят Кружатся в противоположном направлении.

ПТИЦЫ НА ЮГ УЛЕТАЮТ — Бегут по кругу, взмахивая руками.

Гуси, грачи, журавли.

ВОТ УЖ ПОСЛЕДНЯЯ СТАЯ Меняют направление движения.

Крыльями машет вдали.

(М.Ивенсен)

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ч] в словах, провести подвижные игры.

ВОРОБУШЕК КАЧАТЬСЯ ЗАХОТЕЛ

Наш воробушек качаться Три наклона в стороны.

захотел,
В гости к тоненькой былинке Три наклона в стороны.

прилетел,
Сел на самую вершинку— присели.

цинь-цвиринь,

Покачай меня, былиночка, Потянулись на носочках

Три наклона в стороны. Три наклона в стороны. Бег по кругу друг за другом. Меняют направление движения.

подкинь!

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит

поутру!

Ой, как весело, когда на свете

май!
Ты воробушка, былинка,

покачай (М.Познанская

ВЕСНЯНКА

Солнышко, СОЛНЫШКО,................. Идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко,

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, Меняют направление движения.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручейБегут по кругу.

Прилетели сто грачей, «летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на носочках, руки вверх.

Отработав произношение звуков [С], [С`], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести пальчиковую гимнастику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: