Младенцем. Когда мы говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте между
FnbMU и родителями, всегда имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребенка
врослого.друг с другом.......<.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические
УрактеристиКи? Главное в установлении диалога-это совместное у стремление к.
Щим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных
Йствий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядови оценок. ЧаЩе всего
Чочка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях
<пытй. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направлен-
Стй к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать; какими целями
Руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте,
Волжен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в
Убщей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно
ЦМоёда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все еецелии
ъ"впаны, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего
Общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно.
Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция <над> ребенком.
Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб,
Неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно
Стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе
Его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный
Субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка
Лишь в той Мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собст-
Венных достижениях, собственном совершенствовании.
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый
Факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих
Родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разно-
Образные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за
Ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических
Качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
По этому поводу, обращаясь к родителям, Я. Корчак писал: <Наивно мнение,