Конфликт сверхзаботы. Неправильное отношение к ребенку иногда возникает
на почве сверхзаботы о нем, мать живет <как бы за свое детище>.
Миша был желанным ребенком, хотя перспектив создания полной семьи у
Его матери не было. Мальчик родился раньше срока, слабеньким, много, болел, так
Что детство прошло в постоянном страхе за его жизнь. С поступлением в школу
Мальчик сталкрепче, однако,.вотношениях со сверстниками был. робок, нередко
оказывался <козлом отпущения>, не умея драться, старался всем угодить (по
словам мамы, <отличался абсолютным отсутствием гордости и самолюбия>).
Первые годы учебы мама или бабушка не только провожали.Мишу в школу и об-
Ратно, но нередко просиживали в школе и все время занятий - мальчик боялся
Оставаться один, опасался, что не справится с ребятами. Задания привыкли делать
Вместе,, так как Мише трудно было сосредоточить внимание на уроках. При
Обращении в психологическую консультацию мама жаловалась набезынициативность
|
|
Сына, отсутствие интереса к школьным предметам, робость, неумение самостоя-
Тельно работать, нежелание помогать хоть в чем-то по дому, безответст-
Венность. Наблюдая за поведением мамы и сына, психологи смогли выявить неадек-
Ватные формы общения. Например, при совместном выполнении одного из психо-
Логических тестов мама буквально старалась все сделать за сына. Попытки сына
Самостоятельно найти ответ, как правило, не поддерживались, а чаще всего
Просто дискредитировались как негодные. При этом возникало впечатление, что
мама даже гордилась тем, что она так активно <помогает> сыну, однако она
Совсем не замечала, что к концу их совместной работы, казалось столь успешной.
сын совершенно сник, перестал предлагать собственные варианты выполнения
Задания, а лишь покорно соглашался с мамиными.
В данном случае мы имеем дело с явными ошибками родительского воспи-
Тания, неправильной тактикой поведения, которые в литературе обычно называют
Сверхконтролем и сверхопекой. Может быть, уместная в более раннем возрасте,
Теперь она становится тормозом для развития у Миши самостоятельности,
Инициативы, самоконтроля и чувства уверенности в себе. Как же получается,
что мать этого не видит и, желая воспитать своего сына <настоящим мужчиной>,
В действительности продолжает обращаться с ним как с малышом, не давая
Пробиться росткам самостоятельности?
Одна из причин психологической слепоты родителей состоит в их бессоз-
Нательном стремлении сохранить ту эмоциональную близость с ребенком, которой