Стала более сбалансированной система обязанностей и прав

Конфликт сверхзаботы. Неправильное отношение к ребенку иногда возникает

на почве сверхзаботы о нем, мать живет <как бы за свое детище>.

Миша был желанным ребенком, хотя перспектив создания полной семьи у

Его матери не было. Мальчик родился раньше срока, слабеньким, много, болел, так

Что детство прошло в постоянном страхе за его жизнь. С поступлением в школу

Мальчик сталкрепче, однако,.вотношениях со сверстниками был. робок, нередко

оказывался <козлом отпущения>, не умея драться, старался всем угодить (по

словам мамы, <отличался абсолютным отсутствием гордости и самолюбия>).

Первые годы учебы мама или бабушка не только провожали.Мишу в школу и об-

Ратно, но нередко просиживали в школе и все время занятий - мальчик боялся

Оставаться один, опасался, что не справится с ребятами. Задания привыкли делать

Вместе,, так как Мише трудно было сосредоточить внимание на уроках. При

Обращении в психологическую консультацию мама жаловалась набезынициативность

Сына, отсутствие интереса к школьным предметам, робость, неумение самостоя-

Тельно работать, нежелание помогать хоть в чем-то по дому, безответст-

Венность. Наблюдая за поведением мамы и сына, психологи смогли выявить неадек-

Ватные формы общения. Например, при совместном выполнении одного из психо-

Логических тестов мама буквально старалась все сделать за сына. Попытки сына

Самостоятельно найти ответ, как правило, не поддерживались, а чаще всего

Просто дискредитировались как негодные. При этом возникало впечатление, что

мама даже гордилась тем, что она так активно <помогает> сыну, однако она

Совсем не замечала, что к концу их совместной работы, казалось столь успешной.

сын совершенно сник, перестал предлагать собственные варианты выполнения

Задания, а лишь покорно соглашался с мамиными.

В данном случае мы имеем дело с явными ошибками родительского воспи-

Тания, неправильной тактикой поведения, которые в литературе обычно называют

Сверхконтролем и сверхопекой. Может быть, уместная в более раннем возрасте,

Теперь она становится тормозом для развития у Миши самостоятельности,

Инициативы, самоконтроля и чувства уверенности в себе. Как же получается,

что мать этого не видит и, желая воспитать своего сына <настоящим мужчиной>,

В действительности продолжает обращаться с ним как с малышом, не давая

Пробиться росткам самостоятельности?

Одна из причин психологической слепоты родителей состоит в их бессоз-

Нательном стремлении сохранить ту эмоциональную близость с ребенком, которой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: