семье есть еще 6-летняя дочка, желанный ребенок, <маленькая кокепшвая жен-
щина>, которую мать с отцом.обожают. К Вите родители испытывают временами
Такое чувство гнева, порой ненависти, что это пугает их самих. С точки зрения
Отца, у них с сыном - разные идеалы: у Вити абсолютно нет никакого интереса к
Математике, а отец увлекается механикой. Мама допускает, что все дело -в их
Разном отношении к сыну и дочери, так как именно в этом их Витя и упрекает,
однако в этом мама склонна видеть ребячество сына: <Невозможно доказать,
Что равенство в семье - миф, а он хочет уравняться в правах с сестрой, считает,
что мы с ним несправедливы>. У Вити, по словам мамы, абсолютно отсутствует
Чувство дома, правда, он моет посуду, ходит в магазин, выносит помойное ведро,
играет с сестрой, но все это, жалуется мама, <делает без всякой инициативы,
кое-как>, <у него совершенно нет привычки делать все с любовью и до конца>.
Отец замечает, что всегда был очень требователен к сыну, может быть, даже
|
|
Суров, но ему казалось, что мальчика так и надо воспитывать.
Анализ этого случая позволяет иллюстрировать один из неблагоприятных
Типов родительского отношения - сочетание сверхтребовательности, гиперсо-
Циализации с эмоционально холодным, отвергающим отношением. Витя улавливает
Эти нюансы родительского отношения, страдает, по-своему старается приспо-
Собиться к нему.
Временами, признается Витя, на него находит ужасное чувство вины из-за
того, что <мама так много для меня делает, а я совсем немножечко>. Тогда он с
Удвоенным старанием выполняет свои домашние обязанности. У Вити до сих пор
Сохранились детские привычки - обожает играть с солдатиками, любит жаться
К маме, сосет палец. У мамы эти привычки вызывают легкое снисходительно-
Презрительное отношение и жалость, тогда она старается приласкать Витю.
Немаловажную роль в потере контакта с сыном сыграла, по-видимому, излишняя
строгость отца, которым Витя очень гордится (<Он всё-всё знает про компью-
теры>), но и ревнует к сестренке и к маме. В рисунке <Моя семья> себя он рисует
Очень близко к маме, сестренку же отгораживает мебелью и телевизором, а папу
Не рисует вовсе. Добиться некоторого улучшения отношений в этой семье удалось
В результате более ясного осознания родителями тех противоречивых чувств,
Которые они испытывают к сыну, и хотя любви и симпатии к сыну, может, и не
Прибавилось, но возникла более объективная оценка его качеств, его роли реального
Помощника в семье. Требовательность дополнилась признанием Витиных заслуг,