Развитие профориентации в России, СССР и РФ

Первая служба по "приисканию" работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). Уже в известном "Кающемся энциклопедисте" (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии и даже выделены четыре типичных варианта выбора:

· согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России);

· случайный, необдуманный выбор;

· выбор по призванию;

· выбор по расчету.

Уже в дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях ("Студенческий альманах", "Адрес-календарь"…).

В целом, в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было "модным" считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен…), создавалась социально-экономическая база для развития страны, но известно также, что в плане социальных, гражданских и политических свобод имелись сильнейшие проблемы. Например, более чем у 40% призывников в период Первой мировой войны были зафиксированы следы порок, а за период с 1905 по 1912 гг. было казнено около 3 млн человек, не согласных со столыпинскими реформами (появились даже термины "столыпинский галстук" - веревка на шее, "столыпинские тройки", казнившие без суда и следствия и др.). Примечательно и то, что за 1905-1906 гг. крестьяне сожгли 2 тысячи усадеб помещиков из существующих 30 тысяч. К сентябрю 1917 г. иностранный капитал контролировал 90-95% богатств Империи. Даже по официальным данным в тогдашней России не менее 43% детей не доживало до 5-летнего возраста. Каждый год в России от голода, болезней, эпидемий, отравлений умирало не менее 4,4 млн детей. За период с 1891 до 1913 гг. от голода, болезней и эпидемий умерло не менее 7 млн человек в "больших городах" и по 0,5-0,7 млн ежегодно в "малых городах" по всей Империи (см. об этом: Ацюковский, Ермилов, 1998. С. 68-72).
Как известно, революции на пустом месте не случаются… Таким образом, в условиях сильного ограничения свобод профориентации в России еще не было, но социально-экономические, психолого-педагогические и даже духовные условия для этого вызревали.
В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К. Крупская.

В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория Профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга.

За период с 1930 по 1933 гг. - открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентции.

Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: