2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
| Вид учебной работы | Объем часов |
| Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
| в том числе: | |
| лабораторные работы | Не предусмотрены |
| практические занятия | 24 |
| контрольные работы | - |
| Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
В том числе:
| 4 2 8 2 2 2 2 2 |
| Итоговая аттестация в форме текущих оценок и «Накопительного ПОРТФОЛИО». |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«эффективное поведение на рынке труда»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
| Тема 1. Анализ современного рынка труда | Содержание учебного материала | |||||
| З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации. Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе. | ||||||
| Практическое занятие №1 (У.1. –давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда). Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия». | ||||||
| Самостоятельная работа Проведение анализа востребованности рынка труда в разрезе профессии, по которой обучаются студенты (привести не менее трёх аргументов, почему данная профессия востребована или недостаточно востребована) на рынке труда УР. | ||||||
| Тема 2. Тенденции развития мира профессий | Содержание учебного материала | |||||
| З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации. Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий,предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. | ||||||
| Практическое занятие №2 (У.10. –анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении). Обсуждение и анализ профессиональной пригодности в контексте психологии (по Е.А. Климову). Определение готовности к профессиональной деятельности, с использованием методик: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов). | ||||||
| Самостоятельная работа Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий (гендерный аспект). | ||||||
| Тема 3. Понятие карьеры и карьерная стратегия | Содержание учебного материала | |||||
| З.3. – возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации. Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста. | ||||||
| Практическое занятие №3 (У.9. –объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры). Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности». | ||||||
| Самостоятельная работа Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение. | ||||||
| Тема 4. Проектирование карьеры | Содержание учебного материала | |||||
| З.2. – как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации. Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта. | ||||||
| Практическое занятие №4 (У.8. – оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»). Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры». | ||||||
| Самостоятельная работа Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры». | ||||||
| Тема 5. Принятие решения о поиске работы | Содержание учебного материала | |||||
| З.4. –обобщенный алгоритм решения различных проблем. Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы. З.1. –источники информации и их особенности. Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами. | ||||||
| Практическое занятие №5 (У.3. –задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу). Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи». Составление своей характеристики. | ||||||
| Самостоятельная работа Составление своей характеристики в качестве ресурса будущего молодого специалиста. | ||||||
| Тема 6. Правила составления резюме | Содержание учебного материала | |||||
| З.8. –выбор оптимальных способов презентации полученных результатов. Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем. | ||||||
| Практическое занятие №6 (У.5. –составлять резюме с учетом специфики работодателя; У.4. –составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем). Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации. | ||||||
| Самостоятельная работа Составление сопроводительного письма и заметки по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем. | ||||||
| Тема 7. Посредники на рынке труда. | Содержание учебного материала | |||||
| З.6. –выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения). Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление. | ||||||
| Практическое занятие №7 (У.2. –аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы). Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях. Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу. | ||||||
| Самостоятельная работа Собор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности. Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесообразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы. | ||||||
| Тема 8. Прохождение собеседования | Содержание учебного материала | |||||
| З.7. –способы предоставления практических результатов. Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации. | ||||||
| Практическое занятие №8 (У.6. –применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;У.7. – корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя). Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»). | ||||||
| Самостоятельная работа Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре. | ||||||
| Тема 9. Правовые аспекты трудоустройства и увольнения | Содержание учебного материала | |||||
| З.5. - как происходит процесс доказательства. Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы. | ||||||
| Практическое занятие №9 (У.11. -давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами). Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации. | ||||||
| Самостоятельная работа Заполнение образцов кадровых документов (личный листок по учету кадров, личная карточка, заявление). | ||||||
| Тема 10. Адаптация на рабочем месте. | Содержание учебного материала | |||||
| З.6. -выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения. Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии. | ||||||
| Практическое занятие №10 (У.6. -применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях). Тренинг «Уверенное поведение». | ||||||
| Самостоятельная работа Составление алгоритма собственной адаптации к профессиональной деятельности в организации. | ||||||
| Тема 11. Развитие коммуникативных качеств личности | Содержание учебного материала | |||||
| З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения. Организационная культура и деловой этикет. Деловое общение. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания. Конфликты и способы их разрешения. | ||||||
| Практические занятия №11 (У.10. -анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении). Тренинг «Деловое общение». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях. | ||||||
| Самостоятельная работа Описание возможной конфликтной ситуации между сотрудником и руководителем (сотрудником и сотрудником). Продумать свою стратегию поведения в данной ситуации. | ||||||
| Тема 12. Формирование деловых качеств личности | Содержание учебного материала | |||||
| З.6. -выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения. Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе. | ||||||
| Практическое занятие №12 (У.6. -применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях). Тренинг «Эффективное взаимодействие». | ||||||
| Самостоятельная работа Составление коллажа на тему: «Я и моя профессиональная карьера через десять лет» | ||||||
| Всего аудиторных занятий: | ||||||






