Основные рекомендации. 1. Решите, можно ли считать анализируемый вопрос о поведении нейтральным

1. Решите, можно ли считать анализируемый вопрос о поведении нейтральным. Если нет, переходите к третьей главе.

2. Задавая закрытый поведенческий вопрос, убедитесь, что в него включены все значимые альтернативные ответы. Упущенные альтернативы и ответы, отнесенные к категории «Другие», могут дать неполную информацию.

3. Если есть основания считать, что на поведенческий вопрос получен неполный ответ, полезно использовать процедуру активизации воспоминаний.

4. Составляйте вопрос так, чтобы он был максимально конкретным. Информация окажется более надежной, если Вы будете спрашивать не о типичном для респондента поведении, а ограничите его жесткими временными рамками. Можно задавать и менее точные вопросы, которые требуют меньше времени на ответ. Однако это оправдано в том случае, если ваша цель – классифицировать респондентов, а не точно описать их поведение.

5. Период времени, к которому относится вопрос, должен быть согласован с тем, насколько значима для респондента тема опроса. Длительные периоды (год и более) уместны при обсуждении наиболее важных тем (например, приобретение нового дома, рождение ребенка или серьезное автомобильное происшествие), периоды в один месяц и меньше – когда тема менее значима (например, покупка предметов домашнего обихода или одежды). Следует избегать слишком коротких интервалов, поскольку это может привести к прямому временному сдвигу, т. е. воспоминанию событий, которые произошли раньше, и по этой причине ответы будут неточными.

6. Использование документов (когда это возможно), записей по ведению домашнего хозяйства и «связанных воспоминаний»* помогает уменьшить или вовсе исключить временной сдвиг и повысить точность информации.

7. Если предметом исследования являются повторяющиеся, малозначимые события, дневниковые записи дают более точную информацию, чем устные воспоминания.

8. Используйте слова, понятные всем респондентам. Не употребляйте специальных терминов, 1) если нет уверенности, что они известны всем респондентам; 2) если в самом вопросе они не объясняются.

9. Расширение вопроса за счет введения каких-либо напоминаний может повысить качество полученных результатов. Не думайте, что чем короче вопрос, тем лучше.

10. При ответах на нейтральные поведенческие вопросы респонденты обычно сообщают более точные сведения о себе, чем о родственниках, друзьях или сотрудниках. Если в вопросах фигурирует денежный фактор, опрашиваемые могут дать довольно точную информацию о других, в частности, родители – о детях, супруги – друг о друге.

* Авторы имеют в виду использование перекрестных вопросов о фактах, каким-либо образом связанных между собой. – Прим. ред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: