Заключение. Задавать вопросы о поведении, которое вызывает опасения респондентов, намного труднее, чем нейтральные вопросы

Задавать вопросы о поведении, которое вызывает опасения респондентов, намного труднее, чем нейтральные вопросы. Когда тематика опроса вызывает очень серьезные опасения респондентов, неточность результатов неизбежна. Однако если не рассматривать крайних случаев, методы, предложенные в этой главе, значительно повышают точность получаемой информации.

При проведении интервью мы предлагаем использовать форму открытых длинных вопросов, употреблять слова, привычные и понятные респондентам; получать сведения у информантов; использовать подходящие временные рамки (для социально желательного поведения – спрашивать о недавнем прошлом, не задавая вопросов об обычном поведении; для социально нежелательного поведения – узнать у респондента, приходилось ли ему совершать некоторые социально нежелательные поступки, и только потом обсуждать с ним события настоящего времени); подбирать уместный контекст; использовать такие методы, как анонимный опрос, сортировка карточек, рандомизированные ответы; использовать дневники и панельные исследования.

В конце опроса полезно с помощью дополнительных вопросов определить отношение респондента к темам, затронутым в процессе интервью. Целесообразно организовать проверку достоверности результатов опроса с помощью дополнительных данных, даже если это удается сделать только на агрегированном уровне.

Дополнительное чтение

Большая часть материалов этой главы опирается на исследования, приведенные в книге «Усовершенствование метода проведения интервью и проектирование вопросника» (см. главы 1, 2, 5, 9, 11) [13]. Те, кого интересует, как влияют на ответы респондентов процедуры, обеспечивающие анонимность, могут прочитать об этом в книгах Эш и Абрамсон [2], Коломботос [23], Фишер [29], Фуллер [33], Хочстим [39] и Кинг [48].

Информацию о методе рандомизированных ответов можно найти в работах Гринберг [37], Рейнмут и Гёртс [67]. Первые исследования этого метода можно найти в книге Уорнера [92].

Журналы, на которые мы ссылались во второй главе, могут также быть использованы в качестве источника примеров по темам, вызывающим опасения респондента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: