Глава III (л. 140)
Верьховное Правление распорядиться о сем предмете таким образом чтобы солдатские дети получали от казны пропитание в продолжении всего времени что их отцы в службе находиться будут. По выходе сих последних в отставку должны они детей своих брать с собою. Военносиротския отделения сделаются тем самым не нужными ибо солдатские дети оставаться будут в полках и команда при своих родителях. Что же касается до службы, то должны солдатские дети в сем отношении на ровне с протчими вольными людьми быть поставлены без всякаго с ними различия. Они принадлежать должны к тем волостям к которым отцы принадлежат и всеми правами в оных пользоваться на ровне с прочими гражданами как о сих в последствии постановлено будет. Сей порядок имеет быть введен в то время, когда общее государственное устройство вызымеет новое свое существование до того же времени могут военносиротские отделения употреблены быть на составление из них педагогических институтов как то в главе о народном просвещении в последствии сея Русской Правды объяснено будет.
|
|
8. Казенные крестьяне
В отношении к крестьянам казне принадлежащим обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия в частном их применении, сообразить и потом введение или исполнение оных по лутчей местной удобности распорядить, по усмотрению своему давая оным надлежащий ход и действие.
1) Не различать казенных поместий на государственныя, удельныя и арендныя, но даровать им всем одинаковое существование, образование, управление и презназначение щитая их всех государственным имуществом.
2)Разделить сии поместья на волости по соображению местной удобности и местная положения и ввести в оныя волостное управление как оное в последствии сей Русской Правды описано будет.
3)Разделить все земли в каждой волости по угодьям на две половины; из коих дать одной название общественной земли, а другой — казенной земли. Общественную землю отдать в собственность волостному обществу а казенную землю оставить собственностью казны то есть входящею в состав государственных имуществ. Подробности сего положения определит Верьховное Правление.
4) Крестьяне казенных поместий или селений продолжают (л. 140 об.) обработывать как общественныя так и казенныя земли теперешним порядком и платить казне тот же оброк за оныя который и ныне платят.
5) Сей порядок будет продолжаться десять или пятнадцать лет сряду а после сего срока не будут крестьяне никакого оброка платить за общественную землю а за казенную которую пожелают для обработывания на откуп взять будут они деньги платить по назначению какое тогда имееть быть сделано и для котораго потребуются от крестьян предварительныя их предположения.
|
|
6) После десяти или пятнадцати лет а есть ли удобно будет, то и прежде когда сей новый порядок окончательное возымеет существование, ход и действие, будут казенные крестьяне пользоваться совершенною свободою и будут объявлены совершенно вольными, при чем общественная земля никому не будет принадлежать частно, но всему волостному обществу совокупно а казенная земля останется собственностью казны, и крестьянам будет отдаваться в откуп.
7) Волостное общество не должно иметь права общественную землю продавать или закладывать, она есть собственность в сем отношении неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной земле в виде частнаго человека и потому продавать казенныя земли право имеет. Есть ли крестьянин купит у казны какую-нибудь казенную землю или часть оной, тогда сей участок им (л. 141) купленной будет он иметь право закладывать, продавать, дарить, в наследство и приданое отдавать и одним словом оным распоряжать по своей воле как совершенною частного собственностью своею (л. 140 об.).
8)Весьма будет полезно завести в каждой волости по мере возможности маленькие банки и ломбардты а равным образом и страховыя учреждения. Сие конечно вдруг или скоро воспоследовать не может и потому сказано что надлежит оное заводить по мере возможности. Надлежит также распространить на казенных крестьян права купечества и мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает распоряжение.
9. Монастырские крестьяне
Монастыри православныя грекороссийския церкви не имеют никаких поместий и никаких крестьян между тем как из католических монастырей многие еще крестьян имеют. Сего различия по трем причинам существовать не должно. Во-первых потому что монашество иностраннаго исповедания не должно пользоваться большими преимуществами как монашество отечественнаго православного исповедания, во-вторых потому что ежели монашеский чин с усердием все свои обязанности исполнять будет то ему не останется времени для управления поместьями а в-третьих наконец потому что звание требующее от вступающих в оное клятвы в бедности и умерщвлении плоти жизнь свою проводить не должно утопать в богатстве и пресыщении давая тем пример соблазна и разврата.— Православное монашество чувствуя свое высокое предопределение давно уже никаких поместий более не имеет; почему же не последовать его примеру в отношении и к иноверному монашеству. А по сему вследствие всего здесь сказаннаго разрешается Верьховное Правление всех монастырских крестьян и поместий присоединить к государственным имуществам и потом те же самыя меры в отношении к ним принять каковыя предполагаются для всех казенных крестьян и поместий вообще (л. 141 об.).
10. Вольные земледельцы
В отношении к вольным земледельцам коих общества собственныя свои земли имеют обязывается Верьховное Правление следующия сделать распоряжения и следующия устроить меропринятия:
1) Составить из них волости с учреждением в оных волостнаго правления таким же точно образом и порядком как выше сказано о казенных крестьянах имеющих также быть со времянем вольными земледельцами.
2) Разделить земли каждой волости по угодьям на две половины из коих одной именоваться общественною землею, а другой частного землею. Общественная земля имеет на тех же основаниях волостному обществу принадлежать на коих сие пояснено в статье о казенных крестьянах.
3) Частная земля каждой волости имеет быть роздана участками всем различным семействам той волости в вечную и полную частную их собственность. Ежели кто из вольных земледельцов перед сим уже купил какую-нибудь землю для себя то остается полным обладателем оной.
|
|
4) По мере возможности завезти волостные банки и страховыя учреждения: распространяя на вольных земледельцов права купечества и мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает распоряжение.
Все подробности сего распорядка имеет Верьховное Правление устроить законодательными и исполнительными действиями по соображению временных обстоятельств, частных случаев и местных положений, причисляя однодворцев в общем смысле к сему же разряду (л. 142).
11. Дворянские крестьяне
Весьма различно положение, в котором находятся различные дворянские крестьяне. У самых добрых господ они совершенным благоденствием пользуются. У самых злых они в совершенном злополучии обретаются. Между сими двумя крайностями существует многочисленное количество разнообразных степеней злополучия и благосостояния. Различие сие произходит от того что участь крепостных людей в полной мере зависит единственно от мысли и воли их господ, и что никакаго не существует определительного постановления взаимныя их отношения, обязанности и права устанавливающаго, и положение крестьянскаго состояния ясно определяющаго. Сие доказывает необходимость таковаго постановления дабы дурные помещики принуждены были следовать примеру добрых помещиков, и дабы положение крестьян елико возможно было улутчено и на твердых началах и правилах положительным образом основано.
Для составления таковаго постановления имееть Верьховное Правление возложить на вышеупомянутыя грамотныя дворяиския собрания обязанность представить ему проекты об оном и потом из всех сих проектов выбор сделать целое составить и оное в ход и действие привезти. Все же предварительныя меры нужныя для составления и введения сказаннаго постановления обязывается Верьховное Правление по своему усмотрению неукоснительно и решительно принять не останавливаясь никакими побочными соображениями.
Успехи общаго просвещения повсюду более и более распространяющагося, лутчия понятия о взаимных отношениях всех членов и частей государства, дух времени стремящийся к свободе на законах основанной, все сие заставляет желать, чтобы рабство было совершенно в России уничтожено, и чтобы полезное сословие крестьян не было забыто особливо в то время, когда Россия стремится к установлению прочнаго законнаго порядка и всем прочим своим сословиям и частям улутчение положения и состояния их приобретает (л. 142 об.). Сверх того надобно также и о том в совести своей помыслить, что право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по своему произволу без предварительнаго с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, законам естественным, святой вере христианской и заповедной воли всевышняго творца, гласящего в Священном писании, что все люди перед ним ровны и что одни деяния их и добродетели разницу полагают. Но поелику таковое важное предприятие требует зрелаго обдумания и весьма большую в государстве произведет перемену то и не может оное иначе к успешному окончанию приведено быть как введением постепенным. О сем предмете должно Верьховное Правление потребовать проекты от грамотных дворянских собраний и по оным меропринятия распорядить, руководствуясь следующими тремя главными правилами: 1) Освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода ими от поместий своих получаемых. 2) Освобождение сие не должно произвезти волнений и безпорядков в государстве для чего и обязывается Верьховное Правление безпощадную строгость употреблять противу всяких нарушителей общаго спокойствия. 3) Освобождение сие должно крестьянам доставить лутчее положение противу теперяшняго; а не мнимую свободу им даровать (л. 143).
|
|
12. Дворовые люди
Дворовые люди суть самое жалкое состояние в целом пространстве Российскаго государства. Солдат прослуживши 25 лет получает по крайней мере по истечение сего срока свободу и избирает потом себе любыя занятия. Дворовый же человек всю жизнь свою служит своему господину и ни на какую надежду права не имеет: одна воля барина всю его участь составляет до конца его жизни. Таковой порядок долее продлится не должен, и все то что в предидущей статье сказано о крестьянах относится также и до дворовых людей. Верьховное Правление потребует также и на сей щет проекты от грамотных дворянских собраний, извлекая из оных средства к постепенному освобождению от рабства дворовых людей.
Здесь могут с удобностью два средства быть употреблены. Первое состоит в назначении числа годов коих господину своему прослуживши, дворовой человек делается вольным. Второе состоит в назначении суммы денег коих своему господину заплатив дворовой человек также делается вольным. Сии два способа могут различными распоряжениями быть соединены и в подкрепление одно другому поставлены. Назначение откупных сумм должно быть сделано по соображению местных обстоятельств и по вниманию на разные ремесла коим господа людей своих обучали. За сими распоряжениями будут все-таки еще дворовые люди крепостными оставаться и для их последних в особенности нужны вышеупомянутые проекты грамотных дворянских собраний (л. 143 об.).
13. Заводские крестьяне
Заводские крестьяне суть или дворянские или казенные. Дворянские суть люди крепостные и потому суждение об улутчении их состояния и о постепенном даровании им вольности принадлежит статье о дворянских крестьянах, где действие свое иметь будут грамотныя дворянские собрания с окончательным утверждением и решением Верьховного Правления. Касательно же казенных заводских крестьян обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия распорядить: соображая по своему усмотрению все частные случаи и местныя обстоятельства. 1) Всех крестьян на заводах работающих заменить людьми вольнонаемными или что еще лутче преступниками разнаго рода; распределяя их по соображению важности преступления и тягости работы. 2) Всех заводских крестьян обратить в первобытное земледельческое состояние устроивая для сего в случае надобности переселения, и составляя из них волости на тех же основаниях, как выше сказано в статье о казенных крестьянах, к коим и их причислить.
Из политической економии известно, что не только изделия полезны которыя заводимы быть могут без всяких насильственных или принудительных меропринятий и которыя, следовательно, собственным своим избытком себя поддерживать могут. По сей причине одни вольнонаемные работники должны бы при всяких заводах быть употребляемы; но поелику в числе заводов находятся такие, которые необходимы для блага государства, а другие коих безразсудно бы было бросить после всех издержек для них сделанных, то и дозволяется преступников на заводах употреблять; тем более что никакаго не может быть лутчаго дано предназначения людям преступлениями потерявшим право на свободу как занятия к пользе государственной служа-щия (л. 144).
Из всего содержания главы сей явствует: 1) что духовенство не признается более особым сословием народа, но особою отраслею государственнаго чиноначальства, 2) что дворянство обязывает под руководством Верьховнаго Правления пересмотреть свой состав и проекты об оном представить и 3) что все прочия сословия соединяются в одно и сливаются в общее сословие российских граждан, имеющих пользоваться совокупно всеми теми правами и преимуществами коими до ныне каждое сословие пользовалось отдельно. Сие. общее сословие долженствующее заменить все до ныне существовавшия имеет называться гражданством.
При сем надлежит заметить: 1) что с уничтожением сословий и с введением гражданства все уже граждане одинаковым законам подлежать будут, и что должны они право иметь земли и вообще всякую движимую и недвижимую собственность приобретать, но только не крестьян и 2) что люди оказавшие отечеству большия услуги должны быть отличены от тех, которые только об себе думали и только о частном своем благе помышляли. Таковыя лицы должны особенными пользоваться правами и преимуществами. Вот главное правило основанием дворянству служащее (л. 244).
О НАРОДЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Глава IV
§ 1. Содержание сей главы разделяется по существу предметов в оную входящих на три разряда. В первом имеет быть разсуждаемо о политическом разделении общей массы народа на части, о произхождении сословий и о распределении частных лиц по волостям. В втором разряде имеет быть разсуждаемо о составлении общественных земель образующих общественную собственность всего народа и о различии между землями и собственностями частными и общественными. В третьем наконец разряде имеет быть разсуждаемо об участии народу предоставленному в правительственных или государственных делах и об учреждении народных собраний. Таким образом будут представлены в совокупном изложении коренныя правила политическаго состояния народа: первый разряд представит понятие о народном составе его политическом распределении. Второй разряд представит понятие о народной собственности и обезпечении каждаго в его существовании. Третий наконец представит понятие об образе и порядке коим народ имеет участвовать в общественных или правительственных делах. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 параграфы составляют первый разряд, 10, 11, 12 и 13 параграфы составляют второй разряд, 14, 15, 16, 17 и 18 параграфы составляют наконец третий разряд (л. 245).
§ 2. Порядок должен в государстве существовать и не может быть иначе введен как разделением общей массы народа на части...
Несправедливость и недостаточность распределения народа по сословиям явственным образом выказывается при первом взгляде... Дворянство есть установление справедливое, когда основанием своего существования имеет услуги им отечеству оказываемыя, но когда оно ни что иное есть как феодализм подобно как сие во многих европейских государствах установлено, тогда оно есть зло безразсудное гибель государству наносящее... А посему и следует из сего, что разделение народа на сословия не только никакаго порядка не вводит, но на против того поводом служит к водворению многих коренных неустройств и злоупотреблений и следовательно не должно быть принято; а есть ли уже существует то непременно должно быть уничтожено как то пространно в предидущей главе показано.
3. Второе распределение народа на состояния занимающияся земледелием, изделиями или торговлею совершенно отвергнуто политическою економиею...
4. Наконец распределение народа по волостям соединяет все выгоды и все удобности, отвращая все несправедливости, и все затруднения...
5. Много было разсуждаемо о необходимости, чтобы постепенность в государственном устройстве существовала; то есть чтобы политическо-нравственное пространство, отделяющее массу народную от верьховной власти на разныя степени было разделяемо и степени сии бы начинали от массы народной и восходили бы для верьховной власти...
6.Порядок должен в государстве существовать и не может быть иначе введен как разделением государственнаго пространства на части; почему и имеет вся Россия быть разделена на области...
7.Совокупность всех обязанностей и всех прав российских граждан составляет российское гражданство и разделяется на три разряда... Все российские граждане должны одинаковым образом пользоваться всеми правами частными гражданскими и политическими и пользоваться оными на целом пространстве всего государства должны также все взаимныя отношения народа к правительству и сего последняго к первому во всем государстве на одинаковых началах устроены быть и все обязанности политическия на всех граждан вообще одинаковым образом быть распространены. Надлежит однакоже заметить, что те отличные граждане, которые большия отечеству оказывают услуги (дворяне) должны некоторыми особыми преимуществами пользоваться в виде награждения за их услуги и от некоторых тягостнейших обязанностей быть освобождены. Постановление правил на сей конец и приведение оных в исполнение предоставляется распоряжению Верьховного Правления на основании того что в предидущей главе о том сказано было в особенности о дворянстве (л. 247 об.)...
8. По распределении всех нынешних российских подданных по волостям надлежит их переименовать в российские граждане и тем самим их таковыми окончательно признать...
9. Разделение земельного пространства государства на части бывает двоякаго рода: политическое и гражданское...
10. Сии средства состоят в разделении земель каждой волости на две половины по угодьям; как то в предидущей главе объяснено было в статье о казенных крестьянах...
11. Главныя начала могущия основанием служить для постановлений касательно общественных земель суть следующия: общественная земля должна в каждой волости разделена быть на участки...
12. Когда порядок сей в полной мере введен будет и окончательное возымеет установление и действие, тогда от него для России следующия окажутся неоцененныя выгоды и последствия: 1) каждой россиянин будет совершенно в необходимом обезпечен и уверен, что в своей волости всегда клочек земли найти может, которой ему пропитание доставит... Что же касается дворянских крестьян, то об оных сказано в предиду- щей главе что дворянския грамотныя собрания представят свои проекты и Верьховное Правление оные в соображение примет при переводе сих крестьян из нынешняго их положения в общее состояние российска- го гражданства.
13.Когда государства так еще были малы что все граждане на одном месте или небольшом поле собираться могли для общих совещаниях о важнейших государственных делах тогда каждый гражданин имел голос на вече и участвовал во всех совещаниях народных...
14.Сей вопрос будучи решен возник новый вопрос. Каким образом должны народные представители быть выбираемы и назначаемы...
15.Вследствие сего должны народныя собрания на два рода быть разделены, из коих однем именоваться земскими а другим наместными...
16.Каждое земское народное собрание имеет ежегодное заседание могущее продолжаться только шесть дней...
17.Таким образом будет весь народ размещен по земским собраниям для всеобщего участия в составлении наместных собраний...
О НАРОДЕ В ГРАЖДАНСКОМ ОТНОШЕНИИ
Глава V
1. В предидущей главе разсуждаемо было о народе в отношении к политическому его составу, существованию и участию в государственных делах. В сей же главе разсмотрим правила о разнообразных соотношениях в коих граждане находиться могут, а потом правила об образе их действия в разных обстоятельствах.
Соотношения в коих граждане находиться могут бывают различных родов: 1) Взаимныя соотношения родителей, детей и родственников между собою, порождающая правила родства. 2) Соотношения жены с мужом и мужа с женой порождающая правила брака. 3) Взаимныя соотношения сирот с опекунами и попечителями, порождающия правила опеки. 4) Соотношения людей с различными вещами, их собственность составляющими, порождающия правила обладания. 5) Соотношения граждан с вещами им достающимися по смерти родителей, или родственников, порождающия правила наследства и 6) Соотношения граждан с другими гражданами в отношении вещей или действий, порождающия правила договоров. Первые три рода соотношений касаются преимущественно лиц.— Последние три касаются преимущественно вещей...
2. Родство разделяется на духовное и кровное...
3. В отношении к власти родительской и сопряженным с оною соотношениям постановляются следующия коренные правила...
4. Брак есть сочетание двух лиц разных полов с целью народонаселение умножить и детей породить...
5. Случай к расторжению брака или разводу подают...
6. В опеке надобно различать опеку и попечительство...
7. Право собственности или обладания есть право священное и неприкосновенное, долженствующее на самых твердых, положительных и неприкосновенных основах быть утверждено и укреплено, дабы каждый гражданин в полной мере уверен был в том что никаке самовластие не может лишить его ниже малейшей части его имущества...
8. Право наследования следует ныне кому-либо или по закону или по завещанию... постановляется правилом, что законы никакаго не должны завещания допускать, но должны сами право наследования во всем онаго пространстве в полной мере определить...
9. Договор есть согласие двух или более лиц на одно что-нибудь изъявленное ими и взаимно принятое...
10. Личная свобода есть первое и важнейшее право каждаго гражданина и священнейшая обязанность каждаго правительства. На ней основано все сооружение государственнаго здания и без нея нет ни спокойствия, ни благоденствия...
11. Казенныя повинности разделяются на два рода: 1) личныя и вещественныя, 2) денежныя...
12. Денежныя повинности разделяются на косвенныя и прямыя...
13.Правила, относящиеся до государственной службе различают три предмета: 1) чиноначальство, 2) повиновение законам и 3) рекрутство...
14.В отношении к повиновению законам постановляются следующия коренныя правила...
15.Набор рекрут для военной силы имеет значи- тельныя получить изменения при чем следующия постановляются коренныя правила для сего новаго порядка... 2) Рекруты поступают в военную службу на 15 лет после чего в чистую отставку отпускаются так что каждый ратник с 35 года от рождения совершенно должен быть свободен и в массу граждан паки возвратиться...
16. Правила, утверждающия свободное книгопечатание и определяющий нравственныя действия касаются трех предметов...
17. Нравственность утверждается в народе совокупностью духовных, естественных и политических законов....
18. Коренныя правила в отношении к свободе книгопечатания постановляются следующия...
19. Коренныя правила в отношении к свободе вероисповеданий и духовных действий состоят в следующем...
20. Правила утверждающия свободной ход промышленности и определяющия хозяйственныя действия разделяются на четыре разряда...
21. Все предметы промышленности будучи подвержены порчи и опасностям всякаго рода, требуют страховых учреждений дабы обезпечить посредством оных предприятия промышленников...
22. Меры осторожности состоят в следующих трех предметах: 1) каждая волость обязана иметь запасный хлебный магазейн на случай неурожая...
23. Богоугодныя действия и заведения разделяются на три рода...
24. Главныя правила общественнаго призрения суть следующия:...