Тема: Пред лог В.
Цели: Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, которые придумают, что может быть внутри коробки (кастрюли, холодильника, машины, банки, шкафа, пузырька и т. п.).
I. Логопед достает из мешочка красивый маленький шарик на ниточке и по очереди опускает его в банку, бутылку, ящик, миску и т. п. (Отбираются те предметы, при произнесении названия которых в сочетании с предлогом В звук не оглушается.)
Логопед спрашивает детей: «Где шарик?» После каждого ответа, выделяя голосом предлог В, произносит сам: «В банке», «В ящике» и т.п. Затем следует объяснение: «Когда мы прячем предмет внутрь, в середину, появляется маленькое слово В».
2. Игра «Назови продукты».
Логопед показывает детям солонку и просит вспомнить, куда, в какие блюда, в какую еду мы кладем соль. Дети с помощью логопеда проговаривают предложения, подчеркнуто произнося предлог В: «Соль кладут В котлеты (В кашу, В картошку, В суп, В солянку и т. п.)».
|
|
Затем логопед показывает детям сахарницу и предлагает вспомнить и назвать, куда кладут сахар.
Ответы детей: «Сахар кладут В кефир (В чай, В кисель, В компот и т.п.)»/После проговаривания предложений логопед напоминает, что в каждом было маленькое слово В.
3. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки, одновременно произнося следующий текст:
— Лена гуляла на полянке. Она собирала в корзинку землянику. С ней была собака Тузик и курочка Пеструшка. Пошел дождь. Лена побежала в дом. Курочка спряталась в сарай, а собака залезла в будку.
Логопед просит найти в рассказе маленькое слово В. Дети произносят предложения, выделяя голосом заданный предлог.
Затем логопед уточняет» есть ли маленькое слово В в таких предложениях:
«Лена гуляла на поляне», «Лена увидела волка», «Лена взяла корзинку».
(Можно даже с нажимом произносить звук В.)
После ошибочных ответов детей логопед уточняет, что маленькое слово В появляется только тогда, когда предмет находится внутри, и приводит примеры.
4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение и вместе с детьми производит соответствующие действия:
В комнату вошел Мой брат (шаги на месте).
В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз).
В конуру полез наш пес (приседание).
Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны).
После двукратного проговаривания и выполнения действий логопед спрашивает ребят: «Услышали вы маленькое слово В?» Дети выделяют его в соответствующих словосочетаниях.
|
|
5. Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в, них
маленькое слово В:
В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда.
В лес пошли Кирилл, Иринка, А у них в руках корзинка.
6. Дети занимаются индивидуальной работой: каждый по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В. Логопед опрашивает детей. Они говорят предложения, выделяя предлог В.
7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Занятие № 25
Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?).
Цели: Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной по три слова: каша, компот, бульон (суп, рассольник, борщ; сок, напиток, варенье и т.п.)».
1. Логопед объясняет, что сегодня разговор пойдет о том, какие бывают соки, супы, каши, другие кушанья.
Логопед раздает на каждый стол по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т, п.). Затем логопед говорит детям:
— Назовите свои продукты.
— Какую кашу можно сварись из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.)
— Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.)
— Какой напиток можно приготовить? (Кофейный.)
- Какую запеканку можно сделать? (Манную, вермишелевую и т. п.)
Логопед помогает детям яри затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором.
2. Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку вот с этим вареньем. А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться!»
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением различных фруктов, ягод и плодов, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные (яблочное, клюквенное, клубничное, грушевое, сливовое и т. п.).
Сложные слова логопед и дети проговаривают хором.
3. Динамическая пауза. Логопед объясняет детям, что тот, кому он бросит мяч, должен ответить одним словом на его не сколько слов:
напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; котлеты из курицы — куриные; бульон из мяса — мясной; оладьи из картофеля — картофельные.
(Желательно подобрать прилагательные, которые не будут фигурировать в остальных частях занятия.)
4. Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки, просит исправить Незнайкины ошибки и читает: «Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок
икру (кабачковую икру)».
5. На столах у детей заранее разложены вырезанные из картона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изображением какого-либо продукта — мяса, рыбы, фруктов, овощей и др. Дети по просьбе логопеда переворачивают кастрюльки изображением вверх и рассказывают, какой суп сварила сегодня мама (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п.).
Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными.
Вместо таких кастрюлек можно сделать аналогичные бутылочки для сока, на которых будут наклеены различные картинки с изображениями ягод, фруктов и т. п.
III Итог Логопед подводит итог занятия, «угощая» из закрытой банки детей вкусным вареньем.