Тема: Падежные конструкции.
Изменение существительных
В единственном числе по падежам.
Цели; Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. (Занятие проводится только тогда, когда все падежные формы — родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи — отработаны, а также изучен с детьми на занятиях предлог С в значении совместности.)
Ход занятия
Организационный момент. Логопед говорит детям: «Сядет тот,
кто повторит за мной: ТО-ТУ-ТА (МО-МУ-МА, ТОМ-ТУ-ТЕ, КОМ-КУ-КА-КЕит.п.)». (Это некоторые окончания слов при изменении падежной
формы.)
1. Логопед приглашает к столу девочку и просит ее выбрать из кукольного уголка самую красивую куклу, а также взять расческу, ленту и коляску. Когда девочка все названные предметы привозит в своей коляске к столу, логопед говорит:
— Сейчас я буду рассказывать про Лену и ее любимую куклу, а вы заканчивайте мои предложения.
Логопед говорит, а девочка производит с куклой соответствующие действия:
|
|
— Была у Лены любимая... (кукла).
— Лена часто возила в коляске свою... (куклу).
— Каждое утро Лена привязывала бант своей... (кукле).
— Лена расчесывала волосы любимой... (кукле).
— Потом Лена укладывала в коляску... (куклу) и ходила на
улицу со своей... (куклой).
— Всем подружкам в детском саду Лена рассказывала о...
(кукле)»
Затем логопед объясняет детям: «Ребята, вы заметили, как одно и то же слово менялось в наших предложениях: куклА, куклУ, куклЕ, куклОЙ. Слово менялось потому, что соседние слова были разными».
2. Логопед берет игрушечного кота и говорит детям:
— А сейчас я прочитаю стихотворение про этого кота, а вы будете заканчивать предложения.
У норы добычи ждет... (кот).
Мышь осталась без хвоста, убегая от... (кота),
И бежит скорее в дом, чтоб не встретиться с... (котом).
Потом спрашивает ребят: «Кто заметил, какое слово менялось во всех предложениях? От каких слов это зависит?» (От соседних.)
3. Из-под стола логопед достает игрушку. Это — Незнайка. Затем спрашивает детей:
— Кто пришел к нам в гости? (Дети должны на все вопросы отвечать полным предложением.)
— Кого мы рады видеть?
— Кому похлопаем все вместе? (Дети хлопают, Незнайка кланяется.)
— У кого всегда неправильные ответы? (Незнайка смущенно закрывает лицо.)
— С кем мы часто встречаемся на занятиях?
— О ком мы с радостью всегда вспоминаем?
4. Динамическая пауза. Воспитатель читает стихотворение и показывает упражнения, которые дети повторяют вслед за ним:
Наклонилась сперва книзу наша голова (наклон вперед).
Вправо, влево мы с тобой покачаем головой (наклоны в стороны).
|
|
Руки за голову, вместе начинаем бег на месте.
Уберем и я, и вы руки из-за головы.
5. Логопед предлагает детям открыть лежащие у каждого на столе конверты. В них картинки, на которых изображены разные звери. Логопед обращается к детям:
— Ребята, давайте представим, что мы пришли в волшебный лес. Здесь все звери играют друг с другом, не боятся людей, все вместе живут дружно» Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте каждый о своем животном:
—* Кого вы увидели в лесу?
— К кому подошли близко-близко?
— У кого много друзей в волшебном лесу?
— С кем вы познакомились?
— О ком расскажете другим ребятам?
(Дети должны отвечать на вопросы полным предложением.)
6. Воспитатель вносит большой пирог и передает его логопеду. Логопед спрашивает детей:
— Что вам принесла воспитательница?
— Чему вы так обрадовались?
— От чего мы отрезаем кусочки?
— Чем мы все любуемся?
— О чем вы расскажете дома?
После ответов детей логопед отрезает кусочки пирога и дает их сначала тем, кто занимался особенно старательно, а затем всем остальным ребятам.