Среднесрочная финансовая программа представляет собой документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается в целях:
– информирования государственных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития бюджетно-налоговой сферы;
– оценки финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
– выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
– отслеживания долгосрочных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Среднесрочная финансовая программа разрабатывается на три года, из которых: первый год - год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной финансовой политики.
Исходной базой для формирования среднесрочной финансовой программы является бюджет на текущий год.
|
|
Среднесрочная финансовая программа ежегодно корректируется с учетом уточненных прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь. При этом плановый период сдвигается на один год вперед.
К бюджетным программам относятся программы, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов.
Бюджетная программа включает в себя комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, заказчикам и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы.
Бюджетная программа может включать в себя подпрограммы.
Ответственным за достижение цели бюджетной программы является определенный программой заказчик-координатор.
При формировании бюджетной программы и подпрограммы, внесении в них изменений и (или) дополнений, в других установленных законодательством случаях составляются паспорта бюджетной программы и подпрограммы.
К основным этапам формирования программы относятся:
– разработка инициатором концепции проекта программы. Данная концепция должна включать: цель, задачи, показатели и сроки реализации программы; обоснование соответствия решаемой задачи программы приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь; возможные варианты решения задач, оценку преимуществ и рисков; предложения об объемах и источниках финансирования программы на вариантной основе, оценку эффективности предлагаемых вариантов; предложения о заказчиках, заказчике-координаторе и органе (должностном лице), который будет утверждать программу; заключения о целесообразности разработки программы Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по науке и технологиям;
|
|
– принятие решения о разработке проекта программы. Указанное решение в установленном порядке принимается с учетом результатов рассмотрения концепции проекта программы: Президиумом Совета Министров Республики Беларусь – в отношении государственных программ;
коллегией республиканского органа государственного управления и советом иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, – в отношении отраслевых программ; местными исполнительными и распорядительными органами – в отношении региональных программ;
– разработка и согласование проекта программы. Заказчик-координатор совместно с заказчиками осуществляет поэтапно разработку и согласование проекта программы в установленные сроки. Программа может включать подпрограммы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности решаемых задач в целях рациональной организации их выполнения. Проект программы должен содержать следующие разделы: технико-экономическое обоснование; научное обеспечение программы (включается в программу при необходимости); цель и задачи программы с определением показателей, выраженных в натуральных или стоимостных величинах; ожидаемые результаты от реализации программы, отражающие влияние программы на социально-экономическое положение в республике и включающие оценку эффективности использования финансовых средств, предусмотренных на выполнение программы. Оценка эффективности определяется по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективности разрабатывается заказчиками с учетом специфики программы и прилагается к тексту программы; ресурсное обеспечение программы; план мероприятий программы; перечень инвестиционных проектов;
– заключение по проекту программы. Данное заключение подготавливается Министерством экономики, Министерствомфинансов, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (по проектам, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду) и Государственным комитетом по науке и технологиям (научное обеспечение или научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на основании представленного заказчиком-координатором проекта программы. По результатам этих заключений заказчик-координатор совместно с заказчиками дорабатывает при необходимости проект программы и направляет его на повторное согласование;
– утверждение программы. Государственные программы утверждаются Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, отраслевые – республиканскими органами государственного управления, региональные программы – местными исполнительными и распорядительными органами. Утверждение данных программ осуществляется в порядке, установленном актами законодательства.