Следует отдавать себе отчет в том, что открывая шлюзы креативности, мы не решаем автоматически все наши проблемы. Креативность — это не абсолютное благо, а человеческая способность, которую можно использовать для множества различных целей. В прошлом веке научно-техническая креативность дала нам не только превосходные изобретения, но и ужасные вилы оружия. Массовые централизованные эксперименты с новыми формами экономического и общественного устройства привели к таким фиаско, как Советский Союз, в то время как у нас в США креативность в условиях свободного рынка способствовала созданию огромного количества безвкусных, вульгарных и ненужных вещей.
Если так, зачем ставить продвижение креативности во главу угла в нашей общественной и личной жизни? Почему бы не взять какой-нибудь другой атрибут, более позитивный и полезный — например, духовное развитие или гражданственность? Разве это не поможет нам со временем стать лучше и научиться управлять своими естественными креативными импульсами? Да, безусловно, мы должны культивировать и то, и другое. Но это не обеспечит развитие экономической силы и ресурсов, при помощи которых мы можем сделать мир лучше. А креативность дает нам такую силу.
Необходимо задуматься о том, на какие цели мы направляем свою креаивность. В ней скрыта огромная ценность, которую нельзя растрачивать впустую, и могучая сила, применять которую можно лишь тщательно взвесив все вероятные последствия. Что возвращает нас к вопросу, заданному в самом начале книги: чего мы хотим? Какую жизнь – и какое общество – мы хотим завещать грядущим поколениям?
Этот вопрос нельзя предоставить воле случая, решениям политических деятелей или даже самым прогрессивным общественным программам. Креативный класс обязан, наконец, осознать всю свою важность, равно как и факт собственного существования. Чтобы приступить к его решению, мы должны сконцентрировать весь свой интеллект, всю энергию и, самое главное, классовое сознание. Задача создания поистине креативного общества — это не пасьянс для одиночки. В такую игру мы играем одной командой.