Практически каждый гражданин заинтересован в долгосрочных успехах национальной экономики. До сих пор экономическое процветание США объяснялось их систематическими действиями по обеспечению статуса ведущей креативной экономики мира. Например, мы инвестировали значительные средства в исследования и разработки, сохранили развитую университетскую систему, обеспечили свободу самовыражения, а также открытость и привлекательность для лучших умов мира.
В результате, в нашей экономике — как и во всех развитых экономиках — продолжается переход от производства и услуг к креативным сферам с более высокой добавленной стоимостью. Рецессия 2000—2001 годов лишь ускорила этот переход. Согласно докладу Фонда политики занятости населения, опубликованному в ноябре 2001 года, в течение 12 месяцев до сентября 2001 года сокращение занятости имело место ib основном в производстве, где потери составили около 1,2 миллионов рабочих мест. Тем временем, отрасли и рабочие места с преобладанием креативного класса на самом деле выросли—в управленческой, технической и специализированной сферах было создано 636 000 дополнительных рабочих мест3. Залог конкурентоспособности на долгосрочной основе состоит как в увеличении креативной составляющей производственных отраслей, так и в продолжении перехода к креативным сферам с их более высокими показателями добавленной стоимости.
Но зачем беспокоиться, если мы уже движемся в правильном направлении и опережаем весь мир в области креативности? Потому что история учит нас, что подобные преимущества могут быстро исчезнуть. Как показали Джоэл Мокир и другие исследователи, креативность не возникает и не существует сама по себе; ее необходимо культивировать. И если мы не найдем надежного способа, это сделают другие4. В отличие от традиционных факторов производства, таких как земля или капитал, креативность нельзя передавать от поколения к поколению. Фирмы, регионы и общества, которые ее используют, должны постоянно обеспечивать ее развитие и воспроизводство. Более того, мы играем на постоянно меняющемся поле. Игра экономического развития не стоит на месте: другие игроки видят ценность в культивации креативности. В 1993 году Пол Ромер сделал следующий прогноз:
Мы не знаем, какой будет следующая: большая идея того, как поддерживать идеи. Мы также не знаем, где она возникнет. Тем не менее, можно сделать два безошибочных предположения. Во-первых, в XXI веке будет лидировать та страна, которая воплотит инновационное изобретение, позволяющее производить коммерчески состоятельные идеи для частного сектора. Во-вторых, новые метаидеи такого типа обязательно будут найдены. Только недостаток воображения, подобный тому, который побуждает человека с улицы считать, будто все уже изобретено, заставляет нас думать, что все важные институты уже существуют и все политические рычаги уже обнаружены5.
На мой взгляд, самое важное политическое решение — это выбор объектов инвестиций. В прошлом фирмы и власти имели склонность к крупномасштабным инвестициям в физический капитал — новое оборудование, заводы, каналы, дороги, аэропорты и другие разновидности материальной инфраструктуры. Эти инвестиции окупались в смысле повышения эффективности, а также создавали спрос и эффект мультипликатора. Во время Великой депрессии Джон Мейнард Кейнс утверждал в своих сочинениях, что любые систематические инвестиции могут принести значительный доход. Он проиллюстрировал свою мысль следующим полушутливым примером:
Если бы казначейство наполнило банкнотами старые бутылки, закопало их в глубине заброшенных шахт, сверху засыпало мусорными отходами, а потом предоставило частному бизнесу на основе проверенных принципов laissez faire выкопать их опять... больше не было бы безработицы и, с учетом последствий, реальные доходы населения и ею капиталы также, вероятно значительно возросли бы по сравнению с нынешним состоянием6.
Разумеется, мы можем распорядиться деньгами гораздо лучше. Для этого необходимо перенаправить и государственные, и частные средства вместо вложений в физический капитал на инвестиции в креативный капитал. Члены креативного класса много вкладывают в поддержку и развитие собственных творческих способностей, осознавая то, что специалистам по эконом ике труда было очевидно уже давно: инвестиции в собственное образование и навыки являются наиболее эффективными и прибыльными. Исходя из личных и общественных интересов, они должны сделать так, чтобы компании, регионы и страна в целом поступали бы также. Например, затраты на исследования и разработки со стороны государства и промышленности входят в число самых окупаемых инвестиций — и, возможно, единственных реальных капиталовложений федерального правительства. Но в национальных масштабах наши совокупные инвестиции в НИОКР составляют менее 3% ВНП, то есть мизерную часть того, что тратится на жилье, инфраструктуру и прочие материальные активы.
На региональном уровне тенденции еще хуже. Штаты и регионы по всей стране продолжают вливания бесчисленных миллиардов долларов в спортивные стадионы, конференц-центры, центры туризма и развлеченийи другие проекты сомнительного экономического достоинства. Гораздо больше прибыли принесло бы инвестирование малой доли этих средств в креативный капитал, например, в поддержку новых исследований в области биотехнологии и программного обеспечения или вложения в сферу искусств и культуры. Подобные инвестиции приносят постоянные дивиденды в значительном объеме за счет привлечения лучших научных, технических и творческих умов, фирм из других регионов, а также создания дочерних компаний. Пополнение креативного капитала приводит к существенному возрастанию уровня доходов и благосостояния населения, а также к созданию рабочих мест для представителей всех классов. Что касается стадионов, лучше положить деньги на сберкнижку, так как подобные расходы на деле ведут к сокращению местного благосостояния и доходов7.
Учитывая тот факт, что креативность оказывается главным источником экономического роста, лучший путь к устойчивому процветанию проходит через инвестиции в креативность во всех формах и по всем направлениям. Это подразумевает не только повышение финансирования исследований и разработок или улучшение сферы образования, хотя и то, и другое важно. Требуется повышение инвестиций в многомерные и разнообразные проявления креативности: искусства, музыку, культуру, дизайн и другие области, поскольку все они взаимосвязаны и процветают вместе. Это также означает инвестирование в соответствующие инфраструктуры и сообщества, которые привлекают креативных людей со всего света и стимулируют креативность в широком смысле слова.