По типу минерализации

· пресные;

· ультрапресные

· минеральные (солёные).

· солоноватые

· солёные

По химическому составу воды минеральные озёра делятся на:

· карбонатные (содовые)

· сульфатные (горько-солёные)

· хлоридные (солёные)

Билет 20. Болота и ледники: основные типы, особенности функционирования.

Болото (также топь, трясина, зыбкое место) - участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Болота являются составной частью гидросферы.

Болота возникают двумя основными путями: Заболачивание может происходить по вине человека (возведение дамб и плотин для водохранилищ; заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров).

Классификация болот:

1. Низинные - тип болот с богатым водно-минеральным питанием, в основном за счёт грунтовых вод. Расположены в поймах рек, по берегам озёр, в местах выхода ключей, в низких местах.

2. Переходные - по характеру растительности и умеренному минеральному питанию находятся между низинными и верховыми болотами.

3. Верховые - расположены обычно на плоских водоразделах, питаются только за счёт атмосферных осадков, где очень мало минеральных веществ, вода в них резко кислая.

По типу преобладающей растительности различают:лесные, кустарничковые, травяные, моховые болота.

По типу микрорельефа:бугристые, плоские, выпуклые

По типу макрорельефа:долинные, пойменные, склоновые, водораздельные

Болота играют важную роль в образовании рек. Болота препятствуют развитию парникового эффекта. Болота являются одним из источников бактериального метана. Болота являются естественными фильтрами воды и санитарами агроэкосистем. На болотах произрастают ценные растения. Торф используют в медицине, как топливо, с.-х. удобрение, корм для с.-х. животных, сырьё для химической промышленности. Торфяные болота служат источником находок для палеобиологии и археологии — в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, тела древних людей.

Болота — важный источник питания рек и озер. На болотах растет много полезных ягод: клюква, морошка. Они — естественная среда обитания многих животных. Поэтому сохранение болот важно для охраны и рационального использования богатств природы.

Разнообразно и практическое использование болот. В болотах сосредоточено около 80% запасов торфа страны, который используется как сырье для химической промышленности и удобрение в сельском хозяйстве.

Ледники. Площадь горных ледников в России всего 3,5 тыс. км2. Они образуются там, где выпадающий снег не успевает растаять за лето и, постоянно накапливаясь, превращается в лед. Ледники встречаются на Кавказе, Северном Урале, Алтае, Саянах, Забайкалье и Камчатке.Горные ледники питают многие реки, изменяют рельеф. Но их хозяйственное значение невелико.Большое значение, особенно для ведения сельского хозяйства, имеют запасы почвенной влаги. Например, обеспеченность ею главной земледельческой зоны России значительно ниже, чем в Англии, ФРГ, Франции, США, Канаде. Это снижает урожайность сельскохозяйственных культур, требует дополнительных затрат на орошение.

Основные типы ледников – покровные, шельфовые и горные. Общая площадь современных ледников около 16,3 млн. км2 (10,9% площадь суши), общий объем льдов около 30 млн. км3. Ледники образуются в результате многолетнего накопления, уплотнения и перекристаллизации снега. Ледники могут существовать только там, где устойчиво наблюдаются низкие температуры воздуха и выпадает достаточно много снега. Обычно это приполярные или высокогорные районы. Ледники могут иметь форму потока, купола или плавучей плиты. Свободно плывущие отколовшиеся части ледников называются айсбергами.

Билет 21.Развитие, состав и строение атмосферы.

Атмосфера — это внешняя газовая оболочка Земли, которая начинается у ее поверхности и простирается в космическое пространство приблизительно на 3000 км.

История возникновения История возникновения и развития атмосферы довольно сложная и продолжительная, она насчитывает близко 3 млрд лет. За этот период состав и свойства атмосферы неоднократно изменялись, но на протяжении последних 50 млн лет, как считают ученые, они стабилизировались.

Масса современной атмосферы составляет приблизительно одну миллионную часть массы Земли. С высотой резко уменьшаются плотность и давление атмосферы, а температура изменяется неравномерно и сложно, в том числе из-за влияния на атмосферу солнечной активности и магнитных бурь. Изменение температуры в границах атмосферы на разных высотах поясняется неодинаковым поглощением солнечной энергии газами. Наиболее интенсивнее тепловые процессы происходят в тропосфере, причем атмосфера нагревается снизу, от поверхности океана и суши.

Атмосфера имеет слоистую структуру. От поверхности Земли вверх эти слои: –Тропосфера; –Стратосфера; –Мезосфера; –Термосфера; – Экзосфера.

Состав Сегодня наша атмосфера на 78,1% состоит из азота, на 21% из кислорода, на 0,9% из аргона, на 0,04% из диоксида углерода. Совсем малые доли по сравнению с основными газами составляют неон, гелий, метан, криптон.

Атмосфера имеет очень большое экологическое значение. Она защищает все живые организмы Земли от губительного влияния космических излучений и ударов метеоритов, регулирует сезонные температурные колебания, уравновешивает и выравнивает суточные. Если бы атмосферы не существовало, то колебание суточной температуры на Земле достигло бы ±200 °С.

Атмосфера является не только животворным «буфером» между космосом и поверхностью нашей планеты, носителем тепла и влаги, через нее происходят также фотосинтез и обмен энергии главные процессы биосферы. Атмосфера влияет на характер и динамику всех экзогенных процессов, которые происходят в литосфере (физическое и химическое выветривания, деятельность ветра, природных вод, мерзлоты, ледников).

Развитие гидросферы также в значительной мере зависело от атмосферы из-за того, что водный баланс и режим поверхностных и подземных бассейнов и акваторий формировались под влиянием режима осадков и испарений. Процессы гидросферы и атмосферы тесно связанные между собою.

Вопрос 22
Солнечная радиация: основные составляющие
Основные понятия и методы измерения

Солнце как источник радиации. Солнечной радиацией называется поток лучистой энергии солнца, идущий к поверхности земли. На земле эта энергия превращается главным образом в тепловую энергию. Солнечная радиация имеет огромное значение для самых разнообразных процессов и явлений, совершающихся на земле и в её атмосфере. Без солнечного тепла и света жизнь на земле была бы невозможной. Солнечная радиация является главной причиной самых разнообразных явлений погоды и изменений её. Оказывает влияние она и на сооружения, в том числе искусственные.

В настоящее время существует раздел науки метеорологии, называемый актинометрией. Актинометрия изучает перенос и превращение солнечного, атмосферного и земного излучений в атмосфере Земли.

Солнце является единственным источником лучистой энергии для земной поверхности и атмосферы. Другие источники лучистой энергии, например луна, планеты и звёзды, не имеют для земли какого-либо значения, так как от этих источников получается так мало энергии, что ею можно пренебречь. Также можно пренебречь и тепловым потоком, идущим к поверхности земли от нагретых недр земного шара.

Источником солнечной радиации являются ядерные реакции, происходящие в недрах солнца. Солнце излучает огромное количество энергии. Однако на земную поверхность падает только примерно одна двухмиллиардная доля энергии, излучаемой солнцем во все стороны.

Солнце как источник излучения обладает многообразием испускаемых волн. Значительное количество энергии, доходящей до земной поверхности, содержится в инфракрасной части спектра с длиной волн короче 3 – 4 мкм. Около половины всей энергии солнечной радиации принадлежит к области спектра с длинами волн от 0,40 мкм (крайние фиолетовые лучи) до 0,76 мкм (крайние красные лучи). Эта энергия приходит к поверхности земли в виде света. Некоторое количество солнечной энергии поступает в виде невидимых ультрафиолетовых лучей с длинами волн от 0,29 до 0,40 мкм. Лучи с длинами волн меньше 0,29 мкм до земной поверхности не доходят вследствие поглощения их озоном в высоких слоях атмосферы.

Солнечная радиация представляет собой коротковолновую радиацию, в отличие от длинноволновой радиации, излучаемой земной поверхностью и атмосферой, имеющими сравнительно низкие температуры. Максимальная энергия солнечной радиации до её поступления в атмосферу располагается в области спектра с длинами волн около 0,58 мкм, т. е. в жёлто-зелёной части спектра.

Прежде чем достигнуть поверхности земли, солнечная радиация проходит через промежуточный слой – земную атмосферу. Последняя для солнечной радиации представляет почти прозрачную среду. Атмосфера очень мало поглощает энергии солнечных лучей, и поэтому непосредственно от солнца воздух нагревается незначительно. Солнечная радиация главным образом поглощается поверхностью земли, которая преобразует её в тепловую энергию и нагревается. Часть этого тепла затем передаётся воздуху и идёт на его нагревание. Таким образом, поверхность земли является для атмосферы вторичным источником тепла.

вопрос 23
Суточный и годовой ход температуры
Суточный и годовой ход температуры воздуха

Суточный и годовой ход температуры воздуха в приземном слое атмосферы определяется по температуре на высоте 2 м. В основном этот ход обусловлен соответствующим ходом температуры деятельной поверхности. Особенности хода температуры воздуха определяются его экстремумами, то есть наибольшими и наименьшими температурами. Разность между этими температурами называют амплитудой хода температуры воздуха. Закономерность суточного и годового хода температуры воздуха выявляется при осреднении результатов многолетних наблюдений. Она связана с периодическими колебаниями. Непериодические нарушения суточного и годового хода, обусловленные вторжением теплых или холодных воздушных масс, искажают нормальный ход температуры воздуха.
Тепло, поглощенное деятельной поверхностью, передается прилегающему слою воздуха. При этом происходит некоторое запаздывание повышения и понижения температуры воздуха по сравнению с изменениями температуры почвы. При нормальном ходе температуры минимальная температура наблюдается перед восходом Солнца, максимальная отмечается в 14-15 часов
Амплитуда суточного хода температуры воздуха над сушей всегда меньше амплитуды суточного хода температуры поверхности почвы и зависит от тех же факторов, то есть от времени года, географической широты, облачности, рельефа местности, а также от характера деятельной поверхности и высоты над уровнем моря.
Амплитуда годового хода вычисляется как разность средних месячных температур самого теплого и самого холодного месяцев. Абсолютной годовой амплитудой температуры называют разность между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом температуры воздуха за год, то есть между самой высокой и самой низкой температурой, наблюдавшейся в течение года. Амплитуда годового хода температуры воздуха в данном месте зависит от географической широты, расстояния от моря, высоты места, от годового хода облачности и ряда других факторов.
Малые годовые амплитуды температуры наблюдаются над морем и характерны для морского климата. Над сушей имеют место большие годовые амплитуды температуры, характерные для континентального климата.
Однако морской климат распространяется и на прилегающие к морю области материков, где велика повторяемость морских воздушных масс. Морской воздух приносит на сушу морской климат. С удалением от океана вглубь материка годовые амплитуды температуры растут, то есть растет континентальность климата.
По значению амплитуды и по времени наступления экстремальных температур выделяют четыре типа годового хода температуры воздуха.
Экваториальный тип характеризуется двумя максимумами – после весеннего и осеннего равноденствия, когда Солнце в полдень находится в зените, и двумя минимумами – после летнего и земного солнцестояния. Для этого типа характерна малая амплитуда: над континентами в пределах 5-10°С, а над океанами всего около 1° С.
Тропический тип характеризуется одним максимумом – после летнего солнцестояния и одним минимумом – после зимнего солнцестояния. Амплитуда увеличивается с удалением от экватора и составляет над континентами в среднем 10-20°С, над океанами – 5-10°С.
Тип умеренного пояса характеризуется тем, что над материками экстремумы наблюдаются в те же сроки, что и при тропическом типе, а над океаном на месяц позже. Амплитуда возрастает с широтой, достигая над материками 50-60°С, а над океанами – 15-20°С.
Полярный тип аналогичен предыдущему типу, но отличается дальнейшим возрастанием амплитуды, достигающей над океаном и побережьями 25-40°С, а над сушей превышающей 65°С.
Общая закономерность в распределении температуры на земном шаре, выражающаяся в возрастании температуры от полюсов к экватору, нарушается вследствие неодинакового нагревания океанов и суши, понижения температуры с высотой местности, наличия теплых и холодных течений в океанах и рядом других факторов. Летом температура воздуха над материками выше, чем над океаном. Зимой распределение обратное.

вопрос 24
Атмосферное давление: изменение, распределение давления на Земле, причины изменения давления, ветер.
Давление воздуха — сила, с которой воздух давит на земную поверхность. Измеряется в миллиметрах ртутного столба, миллибарах. В среднем она составляет 1,033 г. на 1 см. кв.

Изменение атмосферного давления объясняется перемещением воздуха. Оно повышается там, воздуха становится больше, и понижается там, откуда воздух уходит. А главная причина перемещения воздуха — его нагревание и охлаждение от подстилающей поверхности. Нагреваясь от поверхности воздух, расширяется и устремляется вверх от земной поверхности. Достигнув высоты, на которой его плотность оказывается больше плотности окружающего воздуха, он растекается в стороны. Поэтому давление на теплую поверхность понижается. Но одновременно на соседние участки оно увеличивается, хотя температура не изменилась. Над холодной поверхностью воздух охлаждается, уплотняется, прижимается к земле. Наверху его плотность уменьшается, и сюда приходит воздух со стороны. Количество его над холодной поверхностью увеличивается, давление на нее возрастает.

Нагревание и охлаждение воздуха от поверхности сопровождается его перераспределением и изменением давления. В экваториальных широтах давление всегда пониженное. Это объясняется тем, что нагревающийся от поверхности воздух поднимается и уходит в сторону тропических широт, создавая там повышенное давление. Над холодной поверхностью Арктики и Антарктики давление повышенное. Его создал воздух, приходящий из умеренных широт на место уплотнившегося холодного воздуха. Отток воздуха в полярные широты — причина понижения давления в умеренных широтах. Распределение давления на картах обозначаются с помощью изобар-линий, соединяющих точки с одинаковым атмосферным давлением.

С высотой давление понижается (1 мм. на каждый километр поднятия).

Ветер — движение воздуха обычно в горизонтальном направлении относительно земной поверхности. Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления. Причиной возникновения ветра является неравномерный нагрев различных участков Земли. Над обширными территориями нашей планеты формируются системы постоянных и переменных ветров — воздушных течений.

Измерение атмосферного давления. Атмосферное давление измеряют с помощью специального прибора - барометра. В переводе с греческого это слово означает "Измеритель тяжести".

На метеостанциях используют ртутный барометр. Основная его часть - стеклянная трубка длиной 1 м, запаянная с одного конца. В нее налито ртуть - тяжелый жидкий металл. Открытым концом трубка погружена в широкую чашу, также заполненную ртутью. При переворачивании ртуть из трубки вылилась только до определенного уровня и остановилась. Почему же она остановилась, а не вылилась вся? Потому что воздух оказывает давление на ртуть в чаше и не выпускает ее всю из трубки. Если атмосферное давление уменьшается, то ртуть в трубке опускается и наоборот. По высоте столба ртути в трубке, на которую нанесена шкала, определяют величину атмосферного давления в миллиметрах.

На параллели 450 на уровне моря при температуре воздуха 0 0С под давлением воздуха столбик ртути поднимается в трубке на высоту 760 мм. Такое давление воздуха считается нормальным атмосферным давлением. Если столб ртути в трубке поднимается выше 760 мм, то давление повышенный, Ниже - снижен. Следовательно, давление столба воздуха всей атмосферы уравновешивается весом столба ртути высотой 760 мм.

В походах и экспедициях пользуются более удобным прибором - барометром-анероид. "Анероид" в переводе с греческого означает "безридинний": в нем нет ртути. Главной его частью является металлическая упругая коробочка, из которой скачали воздуха. Это делает ее очень чувствительной к изменениям давления извне. При повышенные давления она сжимается, при снижении - расширяется. Эти колебания через особый механизм передаются стрелке, которая указывает на шкале величину атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба.

вопрос 25
Вода в атмосфере
Воздух нижних слоев атмосферы всегда заключает в себе некоторое количество воды. Вода в атмосфере может находиться в трех состояниях: парообразном (водяной пар), жидком (капельки воды, образующие облака и туманы) и твердом (кристаллики льда и снежинки). Источником воды в атмосфере является водяной пар. Наибольшее количество водяных паров воздух получает с поверхности океанов и морей, меньшее с озер и рек и еще меньшее с поверхности суши. По последним данным с поверхности земного шара в год испаряется 518 600 км3 воды, из них 447 900 км3 воды (86%) испаряется с поверхности океанов и 70 700 км3 (14%)—с поверхности суши.
Испарение. Процесс испарения с поверхности воды связан с непрерывным движением молекул внутри жидкости. Молекулы воды двигаются в различных направлениях и с различной скоростью. При этом некоторые молекулы, находящиеся у поверхности воды и имеющие большую скорость, могут преодолеть силы поверхностного сцепления и выскочить из воды в прилежащие слои воздуха.
Скорость и величина испарения зависят от многих причин, в первую очередь от температуры и ветра, от дефицита влажности и давления. Чем выше температура, тем больше воды может испариться. Роль ветра в испарении понятна. Ветер все время уносит тот воздух, который успел поглотить некоторое количество водяных паров с испаряющей поверхности, и непрерывно приносит новые порции более сухого воздуха. Согласно наблюдениям даже слабый ветер (0,25 м/сек) увеличивает испарение почти в три раза.
Дефицит влажности и давление атмосферы по-разному влияют на испарение. Скорость испарения прямо пропорциональна дефициту влажности и обратно пропорциональна атмосферному давлению.
При испарении с поверхности суши огромную роль играет растительность, так как, кроме испарения с почвы, происходит испарение растительностью (транспирация).
Наблюдения показали, что площадь, покрытая луговой растительностью, испаряет в три с лишним раза больше, чем площадь поля, лишенная растительности. Лес испаряет воды еще больше (почти столько же, сколько поверхность моря в соответствующих широтах).
Немалую роль при испарении играют также характер почвы (рыхлость, цвет, степень насыщенности ее влагой), рельеф и др.
Величина испарения обычно выражается толщиной испарившегося слоя воды в миллиметрах, а определяется при помощи специальных приборов — испарителей. Испарение с водной поверхности определяется испарителем Вильда и плавучим испарителем системы Государственного гидрологического института. Для измерения испарения с поверхности почвы применяют испаритель Рыкачева.
В результате неоднородности физико-географических условий на земном шаре величина испарения на земной поверхности весьма различна. Наименьшее испарение наблюдается в полярных странах, наибольшее в экваториальных.

вопрос 26
. Воздушные массы и атмосферные фронты
Воздушные массы - большие по объему массы воздуха, занимающие пространства, соизмеримые с частями материков и океанов и имеющие одинаковые свойства.

Перемещаясь с течениями общей циркуляции атмосферы, воздушные массы под влиянием подстилающей поверхности постепенно теряют свои свойства, приобретая новые качества, этот процесс называется трансформацией воздушных масс.

Существует две основные классификации воздушных масс: географическая и термодинамическая.

По географической классификации в зависимости от очага формирования воздушные массы делятся на арктические, умеренные, тропические и экваториальные. Кроме того, с учетом подстилающей поверхности они подразделяются на морские и континентальные.

Согласно термодинамической классификации воздушные массы делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивая воздушная масса всегда бывает теплее подстилающей поверхности. Если теплая воздушная масса сухая, в ней наблюдается малооблачная погода. Совершенно противоположная картина наблюдается во влажной воздушной массе, натекающей на холодную поверхность: дымки, туманы, низкие слоистые облака, моросящие осадки.

Неустойчивая воздушная масса является более холодной, чем подстилающая поверхность. При движении над теплой земной поверхностью или вследствие дневного прогрева солнцем холодная масса прогревается снизу и становится неустойчивой. Происходит увеличение вертикальных градиентов температуры, способствующее развитию конвекции, образуются мощно-кучевые и кучево-дождевые облака, возникают грозы. Грозовая деятельность может сопровождаться выпадением ливневых осадков, усилением ветра. Максимальное развитие кучёво-дождевой облачности и резкое ухудшение видимости при выпадении осадков наблюдаются в послеполуденные часы. К вечеру и ночью погода проясняется, и при достаточной влажности и слабом ветре могут возникать радиационные туманы. В случае сухой и неустойчиво стратифицированной воздушной массы отмечается ясная погода, при местном усилении ветра над поверхностью с незакрепленной почвой появляются пыльные вихри.

Атмосферные фронты – промежуточные, переходные зоны между разнородными воздушными массами в тропосфере.

Зона атмосферных фронтов очень узка по сравнению с разделяемыми ею воздушными массами, поэтому её приближённо рассматривают как поверхность раздела двух воздушных масс разной температуры и называют фронтальной поверхностью. По той же причине на синоптических картах атмосферные фронты изображают в виде линии (линия фронта). Если бы воздушные массы были неподвижны, поверхность атмосферного фронта была бы горизонтальной, с холодным воздухом внизу и теплым над ним, но поскольку обе массы движутся, она располагается наклонно к земной поверхности, причём холодный воздух лежит в виде очень пологого клина под тёплым. Тангенс угла наклона фронтальной поверхности (наклон фронта) – порядка 0,01°. Размеры атмосферного фронта по горизонтали - от 500 км до 5000 км и более, по вертикали - до высот 5000 – 7000 м.

У земной поверхности атмосферный фронт характеризуется увеличенными горизонтальными градиентами температуры воздуха – в узкой зоне фронта температура резко переходит от значений, свойственных одной воздушной массе, к значениям, свойственным другой, причём изменение иногда превышает 10° C, меняются во фронтальной зоне также влажность воздуха и его прозрачность.

В передней части циклона главный атмосферный фронт принимает характер тёплого фронта (рис. 1): при его продвижении тёплый воздух занимает место отступающего холодного воздуха. При этом восходящее скольжение тёплого воздуха над очень пологой фронтальной поверхностью приводит к образованию перед линией атмосферного фронта облачной системы в несколько сот километров шириной, в которой облачность меняется от тонких и высоких перистых (Ci, Cs, As) в передней части до мощных слоисто–дождевых облаков (Ns) с обложными осадками.

вопрос 27
. Погода: формирование погоды, ее изменения, значение прогнозов погоды
Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы, в определенном месте и в определенное время. Климат - многолетний режим погоды. На формирование климата оказывают влияние ряд причин, которые называются климатообразующими факторами: количество солнечной энергии, рельеф, Мировой океан, географическое положение, морские течения.
Климат на Земле менялся на всем протяжении ее существования. На протяжении геологической истории земли континенты неоднократно соединялись в единый континент, который вновь потом раскалывался. Этот процесс повторялся примерно 500 млн. лет, и он до сих пор влияет на геологическое строение, климат и эволюцию жизни на Земле. Климат зависит от изменения уровня моря в фазах раскола, раздвижения и восстановления плит.
Существует 13 климатических поясов: 1- экваториальный, 2 - субэкваторальных, 2 - тропических, 2 - субтропических, 2 - умеренных, 1 - субарктический, 1 - субантарктический, 1 - арктический, 1 - антарктический пояс. Климатические пояса - крупные области Земли различные по климатическим особенностям. Для того чтобы улучшить жизнь людей ежедневно происходят наблюдения за состоянием нижнего слоя атмосферы. Наука, изучающая погоду и климат называется метеорологией, а наука, изучающая прогноз погоды и климата получила название синоптика, следовательно, люди, наблюдающие за погодой называются - синоптиками. Наблюдение происходит при помощи определенных приборов: термометра, флюгера, осадкомера, гелиографа, гидрометра, барометра, снеговой рейки, и других метеорологических приборов.
Значение прогнозов погоды. Изучение погоды имеет
практическое значение. Прогнозы ее нужны всем отраслям
народного хозяйства. Прогнозированием занимается синоптическая метеорология. Предсказание погоды с научной точки зрения - одна из сложнейших физических задач. Для ее решения существует несколько методов, но в полном объеме для всех метеорологических величин и явлений, характеризующих состояние, практически ни один метод не обеспечивает пока точного решения. Погоду можно предсказывать по местным признакам, синоптическим методом - путем предвычисления и использования ЭВМ. В настоящее время составляют прогнозы как общего пользования, рассчитанные на всех и распространяемые средствами массовой информации, так и специальные - предназначенные для удовлетворения запросов отдельных отраслей народного хозяйства, учитывающие специфику деятельности людей тех или иных профессий (авиаторов, моряков, строителей, земледельцев, животноводов). Прогнозы помещают в специальных метеорологических бюллетенях или передают по ведомственным каналам связи. Наша отечественная служба погоды существует с 1 января 1972г., когда вышел первый Ежедневный метеорологический бюллетень, с сообщением о погоде с 26 русских и 2 зарубежных станций, полученным по телеграфу.
Формирование погоды. Виды атмосферной циркуляции: антициклоны, циклоны, атмосферные фронты

Чаще всего погода зависит от простого фактора. Появляется горячий воздух, и именно солнце влияет на это. Пока оно греет океаны, возникает испарение, воздух вместе с испарением воды поднимается, а потом охлаждается выше в атмосфере и образуются облака и этот воздух с облаками понижает давление. А ясное чистое небо повышает. Воздух с высоким давлением движется к воздуху с низким, так образуются ветра вокруг нашей планеты. Около экватора, где больше всего светит солнце, много облаков с испарениями формируются высоко в атмосфере. Под влиянием яркого солнца из тропиков идут сильные вихри и тайфуны. Циклоны представляют собой огромные вихри диаметром до нескольких тысяч км, образующиеся в умеренных и полярных широтах обоих полушарий преимущественно на полярных и арктических (антарктических) атмосферных фронтах. Циклоны характеризуется системой ветров, дующих против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке - в Южном полушарии, с отклонением к центру циклона в нижних слоях атмосферы. При циклонах преобладает пасмурная погода с сильными ветрами. Циклоны перемещаются преимущественно вдоль фронтов с Запада на Восток со скоростью 30-50 км/час. Циклоническая деятельность способствует междуширотному обмену воздуха и является важнейшим фактором общей циркуляции атмосферы. Антициклон - область высокого атмосферного давления в тропосфере: с максимальным давлением в центре и уменьшением давления к периферии области. Атмосфемрный фронт - переходная зона в тропосфере между смежными воздушными массами с разными физическими свойствами. Атмосферный фронт возникает при сближении и встрече масс холодного и тёплого воздуха в нижних слоях атмосферы или во всей тропосфере, охватывая слой мощностью до нескольких километров, с образованием между ними наклонной поверхности раздела.

ИЗМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНО НЕ НАШЛА

вопрос 28
Климат: формирование климата, разнообразие, изменение климата
Формирование климата. Климатом называется многолетний режим погоды, обусловленный солнечной радиацией, характером подстилающей поверхности и связанной с этим циркуляцией атмосферы в данной местности в течение длительного времени. Климат формируется в результате закономерной последовательности метеорологических процессов, определяемых комплексом физико-географических условий и выражающихся в многолетнем режиме погоды. Главным фактором, от которого зависит климат - географическая широта места. От нее зависит угол падения солнечных лучей, а от него меняется количество поступающего от Солнца тепла. Чем этот угол больше, тем тепла больше' угол меньше - количество тепла уменьшается. Но на климат влияет и характер подстилающей поверхности. На одной широте могут располагаться суша и море. И одно и то же количество тепла по-разному нагревает сушу и воду. Суша быстрее нагревается и быстрее остывает, вода медленнее нагревается и медленнее остывает. Над водной поверхностью формируется морской климат: с плавным ходом температуры, с небольшими суточными и годовыми амплитудами, большей облачностью, равномерным и достаточным количеством осадков. Над сушей образуется континентальный климат, отличающийся от морского резкими перепадами температур как в течение суток, так и в течение года, меньшей облачностью, неравномерным выпадением осадков (в теплый период больше, чем в холодный). Большая роль в формировании климата принадлежит рельефу:
горные хребты и котловины, равнины, холмы, речные долины создают особые условия климата. Горы нередко являются климаторазделами. Так, Кавказские горы препятствуют прохождению теплого и влажного воздуха с запада, и поэтому на побережье Черного моря климат влажный, субтропический теплая зима (средняя температура самого холодного месяца выше 0о), большое количество осадков, а за горами - на Северном Кавказе удерживается холодная зима, выпадает малое количество осадков, часты засухи, пыльные бури. На климат большое влияние оказывают морские течения. Теплые течения даже называют <отопительными трубами нашей Земли>. Они переносят огромное количество тепла из более низких широт (от экватора) к более высоким (полярным). Холодные течения переносят холод из более высоких широт в более низкие. Тепло и холод передаются воздуху, поэтому в местах, которые омываются теплыми течениями, годовая температура выше на 5-10 °С, чем на этих же широтах, омываемых холодными течениями. Поверхность Земли оказывает влияние на формирование климата не ТОЛЬКО через распространение солнечной радиации, но и благодаря циркуляции воздуха. Влияние суши и моря на климат происходит через влияние воздушных масс.
Итак, климат зависит от широты места, разнообразия поверхности (прежде всего от суши и моря), морских течений, рельефа, удаленности от моря, высоты места над уровнем моря. Также различные географические условия влияют на климат и определяют его разнообразие.
Изучая климат, ученые с давних пор пытались найти закономерности его распределения. Основным климатообразующим фактором является солнечная радиация, от которой зависит распределение тепла - важнейшего элемента климата. А тепло на земной поверхности распределяется зонально, поэтому климат на Земле распределяется тоже зонально. Ученые выделяют: экваториальный климат, два тропических, два умеренных и два полярных (арктический и антарктический) - и переходные: два субэкваториальных, два субтропических, два субполярньих (субарктический и субантарктический). В каждой климатической зоне имеются свои внутренние различия, по которым выделяются отдельные климатические области.

вопрос 29
Биосфера, ее строение и эволюция
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу.Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы.
Биосфера или экосфера- это сумма экосистем, включающая все живые организмы, взаимосвязанные с физической средой Земли.

Таким образом, биосфера включает в себя:

1) Живые организмы (растения, животные, микроорганизмы).

2) Тропосфера (нижний слой атмосферы).

3) Гидросфера (океаны, моря, реки и т.д.).

4) Литосфера (верхняя часть земной коры).

эволюция биосферы(поэтапно)
1.Этап Синтеза сложных веществ (Поступившие из Космоса углеродсодержащие соединения (метилцианид, метилацетилен, формальдегид...) вместе с веществами первичной атмосферы (СН4, Н2, NH3, H2O) подвергались воздействию различных источников энергии (коротковолновое ультрафиолетовое излучение Солнца, грозовые разряды, высокая температура...). В результате подобных воздействий простейшие органические соединения многообразно изменялись и усложнялись. Возникали молекулы сахаров, аминокислот, азотистых оснований и других углеродсодержащих соединений, из которых построены белки, нуклеиновые кислоты, жиры и т.д. Около 20 млрд. лет назад)

2.Этап Эволюции химических соединений (Начало эволюции химических соединений в направлении жизни датируется с момента образования земной коры, т.е. около 4.5 млрд. лет тому назад. Возник круговорот органического вещества, причем отличие его от круговоротов минеральных веществ было в том, что если в минеральном круговороте в основном наблюдается перенос веществ из одной стихии в другую, то в круговороте органического вещества существенными стали процессы синтеза и разрушения.)

3.Этап формирования отдельных организмов, различающихся особенностями обменных процессов (Органические вещества, накапливающиеся в толще водоемов, распределялись в ней, видимо, неравномерно, образуя отдельные сгущения, своеобразные молекулярные рои - "коацерваты" (что означает "накопленный, собранный"). Эти коацерваты использовали различные вещества для синтеза соединений, необходимых для них; часть веществ подвергали распаду. Достигнув определенных размеров, материнская "капля" могла распасться на дочерние. С возникновением самовоспроизведения окончилась предыстория развития жизни. Коацерват превратился в простейший живой организм.)

4.Этап перехода к многоклеточности (Это послужило огромным стимулом к созданию новых более сложных организмов. Многоклеточные организмы совершенствовались и приобретали отличия друг от друга в течение многих миллионов лет. Именно в этот период произошел переход на кислородное дыхание, поскольку его в атмосфере стало достаточно много. Круговорот органического вещества сменился круговоротом биологическим, который заключается в непрерывном обмене веществом и энергией между организмом и средой, в процессах возникновения и разрушения организмов. Выход живых организмов на сушу представлял собой настоящую революцию в развитии биосферы: открылись новые возможности развития - развитие всех форм животных вплоть до млекопитающих.)

5.Антропогенный этап (Этот этап характеризуется высокими темпами эволюции человека. Движущей силой антропогенеза была общественно-трудовая деятельность людей. Человеческое общество со временем превратилось в мощную природную силу, которая сознательно, целенаправленно, закономерно и необратимо меняет всю окружающую среду, включая околоземное космическое пространство. Естественно возникает вопрос, каким путем пойдет далее развитие человека и биосферы в целом, какими средствами избежать необратимых последствий и предотвратить распад биосферы.)

6.Этап Ноосферы - сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами "антропосфера", "социосфера", "биотехносфера"). Ноосфера - новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно Вернадскому, "в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.

вопрос 30
Почва как важнейший компонент биосферы.

Согласно современным представлениям, почва — самостоя­тельное естественноисторическое биокосное природное тело, воз­никшее на поверхности Земли в результате воздействия биотичес­ких, абиотических и антропогенных факторов, представляющее со­бой открытую четырехфазную динамичную систему с характерны­ми признаками и свойствами и обладающее способностью обеспечи­вать рост и развитие растений.

Почва является составной и главной функциональной час­тью биосферы — области распространения жизни на земле. Она сформировалась на границе соприкосновения и взаимодействия планетарных оболочек литосферы, атмосферы и гидросферы и образует особую геосферу — педосферу, или почвенный покров Земли. Наиболее деятельной частью педосферы является гумосфера — верхняя часть почвы, насыщенная органическим веществом.

Почва, как всякое природное тело, имеет свое положение в пространстве, объем и границы. Верхняя граница — это поверх­ность раздела между почвой и атмосферой. Нижняя граница по­чвы определяется глубиной, на которую произошло существенное изменение горной породы почвообразовательным процессом, по­чва постепенно переходит в почвообразующую породу.

Мощность почвы составляет 1-3 метра, но в тундре, пусты­нях и в горах может измеряться десятками сантиметров и даже от­дельными сантиметрами. Боковая граница почвы определяется как вертикальная поверхность раздела между элементарными по­чвенными ареалами (ЭПА), внутри которых отсутствуют почвенно-географические границы, то есть это единица самого низкого таксономического ранга.

вопрос 31

Строение и функции географической оболочки. Географическая среда и человек

Строение географической оболочки

Географическая оболочка представляет собой целостную непрерывную приповерхностную часть Земли, в пределах которой отмечается интенсивное взаимодействие четырех компонентов: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы (живого вещества). Это наиболее сложная и разнообразная материальная система нашей планеты, которая включает в себя всю гидросферу, нижний слой атмосферы (тропосферу), верхнюю часть литосферы и населяющие их живые организмы. Пространственная структура географической оболочки трехмерна и сферична. Это зона активного взаимодействия природных компонентов, в которой наблюдается наибольшее проявление физико-географических процессов и явлений.
Границы географической оболочки нечеткие. Вверх и вниз от земной поверхности взаимодействие компонентов постепенно ослабевает, а затем полностью исчезает. Поэтому ученые проводят границы географической оболочки по-разному. За верхнюю границу часто принимается озоновый слой, расположенный на высоте 25 км, где задерживается большая часть ультрафиолетовых лучей, губительно действующих на живые организмы. Однако некоторые исследователи проводят ее по верхней границе тропосферы, которая наиболее активно взаимодействует с земной поверхностью. За нижнюю границу на суше обычно принимают подошву коры выветривания мощностью до 1 км, а в океане – океаническое дно.
Географическая среда — это материальная база развития общества. Она влияет на развитие общества и его хозяйства. Степень влияния географической среды определяется уровнем развития производства, характером общественного строя. Но это влияние не беспредельно. Многое зависит от способа добывания средств к жизни, иными словами, от того, как будут производиться окружающие человека материальные блага, как будут складываться производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.В XX веке общество стало брать у природы все больше ресурсов и возвращать все больше отходов. Так возникли две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, рациональное использование природных ресурсов. Во-вторых, загрязнение окружающей среды.

Деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов, называется природопользованием.

Рациональное природопользование - это система, при которой достаточно полно используются природные ресурсы, обеспечивается восстановление природных ресурсов, организовано безотходное производство.

Рациональное природопользование возможно в интенсивном хозяйстве, которое развивается на основе научно-технического прогресса при высокой производительности труда.

Географическая среда, являясь одним из условий материальной жизни общества, оказывает существенное, хотя и не определяющее влияние на направление хозяйственной деятельности людей и тем самым на межрайонное и международное разделение труда; она является одним из районообразующих факторов экономических районов. В районах с плодородными почвами и благоприятным климатом удобно развивать земледелие и животноводство, в засушливых районах — овцеводство, в лесных районах — лесную и деревообрабатывающую промышленность, в районах с большими богатствами недр — горнорудную промышленность и т. д. «Европа, как лесная по преимуществу зона— писал К. Маркс в конспекте книги Л. Моргана «Древнее общество»,— была непригодна для пастушеской жизни; напротив, степи Центральной Азии и (долины) Евфрата, Тигра и других азиатских рек явились естественной родиной пастушеских племен. Туда они, естественно, должны были стремиться». В Америке до ее открытия не было лошадей, и американские племена не имели другого рабочего и молочного скота, кроме лам. Кукуруза, картофель, табак и ряд других сельскохозяйственных культур, родиной которых является Америка, не выращивались в Европе до открытия Америки.

Билет 32. Содержание и педагогическое значение краеведения. История школьного краеведения.
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Педагогическое значение краеведения передовыми людьми нашей страны было осознанно еще в очень давние времена. Известный общественный деятель XVIII века Н. Н. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей» писал: «Не заставляете детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать».
В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Поэтому принципу построена программа школьной географии.
На краеведческой основе строятся занятия географией всего школьного курса. На местном материале изучаются взаимосвязи отдельных элементов природы в географическом ландшафте; рассматриваются естественные процессы видоизменения рельефа, совершающиеся на глазах у человека и частично под его влиянием. Большое воспитательное значение имеет изучение населения своей области, района, города. На уроках географии учащиеся знакомятся с хозяйством отдельных предприятий совей местности. В процессе обучения географии, формирование практических умений и навыков учащихся происходит в основном при выполнении практических работ, большая часть которых выполняется на местности. Практические работы способствуют развитию у школьников наблюдательности и интереса к самостоятельным исследованиям. Такое активное познание усиливает у учащихся впечатления от родного края.

Школьное краеведение имеет в нашей стране почти вековую историю. Наша педагогика накопила бесценный опыт использования школьного краеведения в обучении и воспитании учащихся: от эпизодических наблюдений за природными явлениями и ознакомительных экскурсий до туристических походов, путешествий и централизованных краеведческих экспедиций; от редких школьных музеев, создававшихся для собирания учебно- наглядных пособий, до их мощной сети, выполнявшей государственные функции по охране и использованию памятников истории и культуры. Нельзя забывать о том, что школьные поисковые отряды, музеи способствовали сохранению краеведческой традиции в нашей стране, особенно после того, как «взрослое» краеведческое движение было разгромлено на рубеже 1920-х - 1930-х годов.
Школьное краеведение прошло довольно сложный путь, неоднократно переживало подъёмы и спады, но неуклонно совершенствовалось, обогащая общественную педагогику.
Современный кризис школьного краеведения начался в начале 1990-х годов и связан с экономическими и политическими изменениями, произошедшими в нашем обществе. Педагоги-краеведы переживали чувство растерянности, поскольку была взята под сомнение не только целесообразность их деятельности, но и уничтожены плоды труда многих из них. Были закрыты многие школьные музеи, значительная часть экспонатов бесследно утеряна. В настоящее время школьное краеведение пытается адаптироваться к новым условиям жизни, ищет пути использования накопленного опыта в современной ситуации.

Билет 33. Краеведение в начальной школе. Формы и методы изучения «своей местности».
Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.
История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень, сел, городов, областей и краев. Использование краеведческого материала в начальной школе, несомненно, играет большую роль в формировании патриотического сознания учащихся.
Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление. Например, создание письма рыбакам от лица рыбки хариус, которая практически исчезла в Волге, помогло детям осознать глубину проблемы. Такой подход помогает формированию нравственного запрета наносить ущерб природе.

Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому “краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое и т. п. вплоть до археологического”. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии.
Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.
Исходя из задач краеведение необходимо различать по формам его организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение.
В государственном краеведении изучение края находится в ведении исполкомов Советов депутатов трудящихся, краеведческих музеев и исследовательских учреждений. В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы, организуемые на эту полезную деятельность профсоюзными организациями. Домами культуры, клубами; в последнем случае краеведение называют общественным.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой.
Анализируя учебные федеральные и региональные программы видно, что имеется два основных подхода к определению места регионального курса в системе школьного географического образования:
- выделение регионального содержания географического образования,
- выделение регионального компонента по географии.
Комплексное изучение своей территории основывается на интегративной возможности школьной географии. Привлечение сведений из разнообразных областей знаний позволяет более полно понять многие явления и процессы на территории.

Билет 34. Краткая характеристика природы Ставропольского края.
Природа Ставропольского края, знаменита как одна из самых богатых на красоты. Именно этот факт, помог Ставрополю, стать очень привлекательным в плане туризма и отдыха. Ставропольские города – Кисловодск, Ессентуки, Железноводск и Пятигорск – известны не только в России, но и во всем мире.Горы, расположенные в Ставрополе, являющиеся частью Кавказского хребта, привлекают любителей альпинизма, горных лыж и сноубордистов своей ярко развитой инфраструктурой и знаменитыми горными склонами.
На склонах и у подножья этих гор, располагаются знаменитейшие центры горнолыжного спорта – Приэльбрусье и Домбай. Наверное, многие видели на фотографиях, знаменитую снежную шапку Эльбруса, под которой скрыт ее знаменитый пик. Эта вершина, уже по праву стала как бы визитной карточкой края. Помимо гонного туризма, Ставрополье может похвастаться еще и проведением соревнований международного класса дельтапланеристов, воздухоплавателей и планеристов. Популярность курорта обусловлена тем, что край расположен в особой климатической зоне, благодаря его географическому местоположению.
Если посмотреть на развитее края со стороны Истории, то можно обнаружить, что люди на этой территории появились еще в раннем палеолите. Это доказывают археологические раскопки, произведенные на территории края и обнаружившие стоянки первобытных людей эпохи палеолита. На сегодняшний день, наиболее популярны на Ставрополье, места отдыха, где наряду с самим отдыхом можно еще и поправить свое здоровье лечебными грязевыми ваннами и целебной минеральной водой.
Одно из таких мест – озеро Тамбукан, расположенное рядом с городом Пятигорск. Знаменито это озеро тем, что только в нем, в единственном месте в мире находится источник минерализованной целебной грязи, с сочетанием таких элементов, аналогов которым нет ни в одной стране мира. Кавказские минеральные воды, известны достаточно давно. Это место отдыха и лечения, было известно людям и поэтому именно оно стало одним из крупнейших лечебно-оздоровительных курортов России.
Природа этого места удивительна и неповторима. С одной стороны – могучие и красивые Кавказские горы, а с другой – прекраснейшие и красивейшие долины и реки. Именно в таком месте расположены санатории, которые предоставят любому желающему свои услуги. Еще одна жемчужина ставропольского края – Кисловодск. Именно отсюда происходит вода Нарзан, о лечебных свойствах которой знают, наверное, все. А еще, на самом юге края, есть город Ессентуки, который так же известен своей целебной минеральной водой.

35. План характеристики природных объектов.
· Характеристика отложений (возраст, состав, происхождение)
· Полезные ископаемые и их хозяйственное использование.
· История развития рельефа.
· Глубина залегания подземных вод. Качество подземных вод (запах, прозрачность).
· Общие сведения об озере: название, местоположение, форма в плане, размеры (ширина,
· Общие сведения о реке: название реки, ее порядок, длина, где берет начало, куда впадает, притоки реки, площадь бассейна, средняя ширина и глубина русла реки (на плесах и перекатах).
· Общие сведения о болоте: название, местоположение, размеры (ширина, длина, площадь), форма поверхности (выпуклая, вогнутая).
· Основные растительные сообщества.
· Общая характеристика ландшафта по природным компонентам

Билет 36. Растительная клетка и ткани.
Размеры клеток большинства растений колеблются в переделах 10-1000 мкм. Форма клеток многоклеточных организмов может быть различной.Растительная клетка имеет все органоиды, свойственные другим эукариотическим организмам (животные, грибы): ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи и т.д.
Вместе с тем, растительная клетка отличается от животной:
1. Прочной клеточной стенкой;
2. Присутствием пластид;
3. Развитой системы постоянно существующих вакуолей;
4. Кроме того, в клетках большинства высших растений отсутствуют центриоли.
Клеточная стенка. Растительная клетка, как и животная, окружена цитоплазматической мембраной, поверх которой располагается, как правило, толстая клеточная стенка, отсутствующая у животных клеток. Основным компонентом клеточной стенки является целлюлоза (клетчатка). Функции клеточной стенки: придает клетке определенную форму и прочность; защищает живое содержимое клетки; играет определенную роль в поглощении, транспорте и выделении веществ;
Плазмодесмы — цитоплазматические тяжи, соединяющие содержимое соседних клеток. Они проходят через клеточную стенку. представляют собой узкие каналы, выстланные плазматической мембраной.
Вакуоли представляют собой полости, заполненные клеточным соком и отграниченные от цитоплазмы мембраной, которую называют тонопластом. Вакуоли являются постоянными компонентами растительных клеток в отличие от животных, в которых могут возникать временные вакуоли.
Функции вакуолей: Поддерживают тургорное давление; Окрашивают определенные части растений, привлекая опылителей и распространителей плодов и семян; Накапливают питательные вещества – сахара; могут накапливать белки, после обезвоживания превращаются в алейроновые зерна.
Пластиды – органоиды, характерные для растительных клеток. Образуются из пропластид, или в результате деления (редко). Различают три основных типа пластид: лейкопласты — бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений; хлоропласты — зеленые пластиды; хромопласты — окрашенные пластиды обычно желтого, красного и оранжевого цвета.
Между пластидами возможны взаимопревращения. Наиболее часто происходит превращение лейкопластов в хлоропласты (позеленение клубней картофеля на свету), обратный процесс происходит в темноте.
Строение. Хлоропласты высших растений имеют размеры 5-10 мкм и по форме напоминают двояковыпуклую линзу. Наружная мембрана гладкая, а внутренняя имеет складчатую структуру. Внутренняя среда хлоропласта — строма — содержит ДНК и рибосомы прокариотического типа, благодаря чему хлоропласт способен к автономному синтезу части белков и делению, как и митохондрии, но очень редко. Основные структурные элементы хлоропласта — тилакоиды, имеющие вид уплощенных мешочков, уложенных в стопки — граны.
Лейкопласты – бесцветные, обычно мелкие пластиды. Встречаются в клетках органов, скрытых от солнечного света — корнях, корневищах. Тилакоиды развиты слабо. Имеют ДНК, рибосомы. Основная функция — синтез и накопление запасных продуктов (в первую очередь крахмала, реже — белков и липидов).
Хромопласты. Встречаются в клетках лепестков многих растений, зрелых плодов, реже — корнеплодов, а также в осенних листьях. Содержат пигменты, относящиеся к группе каротиноидов, придающие им красную, желтую и оранжевую окраску.
Цианобактерии стали хлоропластами, при фотосинтезе именно они начали выделять кислород в атмосферу.
Итак, особенностями растительной клетки являются: Клеточная оболочка имеет клеточную стенку из целлюлозы. Хлоропласты обеспечивают фотоавтотрофный тип питания. В растительных клетках встречается три вида пластид. Пластиды произошли от цианобактерий. Для растительных клеток характерны вакуоли – в молодых клетках много небольших, в стареющих – одна центральная крупная. У высших растений в клеточном центре отсутствуют центриоли. Запасной углевод откладывается в виде крахмальных зерен.
Ткань — группа клеток, которые имеют общее происхождение, выполняют одну или несколько функций и занимают свойственное им положение в организме растения. Органы растения образованы разными тканями.
Ткани делят на простые и сложные. Простые - ткани, состоящие из клеток более или менее одинаковых по форме и функциям. Сложные - из клеток, разных по форме и функциям, но тесно взаимосвязанных в своих жизненных отправлениях.
Ткани делятся на образовательные (меристема) и постоянные.
• Образовательные - специализированные ткани, клетки которых сохраняют длительную способность к делению, обеспечивая рост растения и отдельных его органов
• Постоянными называют ткани, клетки которых утратили способность к делению и специализируются на выполнении других функций: защитной, запасающей, механической, проводящей и т. д.
Онтогенетическая классификация тканей - на первичные и вторичные:
• Первичные меристемы ведут свое начало от первой клетки нового организма — зиготы, которым свойственна способность к делению. Они первыми формируются при заложении нового организма и обеспечивают его первичный рост. К ним относят ткани: первичные покровные, первично проводящие и основные.
• Вторичными называют меристемы, которые формируются в вегетативных органах позднее первичных и обеспечивают их вторичный рост. К ним относятся вторичную покровную ткань, вторичные проводящие ткани.

Билет 37. Семя и проросток. Семя как высокоспециализированный орган размножения растений.
Семя - это орган растения, который ему жизненно необходим. Семя - орган полового размножения и расселения растений.
Под кожурой находится проросток (зародыш)— маленькое будущее растение. Проросток у многих цветковых состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и семядолей. У других групп (например, у подавляющего большинства орхидных) проросток до прорастания семени не имеет дифференцированных органов.
Условия прорастания семян
• Вода: Зародыш семени может потреблять питательные вещества только в растворённом виде.
• Кислород воздуха: При прорастании семян зародыш интенсивно дышит, требуется постоянный приток кислорода.
• Запасные питательные вещества
• Тепло: Для прорастания, разным растениям необходимо разное количество тепла. Растения, семенам которых при прорастании требуется высокая температура, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
Многие организмы (от грибов и бактерий до птиц и млекопитающих) питаются в значительной степени, а иногда и исключительно семенами. Семена составляют основу пищи таких животных, как некоторые насекомые и их личинки (например, муравьи-жнецы), зерноядные птицы, грызуны (бурундуки, белки, хомяки и др.).
Основу рациона человека со времён возникновения земледелия в большинстве регионов мира также составляют семена, в первую очередь, культурных злаков (пшеницы, риса, кукурузы и др.). Главное питательное вещество, с которым человечество получает наибольшее число калорий, — крахмал, содержащийся в семенах злаков. Важным источником белков для человечества служат также семена бобовых растений — сои, фасоли и др. Семена являются основным источником растительных масел, которые добывают из семян подсолнечника, рапса, кукурузы, льна и многих других масличных культур.
Органы полового размножения (половые органы, гаметангии) у голосеменных растений представлены архегониями, а у цветковых редуцированы. Более оправданно определение семени как «зачаточного растения» (его дают многие школьные учебники ботаники); это определение подчеркивает, что из семени разовьётся новое поколение (спорофит) растения. При этом остальные части семени, кроме зародыша, можно считать добавочными структурами (органами), которые обеспечивают развитие зародыша.
Способы расселения растений
Саморазбрасывание семян (автохория). Семена многих растений падают на землю рядом с материнским растением после вскрытия плодов. Иногда при вскрытии плодов семена с силой выбрасываются, разлетаясь на некоторое расстояние. Саморазбрасывание семян характерно для таких растений, как недотрога мелкоцветковая, кислица обыкновенная.
Распространение ветром. Семена многих растений распространяются ветром (анемохория). Это, например, семена сосны обыкновенной, снабжённые крылышком, семена растений родов Тополь и Ива, покрытые волосками («тополиный пух»), мелкие пылевидные семена орхидных.
Распространение водой (гидрохория). Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносятся морским течением.
Распространение с помощью животных. Распространение с помощью животных — зоохория. Семена растений могут распространяться животными на теле (обычно вместе с плодами), при прохождении через кишечный тракт и при растаскивании с потерей семян.

Билет 38.Корень – осевой вегетативный орган растения. Значение корней в жизни растения.
Ко́рень — осевой, подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
Основные функции корня
• Закрепление растения в субстрате;
• Всасывание, проведение воды и минеральных веществ;
• Запас питательных веществ;
• Взаимодействие с корнями других растений, грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых).
• Вегетативное размножение
• Синтез биологически-активных веществ
У многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски).
Некоторые растения откладывают в корне запасные питательные вещества, такие образования называют корнеплодами.
Образование корней было значительным эволюционным достижением, благодаря которому растения приспособились к более совершенному почвенному питанию и смогли образовывать крупные побеги, поднимающиеся вверх, к солнечному свету.

Билет 39. Побег: особенности строения и функции. Составляющие побега.
Побег – сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. Его главная функция – образование органических веществ с помощью листьев. В стеблевой части побег состоит из узлов и междоузлий. В узлах располагаются листья и пазушные почки. Почка – зачаточный побег растения.
Строение побега. Вегетативный побег состоит из стебля, листьев и почек. Почки могут располагаться на верхушке побега — верхушечная почка и по его бокам над каждым листом — боковые почки. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называют пазухой листа. Боковые почки находятся в пазухах листьев, и поэ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: