Les cuadra generalato, como la silla de montar a una vaca. (I — 816)


# * *

В речи, особенно художественной, фразеологизмы могут подвер­гаться так называемому «разложению», то есть деформации, видо­изменению в определенных индивидуально-авторских целях. Это осо­бый стилистический прием, используемый для различных экспрес­сивно-эмоциональных, уточнительных и оценочных функций, для выражении иронии, юмора, сатиры, создание торжественной и ко­мической речи. Еще Шарль Балли отмечал, что «нарушение при­вычных форм языка косвенно служит экспрессивности уже одним тем, что вносит в речь разнообразие»1. Типы преобразования много­образны, но они связаны с одним условием: восприятие любого ви­доизменения сохраняется лишь на фоне исходной формы устойчивого словосочетания. Способами перевода таких видоизмененных сочета-

1 Балла Ш.. Общая лингвистика и вопросы языка. М., 1955. С. 394.


ний остаются уже упомянутые полные и частичные соответствия (эк­виваленты), калькирование и пересказ.

Укажем лишь на основные виды «разложения» фразеологизмов и приведем примеры того, как переводчики произведений Гоголя и Чехова воссоздавали эти приемы в испанском тексте.

1. Включение во фразеологизм дополнительных лексических компонентов:


В голову и во все суставы ударило1.


Se me ha subido a la cabeza y a todas las articulacuines! (642)2


Фразеологизм в голову ударить расширен за счет включения словосочетания и во все суставы. В переводе удачно сохранена эк­вивалентность.


Состроил пьяную хамскую рожу.


Haciéndome el zafio y el borracho3.


Русский фразеологизм дополнен двумя определениями. В объяс­нительном переводе «фразеологическая игра» не передана.


Стоя перед нами, он чувствовал себя больше, чем в своей тарелке.


En pie ante nosotros, se sentía más que aplomo. (958)


Фразеологический оборот быть (чувствовать себя) не в своей тарелке деформирован за счет сравнительного оборота больше чем. В переводе включен фразеологизм a plomo (в самый раз, весьма кстати), который без видоизменнения употреблен в сравнительной конструкции.


И не подлило масло в готовый погаснуть огонь вражды.


Y no huberia vertido aceite al fuego de la enemistad, a punto ya de apagarse. (1-446)


Фразеологизм подлить масло в огонь почти «разрушен» за счет -определения и дополнения к компоненту огонь. Однако носитель русского языка осознает фразеологическую основу высказывания. Испанское устойчивое сочетание verter (echar) aceite al (en el) fuego вполне адекватно русскому. В переводе исходная модель не изменена. Она дополнена необходимой информацией, эквивалентной оригиналу.

1 Примеры взяты из произведений А. П. Чехова. См.: Часов А. П. Собр. соч. в 12-ти т. М„ 1954—1957.

1 Переводы даются по изданию: ChejovA. Р. Cuentos completos. T. L Madrid, 1957. В скобках указывается страница.

1 Этот перевод взят из аргентинского издания: Chejov А. Р. La estepa. Buenos-Aires, 1943. P. 155.


2. Замена в стилистических целях одного из компонентов на синоним, антоним или какое-либо другое слово:


На сумасшедшую ногу убирает мебелями дом.


Les entra la vena de cambiar todos los muebles de la casa. (I - 1341)


В устойчивом сочетании на широкую ногу замена прилагательного привела к усилению степени определяемого оборотом действия и соз­данию иронии, комичности. В переводе сохранен фразеологический эквивалент изначальному обороту оригинала без его видоизменения. Поэтому дополнительный оценочный и иронический смысл обнов­ленного Н. В. Гоголем привычного словосочетания утрачен.


Все как мухи выздоравливают.


Todos se curan en un "abrir y cerrar de ojos, como moscas. (I - 765)


'Перейодчик допустил неточность, видимо, не зная, что в русском языке есть оборот мрут как мухи и что замена глагола на его антоним создает сатирический эффект. Буквальный перевод привел к искажению смысла.


Опять, небось, вчерась трахнул за галстук.


Lo que pasará es que ayer habrás empinado el codo. (929)


В переводе сглажено просторечие оригинала. Фразеологизм empinar el codo соответствует нашему заложить за галстук, но в нем нет грубоватости видоизмененного русского оборота.

3. Актуализация, использование внутренней формы фразеоло­гизма. Возможны различные вариации: контекст указывает на зна­чение свободного словосочетания, на основе которого создан фра­зеологизм; в контексте содержится какая-либо аллюзия, какой-либо намек на содержание внутренней формы фразеологического оборо­та; содержание устойчивого оборота пересказывается с различными модификациями, но с сохранением основных его компонентов и т. п.


Таможня, как бы то ни было, все еще не более как журавль в небе, а комиссия уже была синица в руках.


Lo de Aduana no era más que cien pájaros volando, mientras que la comisión era un pájaro qué ya tenía en la mano. (I - 1254)


«Деформированной» русской пословице Лучше синица в руке, чем журавль в небе соответствует эквивалентная испанская пословица "Más vale pájaro en mano que ciento volando", удачно модифицированная в переводе.


Подлецы мы i., любим кататься на саночках, а возить саночки прихо­дится невинным деточкам.


¡Somos unos infames!... ¡si se está a las maduras que se esté a las duras!.. Pero en realidad, viene a resultar que son las criaturas inocentes las que están a las duras. (820)


В русской фразе содержится намек на пословицу Любишь ка­таться, люби и саночки возить. В испанском переводе используется речейие: "A las maduras, pero no a las duras", смысл которого 'лучше там, где полегче', 'умный трудностей избежит'. Это весьма относй-тельпое соответствие, и обыгрывается оно очень многословно.

4. Опущение (эллипсис) некоторых компонентов устойчивых: оборотов. Возможность окказионального сокращения формы фра­зеологических словосочетаний предопределяется не столько избы­точностью их семантическоц информации, как это иногда утвер­ждают, сколько устойчивостью фразеологизма, постоянством его компонентного состава и устойчивостью фразеологического значе­ния, закрепленных в сознании носителя языка. Редукция одного или нескольких компонентов фразеологической единицы не нарушает восприятия говорящими ни ее полной модели, ни ее значения. Появ­ление сокращенных форм устойчивых оборотов характерно для раз­говорной речи. Редуцированный фразеологизм воспроизводит осо­бенности живого разговорного языка. Эллипсис создает дополни­тельную экспрессию. Редукция может касаться отдельных лексиче­ских компонентов и словосочетаний, представлять собой фрагмент фразеологизма. Иногда остаются лишь те единицы устойчивого оборота, которые являются ключевыми. Сокращение компонентного состава фразеологизмов, как уже говорилось, не видоизменяет тра­диционно закрепленных за ними значений, которые и-надлежит со­хранить в переводе, заботясь, конечно, и о стилистической эквива­лентности переводимого текста.

Рассмотрим несколько примеров:


Кунин порешил не начинать разго­вора о школе..., не метать бисер.


Kunin decidió до abordar,siquiera el tema de la escuela..., no echar margaritas. (4070)


, Сокращенный интернациональный фразеологизм метать бисер перед свиньями, восходящий к библейским источникам, абсолютно адекватно передан в переводе.

Он у меня, папочка, в ежовых был. Le tenía en un puño, papaíto (577)


Редуцированному устойчивому сочетанию держать в ежовых ру­кавицах соответствует полная форма частичного фразеологического эквивалента "tener en un puño" (держать в руках, в кулаке кого-либо).

Тогда как он своего урока в зуб Aunque no sabía la lección de

не знал. memoria. (I - 197)

Сокращенному до одного значимого компонента русскому фра­зеологизму ни в зуб ногой (ни в зуб толкнуть) соответствует смы­словой перевод. Он лишен той разговорной окраски, которая явно выражена в оригинале.

Примеры подтверждают, что стилистическая эффективность рас­смотренного способа трансформации определяется тем, что знание полной формы устойчивой словесной единицы дает читателю воз­можность даже по одному ее компоненту понять, какой именно фра­зеологизм деформировался в речи.

Формально точное воспроизведение эллипсиса в переводе за­труднено во многих случаях отсутствием в переводящем языке со­ответствий, аналогичных полной форме сокращенных фразеологиз­мов. Поэтому весьма часто приходится прибегать к описательному переводу, который сохраняет смысл оригинала, но обедняет его вы­разительность и экспрессию.

20.

игра слов в оригинале и в переводе

Совсем еще не давно читателя переводной литературы, споты­кавшегося об окаменелости буквально воссозданной «непереводи­мой игры слов», отсылали к спасительной сноске, разъясняющей суть авторского каламбура. Теперь эти сноски почти исчезли, и ге­рои «Дон Кихота» или, скажем, «Алисы в Стране Чудес» начали каламбурить по-русски, а читатель стал смеяться их шуткам и изба­вился от скучного комментария к веселым каламбурам.

Переводчик, воссоздающий каламбур, подчиняется сверхзадаче, которую хорошо определил Н. Любимов: «Если каламбур имеет со­вершенно определенный социально-политический адрес, если он


имеет идейное значение, переводчику надлежит напрячь все усилия и передать его с художественной точностью. Там, где присутствует чисто звуковая игра, переводчик вправе отступить от буквы ориги­нала, если иначе ему не создать того самого комического эффекта, которого добивался автор»1.

Перевод каламбуров относится к области узкоспециальных пере­водческих вопросов, однако изучение этой проблемы, по справедли­вому замечанию А. В. Федорова, представляет принципиальный ин­терес «в практической плоскости по особой трудности задачи, а в плоскости теоретической — по чрезвычайной яркости соотношения между формальной категорией (омонимическое тождество иди бли­зость слова) и ее смысловым, в конечном счете образным использо­ванием в контексте».

Исследование этой темы позволяет не только показать рост мас­терства современной школы перевода, но и определить некоторые общие тенденции в сфере сугубо творческой и вместе с тем зависи­мой от формальных элементов языка оригинала и перевода. Огово­римся сразу: в настоящем разделе детально не рассматривается «стилистический эффект каламбуров», главное внимание обращено на лингвистические закономерности словесной игры и технику ее воспроизведения при переводе.

Известно, что игра слов3 (каламбуры) создаются благодаря уме­лому использованию в целях достижения комического эффекта раз-

1 Любимов Н Перевод — искусство // Мастерство перевода. 1963. М., 1964. С. 245.

2 Федоров А. В. Основы обшей теории перевода. С. 326.

3 Среди отечественных филологов наиболее подробно исследовала лингвистиче­
ские особенности игры слов А. А. Щербина в кн.: «Сущность и искусство» словесной
остроты (каламбура)» (Киев, 19S8), написанной на материале драматургии. Интерес­
ные рассуждения о каламбурах содержатся в монографин Э. Ризель (Riesel E. Abress
der Oeutschen Stilistik. M., 1954). Отдельные замечания по теме можно найти в сле­
дующих книгах: Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского «зыка. М., 1955.
С, 153—157; Гвоздев А. Я. Очерки по стилистике русского языка. М.. 1955. С. 69— 13;
Вудагов Р. А.
Введение в науку о языке. М., 1958. С. 104—105; Ефимов А. И. Язык сати­
ры Салтыкова-Щедрина. М., 1953. С. 451—452; Реформатский А. А. Введение в языко­
ведение. М., 1967. С. 89.

О проблемах перевода каламбуров встречаются краткие заметки в работах немно­гих теоретиков и практиков перевода. См. например: Федоров А. В. Основы общей теории перевода. С. 323—326; Комиссаров В. Н., Рецкер Я. П., Тархов Б. И. Пособие по переводу с английского языка на русский. Ч. П. М., 1965. С. 161—167; Морозов М. М. Избранные статьи и переводы. М., 1954. С. 101—103 и 255—256; Соболев Л. Н. О пере­воде образом // Вопросы художественного перевода. М., 1955. С. 285—287; Любимов Н. Перевод—искусство // Мастерство перевода. 1963. М., 1964. С. 249—250.


личных созвучий, полных и частичных омонимов, паронимов и та­ких языковых феноменов, как полисемия и видоизменение устойчи­вых лексических оборотов. Каламбуры обычно состоят из двух ком­понентов, каждый из которых может быть словом или словосочета­нием. Первый компонент такого двучленного образования является своеобразным лексическим основанием каламбура, опорным элемен­том, стимулятором начинающей игры слов, ведущей иногда к инди­видуальному словотворчеству. Опорный компонент (стимулятор, основание) можно также рассматривать в качестве лексического эта­лона «игровой инструкции», который соответствует существующим орфографическим, орфоэпическим и словоупотребительным нормам языка.

Второй член конструкции — слово (или словосочетание)-«перевертыш», результирующий компонент или результанта, представляющая собой как бы вершину каламбура. Лишь после реа­лизации в речи второго компонента и мысленного соотнесения его со словом-эталоном возникает комический эффект, игра слов. Ре­зультанта может быть взята из лексических пластов, как составляю­щих литературную норму языка, так и находящихся за ее пределами, или вообще относится к фактам индивидуальной речи.

Чтобы яснее представить себе, что мы понимаем под опорным и результирующим компонентами каламбура, обратимся к простей­шему примеру В известном афоризме Козьмы Пруткова «Приятно поласкать дитя или собаку, а всего необходимее полоскать рот» ка­ламбурно обыгрываются два глагольных омонима. Первый из них поласкать мы рассматриваем как стимулятор, позволивший начать игру словом, а глагол полоскать считаем результатной, завершаю­щей каламбур.

Следует предупредить, что опорный компонент (стимулятор) каламбура необязательно находится в непосредственной близости от результирующего компонента. Он может появляться в более широком контексте, занимать постпозицию по отношению к результанте или подразумеваться.


a.

формально обусловленный перевод каламбуров-созвучий

Когда основанием каламбура является имя собственное, назы­вающее одного из действующих лиц переводимого произведения, историческую личность, мифологический или литературный персо­наж, географическое название и т. п., у переводчика, передающего такой каламбур1, возникает зависимость не только от функционально-смыслового содержания игры слов, но и от формы, от созвучия опор­ного компонента, который уже задан и который в большинстве случа­ев изменить нельзя. В русском каламбуре место стимулятора оказыва­ется заранее замещенным именем собственным иностранного проис­хождения или транскрибированным именем, очень часто появляю­щимся в русском написании впервые именно в данном переводном произведении. Второй компонент игровой конструкции перевода, естественно, оказывается в парадоксальной зависимости от чужерод­ной, иноязычной формы, что, конечно, делает решение переводческой задачи особенно трудным. Именно как зависимость от иноязычной формы опорного компонента и следует понимать формальную обу­словленность перевода подобной игры слов, а не как зависимость от формы стимулятора вообще.

Рассматриваемый вид каламбуров начинается с имени собствен­ного, и результирующий компонент часто (но, конечно, не всегда) бывает созвучным ему именем собственным, которое найдено или придумано автором с таким расчетом, чтобы внутренняя форма это­го слова содержала комический намек на сущность, облик, положе­ние или поступок названного опорным компонентом персонажа.

Обратимся к конкретным примерам.

1 В немецкой стилистике имеется специальное название для этого вида каламбуров:
Namenwitz.

2 В статье используются примеры главным образом из двух переводов, выполнен­
ных известными мастерами художественною слова. Речь идет о «Дон Кихоте» Сер­
вантеса в переводе Н. Любимова (цит. по: Мигель де Сервантес Caaqeàpa^ Хитроум­
ный идальго Дон Кихот Ламанчский. М., 1963; первая римская цифра указывает часть
романа, вторая — главу, арабскими цифрами обозначены страницы) и книге «Макси­
мы и мысли. Характеры и анекдоты» знаменитого французского моралиста и остро­
слова конца XVIII в. Шамфора в переводе Ю. Б. Корнеева и Э. Л. Липецкой (Л—M,
1966).


Одна из героинь романа Сервантеса говорит. Вспоминая имя Дон Кихота: «... si mal no me acuerdo, don Azote o don Gigote» (c. 370)'. Санчо Панса тут же поправляет ее, называя истинное имя странст­вующего рыцаря. В оригинале слово Quijote задает тему для звуко­вой вариации, реализуемой в значимых именах Azote (плеть, кнут, бичь) и Gigote (рубленое мясо, жаркое, баранья нога).

Переводчик оказывается в прямой формальной зависимости от звучания имени знаменитого идальго, но может и должен в подоб­ных случаях обрести свободу семантического выбора, т. е. отказать­ся от точной передачи смыслового содержания результирующих компонентов испанского каламбура и подобрать лексические еди­ницы, рифмующиеся словом Кихот и создающие комический эф­фект благодаря скрытому в них намеку на любые достойные осмея­ния черты характера и личности Рыцаря Печального Образа.

Итак, простейший переводческий прием сводится к подыскива­нию нарицательного слова, отвечающего указанным выше требова­ниям, на роль значимого имени. Такое слово не должно слишком походить на русское имя или фамилию (см. об этом § 18). Обычно это достигается без особого труда, так как опорный компонент, с которым рифмуется результанта, является иностранным словом. Но вернемся к нашему примеру. Переводчик «Дон Кихота» исключи­тельно удачно подыскал в русском лексическом фонде соответст­вующие по форме, смыслу и функции слсва-«перевертыши»: «„. (а зовут его), если память мне не изменяет, не то Дон Колоброд, не то Дон Сумасброд» (Ч. I, гл. XXX, 351)2.

Однако независимо от трудолюбия и находчивости переводчика поиски нужного слова не всегда могут увенчаться успехом. В таких случаях приходится прибегать к более сложному, хотя и весьма рас­пространенному, приему: к словотворчеству, созданию переводче­ского неологизма.

Когда избитый до полусмерти Дон Кихот попросил у односельчан позвать к нему вместо лекаря мудрую волшебницу Урганду (Urganda) (I, V, 60—61), столь часто появляющуюся на страницах рыцарских романов, безграмотная ключница славного рыцаря, никогда не слы-

1 Здесь и далее цнт. по: Miguel de Cervantes. El Ingenioso Hidalgo don Quijote de la
Mancha. Cuba, 1960 (страница указывается в тексте).

2 Интересно сравнить этот вариант с переводом под редакцией Б. А. Кржевского и
А. А. Смирнова. С. 317: «... а звать его будут»если только я хорошо помню, Дон аоот
или Дои Хигот». Конечно, в таком переводе весьма сомнительный каламбур, осно-

ванный на бессмысленном созвучии. Но ведь Azone и Gigote - слова значимые.


шавшая об этой даме, искажает ее имя, осмысляя его по правилам народной этимологии на свой лад. Urganda превращается в Hurgada, что в переводе значило бы нечто вроде 'бойкая, назойливая, баба' (замечу, что в жаргоне hurgar означает 'развратничать, распутни­чать').

Воссоздавая каламбур, переводчик опять-таки вынужден опи­раться на транскрибированное им же иностранное имя собственное, но созвучные с Урганда русские слова гланда, шаланда, баланда, банда и т.п. не могут стать результирующим компонентом каламбу­ра по разным причинам и прежде всего потому, что их семантика слишком далека от испанского hurgada. Поэтому переводчик решает творческую задачу уже по-иному. Подыскивается не целое слово, а какой-либо русский корень (или основа, тема). Он может быть со­звучен стимулятору или же нет, но обязательно семантическое зна­чение этого корня должно ясно осознаваться, ибо оно составит со­держание (смысл) внутренней формы создаваемого переводчиком слова. Затем придумывается конечный формант (суффикс и оконча­ние), рифмующийся с опорным компонентом. Функции частей ново­го слова разграничены: основа — прежде всего для смысловой игры, а конечный элемент — для каламбурного созвучия.

Так поступил Н. Любимов: он придумал слово Поганда. Корень (поган-) созданный речевой единицы обладает приемлемым для дан­ной игры слов смыслом (ср. погонный, поганец, погань и т. п.) и к то­му же созвучен опорному слову каламбура. Формант -да завершает каламбурную рифму и, кроме того, оформляет окказиональное слово как единицу русского языка, которая, однако, по своему происхожде­нию кажется (в данном случае это важно) взятой из иностранного ис­точника (ср. контрабанда, пропаганда, лаванда). Подобный же прием Н. Любимов использует при переводе каламбура, связанного с именем другой героини рыцарских романов, королевы Мадасимы (Madásima) (I, XXV, 241), которое Санчо Панса превращает в Magimasa (нечто вроде колдунье тесто, колдовское месиво) (268). В переводе появля­ется окказиональное слово Мордасима. И вновь конечный формант - сима замыкает каламбурную рифму и придает новой лексической единице формальное сходство с русскими словами иноязычного про­исхождения типа прима, пантомима, схима. Излишняя русификация 'подобных слов в каламбурах рассмотренного вида вряд ли уместна. Ибо она не способствует сохранению национального своеобразия переводимого произведения.


С завидной находчивостью и остроумием Н. Любимов перевел каламбур (ч. I. гл. XXIX): «И если ветер будет попутный... лет через девять вы очутитесь в виду великого озера Писписийского. То бишь Меотийского...». В оригинале игра слов шла: "... a vista de la gran laguna Meona, digo, Meótides". (362)'. Meótides — Меотийское озеро, древнее название Азовского моря. Meón, meona — страдающий (-ая) недержанием мочи. В качестве значимой основы переводческого то­понима использовано междометие, а конечный формант включает в себя характерный для названий некоторых озер, морей и других гео­графических объектов суффикс -ийск2 (ср. Каспийское озеро, Бал­тийское море, Аравийская пустыня и t. п.).

Окказиональные слова в роли результанты каламбура могут соз­даваться не только ho модели «значимая (смысловая) основа + фор­мант, рифмующийся с опорным компонентом». Но и по другим схе­мам. Можно, например, брать лишь основу какого-либо слова и ис-пользовать ее в качестве результанты.

Известный в рыцарских романах великан Фьерабрас (Fierabrás), обладатель чудодейственного бальзама, становится в устах добро­душного Оруженосца Feo Blas (142), т. e. Уродливым Бласом. Санчо воспринимает имя гиганта как состоящее из двух слов. Адекватный заменой этому словосочетанию явилось у Н. Любимова окказио-HaiibHoe слово Ёезобраз (I, XV, 134), основа от безобразный, без­образие, безобразить, безобразина и" т. д. Языковую состоятель­ность новой лексической единицы поддерживают такие «сходные» по образу и подобию общеупотребительные слова, как дикобраз, вододаз, богомаз, верхолаз и т. п.

Наконец, еще одним источником подобного словообразования являются сочетания слов (устойчивые и переменные), которые пре­вращаются переводчиком в сложные имена собственные.

Знаменитый шлем Мамбрина Санчо называет El yelmo de Malino (578). Malino — слово просторечное, синоним maligno — злой, вред­ный. У Н. Любимова использовано бранное устойчивое словосочета­ние сукин сын, которое он превращает в результирующее слово ка-лаМбура: «... шлем этого... Сукинсына» (I, XVII, 482). В подобных

1 Каламбуры, построенные на сходстве каких-либо слов и действительных или вы­
мышленных географических названий, именуют «географическими каламбурами»
(см'." Назарян А Г. Почему так говорят по-французски M, 1968. С. 329).

2 Интересно, что прилагательные с этим суффиксом обычно образуются от осноа
имен существительных, а сам* тип словообразования считается малопродуктивным1
(см. Граммаггика русского языка. М., 1953. С. 343)


случаях для переводчика важно и то, в каком падеже употребляется слово-«перевертыш». Ведь в именительном падеже Сукцнсыц не было бы созвучно Мабрина.

Фразеологизм ни складу, ни ладу стал основой, результанты дру­гого переводческого каламбура. Доротея рассказывает Дон Кихоту р свирепом и упрямом великане Pandafilando, властелине большого острова. Санчо тут же превращает этогр правителя в сеньора Pandahilado (372), что в переводе означает нечто вроде в плутовстве замешанный или с обманом связанный (от жаргонного pandar — плутовать в игре и от hilar — прясть, нанизывать, влечь за собой)1. В переводе оруженосец называет несговорчивого властителя госпо­дином Нискладуниладу (I, XXX, 316).

Во всех приведенных выше примерах опорный компонент (сти­мулятор) находился в непосредственной близости от слова-«пе-ревертыша». Но как поступить, если комично искажается опущен­ное в контексте имя, которое подразумевается и хорошо известно носителям языка (или, по крайне мере, было известно им в эпоху создания подлинника), но совершенно незнакомо русскому читате­лю? Испанец по достоинству оценивает каламбур, ибо он мысленно воспроизводит опорное слово. А как же русский любитель чтения? Как он догадается об игре слов? Национальное своеобразие подлин­ника, эпоха создания оригинального произведения вынуждают в та­ких случаях прибегать к объяснительным (экспликативным) ампли-фикациям. В контекст (обычно рядом со словом-«перевертышем») включается подразумеваемое в оригинале имя.

Племянница Дон Кихота, не помнившая точно имени какого-то волшебника из обожаемых дядюшкой романов, называет его Esquife — челн, шлюпка; «... era una preciosísima bebida que le había traído el sabio Esquife» (c. 58). Читающему современнику Сервантеса каламбур был понятен, так как Алкифа (Alquif), мужа мудрой Урганды хорошо знали любители рыцарских романов. Переводчик вынужден восста­навливать опорный компонент, отыскивая для него подходящее место в контексте. В любимовском переводе фраза выглядит так: «... это, дескать, драгоценный напиток, который ему принес мудрый — как бишь его? — не то Алкиф, не то Паф-Пиф...» (I, V, 60).

1 А. Росенблат предлагает иное толкование окказионализма: pando - encorvado, lento (сутулый, вялый), a hilado у него ассоциируется с просторечным raspahilando, которое, как он считает, значит corriendo, huyendo (убегая), (См.: Rosenblat Ángel. La lengua de Quijote. Madrid, 1978. P.34). Замечу по этому поводу, что разговорное raspar означает 'воровать', и жаргонное raspa — это жульничество (при игре в карты).


В контекст включены не только отсутствующее в оригинале слово Алкиф. Но и вводная фраза как бишь его, появление которой не вы­звано закономерной необходимостью, а связано со сферой индивиду­альных особенностей стиля переводчика. Стремясь сделать речь пер­сонажей непринужденно-разговорной и вместе с тем неназойливо намекнуть на временную дистанцию, отделяющую нас от оригинала, Н. Любимов часто прибегает к помощи таких уже слегка архаизован­ных слов и выражений, как дескать, как бишь его, то бишь и т. п.

В следующем примере тоже появится полюбившееся переводчику присловье. Как-то в разговоре Санчо вспоминает ту пору, когда, по его мнению, -кявотные говорили, и было это во времена ГисоЛета (en tiempo de Guisopete) (267). Grosopete — искаженная уменьши­тельная форма (правильная: Isopete) от имени греческого баснопис­ца Эзопа (Esopo). Видимо, имя напоминает Санчо название распро­страненного на юге Испании полукустарника иссоп (guisopo или hisopo) или другого растения guisopillo (hisopillo). У H. Любимова читаем: «... во времена, как бишь его, Укропа или Эзопа...» (I, XXV, 241). В русском тексте необходима объяснительная амплификация. Переводчик восстанавливает опущенный в оригинале опорный ком­понент каламбура и помещает его в данном случае после результи­рующего слова1.

Уже говорилось, что в каламбурах с опорным компонентом — именем собственным результатной может быть не только новое имя собственное, но и нарицательное слово. Однако и в этом случае у переводчика обычно останется два прежних пути: искать отвечаю­щее функционально-стилистическим задачам созвучное опорному компоненту слово или же изобретать его.

Очень любопытное решение подобный творческой задачи встре­чается в переводе ГО. Б. Корнеева и Э. Л. Липецкой. «Герцог Бур­гундский Карл Смелый в делах войны взял себе за образец Ганниба­ла, чьи имя поминал на каждом шагу. После сражения при Муртене, где Карл был наголову разбит, придворный шут, удирая вместе со своим государем с поля боя, то и дело твердил на бегу: «Nous voilà

1 Видимо, стремясь компенсировать какие-то стилистические утраты, Н. Любимов обыгрывает сходным образом имя инфаны доньи У раки, хотя у Сервантеса подобной игры нет. Ср.: «... como se quiso ir la infanta dona Urraca» (C. 733) — «... скитаться по белу свету наподобие инфанты не то доньи Собаки, не то доньи Урраки, — я уж по­забыл, как ее звали, — ...» (II, V, 49).


bien annibalés» (282)'. В переводе эта фраза звучит так: «Эк нас от-ганнибалили!» (232).

В обоих языках каламбур достигает с помощью авторского неол-гизма. Но в оригинале комический эффект создается не только за счет мысленного сравнения неологизма с именем грозного Карфа­генского полководца, но и благодаря звуковому сходству потенци­ального слова annibaler с существующим в языке глаголом annihiler (уничтожать, истреблять). Это пример усложненного каламбура, в модели которого появляется еще один член, усиливающий художе­ственную выразительность игры слов с помощью дополнительной ассоциации. Возникает новая схема создания и восприятия каламбу­ра: опорный (исходный) компонент (Anmfaal) — результирующий компонент (annibalés) — дополнительный ассоциативный компонент (annihiler). У переводчиков роль своеобразного ассоциативного ком­понента (не столь четкого, как в подлиннике) выполняет граммати­ческая аналогия с рядом русских глаголов, выражающих близкий к annihiler смысл — отлупить, отколотить, отколошмлтягъ и т. д.

С честью вышел из трудного положения Н. Любимов, воссозда­вая трудную игру с именем собственным в XVII главе первой книги «Гаргантюа и Пантагрюэля». Спасаясь от назойливого любопытства парижан, Гаргантюа уселся на башне Собора богоматери и объявил во всеуслышание:

«— Je crois que ces maroufles veulent que je leur paie ici ma bienvenue et mon proficiat. C'est raison. Je leur vais donner le vin, mais ce ne sera que par ris (I, 85).

И оросил собравшихся, сходив по малой нужде, да так, что потоп целый нроизошел. Спасавшиеся говорили после этого: «Nous sommes baignés par ris! Dout fut depuis la ville nommée Paris... (I, 86). С той поры и назвали этот город — Париж» (ср. par ris (для смеха) и Paris).

Для того, чтобы сохранить игру со словом Париж и не исказить авторского повествования, переводчику пришлось, опираясь на сло­во пари, созвучное Париж, придумать каламбур, семантически не­равнозначный оригинальному, и «вклинить» его вместе с необходи­мыми дополнениями в текстуру перевода, которая в остальном со­храняет полное соответствие оригиналу. Сравним этот перевод: «— Должно полагать, что эти протобестии ждут, чтобы я уплатил

1 Здесь и далее цит. по: Chamfort. Maximes et pensées, caractères et anecdotes. Presentación par Claude Roy, Union générale d'éditions. Paris, 1963.


им за въезд и за прием. Добро! С кем угодно готов держать пари, что я их сейчас попотчую вином, но только для смеха...

— Ну и окатил же он нас, «у и лари ж он придумал для смеха!» (78).

«С кем угодно готов держать пари... ну и пари ж он придумал» —- произвольные дополнения переводчика, без которых не состоя­лось бы никакой игры со словами Париж. В таком «произволе» суть творческого подхода к передаче каламбуров.

Приведенные примеры, число которых можно значительно уве­личить, свидетельствуют о том, что переводчики, воссоздавая ка­ламбуры рассматриваемого типа,- обычно сохраняют имена собст­венные, являющиеся в оригинале основанием для игры слов, и саму форму игры, связанную с фонетическим созвучиями. Лишь в особо трудных случаях наблюдаются исключения из этого правила. Суть исключений состоит либо в замене исходного компонента другим именем собственным, в изменении формы каламбура (например, дается игра, основанная не на созвучии, а на полисемии), либо — хотя это и случается крайне редко — в отказе от «игры с именем».

Манипуляция с заменой опорного компонента другим именем собственным производится главным образом, когда у персонажа литературного произведения есть какое-либо другое имя или когда речь идет о героях и богах греческой или римской мифологии, у ко­торых, как известно, бывает по нескольку синонимических имен (ср. Геракл, Алкид; Венера, Афродита; Диана, Артемида и т. п.).

Весьма изобретательными в этом смысле оказались Ю. Б. Корнеев и Э. Л. Линецкая, переводя следующий абзац из Шамфора: «M. De Chaulnes avait fait piendre sa femme en Hébé; il ne savait comment se faire peindre pour faire pendant. Mlle Guinault, à qui il disait son embarras, lui dit: "Faites-vous peindre en hébété" (20).

«Господин де Шон, заказав портрет своей жены в образе Венеры, Никак не мог решить, в каком же виде ему самому позировать для парного портрета. Он поверил свои мнения мадмуазель Кино, и та посоветовала: «Велите изобразить себя Вулканом» (161).

По-французски здесь дело в созвучии слова Hébé (Геба — богиня молодости и красоты у древних) и глагола hébéter — делать глупым, отуплять. По-русски словарную точность, видимо, не сохранить. Переводчики отыскали другой мифологический образ, передающий комическую пару: красавица-жена и глупо выглядящий муж. Что подходит для этой цели лучше, чем хромой рогоносец Вулкан рядом с красавицей Венерой? В русском тексте по сравнению с оригинальным изменилась форма остроты. Нет игры, основанной на созвучии; коми-


ческое заключается & намеке на внешность этой мифологической черты и щекотливые подробности их семейной жизни.

В романе «Дон Кихот» происходит такой диалог между пастухом Педро и Рыцарем Печального Образа; "... cosa en todos los días de vuestra vida, aunque viváis más años que sama.

— Decid Sarra -r- replicó don Quijote, no pudiendo sufrir el trocar de
los vocablos del cabrero.

— Harto vive la sarna — respondió Pedro.,." (113).

Пастух путает часотку (sama) с Саррой (Sana), женой библей­ского Авраама. Видимо, не найдя способа сохранить в каламбуре имя Сарры, Н. Любимов жертвует им, тем более что эта мифологи­ческая долгожительница никакой роли в романе не играет, и ее имя используется только лишь в приведенном контексте. Он строит игру слов на созвучии прилагательных древесныйдревний, ошибке в понимании слова древесный и неверном употреблении его в качест­ве определения к существительному старик. К сожалению, избран­ный Н. Любимовым ход привел к значительным амплификациям. Особенно это заметно в ответной реплике Педро, которая в ориги­нале предельно лаконична. Однако в целом изобретенный Н, Люби­мовым каламбур является заменой, в определенной степени компен-«сирующей отступление от буквального смыслового соответствия оригиналу. Читатель сам может убедиться в этом;

« —... вы за всю свою, жизнь ничего подобного не услышите,, даже если сойдете в могилу древесным старцем.

— Не древесным, а древним, — поправил его Дон Кихот; он не
мог слышать, как пастух коверкает слова.

— Я потому сказал древесный, что иное дерево любого старика
переживает, — пояснил Педро... (Ï, XII, 108)»'.

И вот, наконец, печальные примеры, еще раз подтверждающие, сколь трудно переводить каламбуры с именами собственными, осо­бенно если это имя или созвучие о ним непременно должно быть со­хранено в тексте. Даже такие виртуозные переводчики, как К>. Б, Кор­неев и Э. Л. Липецкая в двух случаях складывают оружие и прибегают

1 Для сравнения привожу перевод этого отрывка, выполненный под редакцией Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова (См.: Указ. соч.. С. 103—104):

«—... вы Не услышите ничего подобного во всю жизнь, даже если проживете дольше, чем Сарна.

— Не Сарна, а Сарра, — прервал его Дон Кихот, который не мог стерпеть, что пас­
тух так калечил слова.

— Да, но ведь Сарна еще живучей, — возразил пастух..».


к одиозной формуле «непереводимая игра слов»: "Un prédicateur de la Ligue avait pris pour texte de son sermon "Eripe nos, Domine, a luto foecis", qu'il traduisait ainsi: "Seigneur, débourbonnez-nous" (158).

Некий священник-лигер избрал темой своей проповеди слова: "Eripe nos, Domine, a luto foecis", которые он перевел следующим образом: «Господи, избави нас от Бурбонов.» (с. 119 и прим. 85 на с. 271).

В подлиннике действительно сложная игра слов построена на со­звучии имени королевской династии Bourbons, авторского неоло­гизма débourbonner (избавить вт Бурбонов) и глагола débourber (вытащить из грязи). Сходный пример встречается на с. 238 в анек­доте о господине де Мэме (фр. оригинал с. 288).

б,

формально необусловленный перевод каламбуров-созвучий

Парадоксальная зависимость от иноязычной формы опорного компонента, как правило, исчезает при- переводе каламбуров, не свя­занных с именами собственными. Результирующий компонент по-прежнему созвучен опорному, но игра слов конструируется перево­дчиком с помощью только нарицательных слов родного языка. Как в оригинале, так и в переводе такие каламбуры обычно основывают­ся на омонимии, ошибках словоупотребления, «ложной» этимологи­зации, комических сопоставлениях созвучных слов и выражений. При формальном обусловленном переводе опорный компонент ав­торского каламбура оставался в русском тексте по существу неиз­менным. Зато результанта чаще всего придумывалась переводчиком без прямой смысловой связи с соотносительной лексической едини­цей оригинала. В переводном каламбуре сохранялась лишь общая семантическая направленность первоначальной словесной игры. Теперь же появляется возможность отступать от смыслового содер­жания, присущего в оригинале не только результанте, но и стимуля­тору. Однако предоставляемая свобода приводит к смысловому сближению авторского и переводческого каламбуров и не вызывает таких значительных отступлений от буквального смысла исходного каламбура, какие наблюдаются в игре с именами собственными. Это происходит потому, что переводчик получает право выбирать опор­ный компонент из одного или нескольких синонимичных рядов, что


соответственно расширяет и выбор результант*!. Следует особо подчеркнуть общую тенденцию, характерную для перевода калам­буров-созвучий. Суть ее в том, что опорный компонент переводного каламбура обнаруживает, как правило, семантическое равенство или близость соответствующему слову оригинала, а результанта откло­няется от смысловой эквивалентности с сопоставляемой иноязычной единицей (степень отклонения выше в игре с именем собственным и ниже с нарицательными именами).

В романе Сервантеса много «каламбуров-ошибок». В них слово-стимулятор нередко подразумевается или появляется в постпозиции по отношению к результату, но в любом случае оно известно, хотя бй понаслышке, персонажу литературною произведения, который в зависимости от правильности восприятия и понимания этой лексиче­ской единицы и, конечно, в связи с функционально-стилистическими намерениями автора перевирает, искажает или видоизменяет ее. Сан-чо Панса, безграмотные крестьяне и ремесленники безбожно ковер­кают мудреные слова, услышанные из уст ученых людей, либо, эти­мологизируя на свой лад, произносят вместо этих слов другие со­звучные им лексические единицы. Так рождаются смешные калам­буры, требующие от переводчика большой изобретательности.

Переводческий прием, с которого целесообразно начать описа­ние, сводится к поиску двух созвучных слов или выражений обще­народного языка, могущих стать компонентами каламбура. Одно Из них, претендующее на роль стимулятора, подбирается как семанти» ческий эквивалент опорному компоненту иноязычного каламбура. Другое, выступающее в качестве результанты, подыскивается по созвучию первому и употребляется в несвойственном себе смысле, в непривычном контексте. Иначе говоря, -результанта представляет собой обычное слово, значение которого комично искажено. Резуль­тирующий компонент русского каламбура, как уже говорилось, мо­жет не являться смысловым эквивалентом соответствующего слова оригинала. Конечно, только аналитические цели, стоящие перед на­ми, позволяют расчленять подбор стимулятора и результанты. В сознании переводчика оба действия происходят одновременно, взаимообусловлено, опираясь на сложные, связанные между собой ассоциации.

Ключнице Дон Кихота, не знавшей слова aventuras (приключе­ния), слышится будто он произносит venturas (счастье, удача) (744), и она никак не может взять в толк, почему эти свои плачевные по­хождения хозяин именует удачами. Н. Любимов построил каламбур



на созвучии слов приключение и облегчения (II, VII, 59). Причем в оригинале и в переводе опорный компонент подразумевается.

Славный оруженосец уверяет Дон Кихота:

" — señor, ya yo tengo relucida1 a mi mujer a que me deje ir con vuestra merced...

— Reducida has de decir, Sancho,...que no relucida" (745).

В переводе найдены слова с одинаковым корнем, но разными приставками, меняющими лексическое значение игровых компонен­тов:

«— Сеньор! Я уже засветил мою жену, так что она отпустит ме­ня с вашей милостью...

— Просветил должно говорить, Санчо, а не засветил...»
(II, VIU, 60).

Комизм каламбура усиливается дополнительной ассоциацией: у глагола засветить кроме основного смысла 'зажечь что-нибудь' ('засветить свечку, свечу') есть еще и просторечное значение 'боль­но ударить кого-либо', реализуемое с дательным падежом ('засве­тить жене кулаком' и т. п.).

КоЗопас Педро рассказывает Рыцарю Печального Образа о муд­рости пастуха-студента Хризостома, умершего от несчастной люб­ви: "...puntualmente nos decía el cris del sol y de la luna..." (111— 112). Дон Кихот поправляет его: "Eclipse se llama, amigo, que no cris, el oscurecerse esos dos luminares mayores..." (c. 111—112). В переводе игра на ошибочном словоупотреблении éclipse-cris передана так:

«; —..он нам точно предсказывал солнечные и лунные смятения.

— Потемнение этих двух светил именуются затмением а не
смятением, друг мой...» (Í, XII, 107)

Разговаривая с бакалавром КаррСако, Санчо упомянул о завеща­нии, которое нельзя отменить, и употребил вместо глагола revocar (отменять, аннулировать) глагол revolcar (опрокинуть, положить на обе лопатки) (750). У Н. Любимова эквивалентной заменой яви­лась игра «завещание с припиской — завещание с опиской».

Наличие в русском языке слов иностранного происхождения по­зволяют порой почти с буквальной точностью воспроизводить ино­язычные каламбуры.

Хозяин постоялого двора, видя, что цирюльник и священник со­бираются сжечь два рыцарских романа, хранившихся у него в доме,

1 Relucido — блестящий, искрящийся; светлый (об уме), просветленный (о разуме у душевнобольных).


спрашивает: "— Pues ¿por ventura...mis libros son herejes o flemáticos, que los quiere quemar. На что цирюльник отвечает: "Cismáticos queréis decir amigo... que no son flemáticos" (395).

В русском переводе читаем:

«— Что же, по вашему,... они еретические или флегматиче­ские, коли вы хотите их сжечь?

— Схизматические должно говорить, друг мой, а не флегмати­
ческие...» (I, XXXII, 336).

Составные и сложные слова также обладают большими потенци­альными возможностями для воссоздания каламбуров.

Племянница знаменитого идальго, обращаясь к цирюльнику Ни­коласу, называет рыцарские романы libros de desventuras (дословно: книги несчастий, неудач) вместо libros de aventuras (книги приключе­ний) (58). H. Любимов удачно обыграй несколько устарелое и при­обретшее шутливый оттенок слово злоключениероманы заключе­ний (I, V, 60).

"Ошибки" в употреблейий устойчивых словосочетаний являются источником каламбуров-созвучий в языках оригинала и перевода. Один из фразеологизмов замещается созвучным ему словом, комич­но искажающим значение всей устойчивой лексической единицы.

Как-то Санчо Панса пожелал следующее: "... querría que vuestra merced me sorbiese una duda...". Дон Кихот поправил его: "Asolviese quieres decir, Sancho..." (758)

Во фразеологическом сочетании asolveer (absolver) una duda (рас­сеять сомнения) первый компонент заменен созвучным словом sorber (втягивать себя, поглотать), которое разрушает привычные внутрифразеологические связи и придает деформированному соче­танию смысл, противоположный первоначальному. В переводе все эти особенности подлинника сохранены:

«,,.я бы хотел, что'бы вы, вапц милость,...посеяли во мне одно сомнение...

— Ты хочешь сказать, рассеял, Санчо...» (II, VII, 71).
Неизменным спутником переводчика, воссоздающего каламбуры

рассматриваемого вида, остается словотворчества, формы которого
достаточно разнообразны.. ^

Дрбродущный оруженосец коверкает слрво dócil (послушный, покорный, покладистый), превращая его в fócil (ископаемое) (745). В переводе он называет себя человеком поладистым вместо покла­дистым (II, VII, 59). Н, Любимов придумывает слово, внутренняя форма которого действительно более прозрачна, чем слова-эталона.


Новая лексическая единица кажется созданной по принципу «на­родной этимологии», и поэтому она весьма уместна в речах крестья­нина.

Подражая Дон Кихоту, Санчо берет на себя смелость исправлять языковые ошибки своей жены: "Y si estáis revuelto en hacer to que decís..." Муж прерывает супругу: "Resuelto has de decir, mujer,...; y no revuelto" (734). Tepeca хотя и совершает ошибку, но она по-своему права, употребляя revuelto (запутанный, взбаламученный') вместо resuelto (смелый, решившийся на что-либо). В русском вари­анте на помощь приходит потенциальное слово, антонимичное опорному компоненту:

«— И если тебе уж так забезрассудилось...

— Заблагорассудилось должно говорить, жена, а не забезрассу­дилось...» (II, V, 50).

Создаваемое переводчиком сложное слово тоже может оказаться очень эффектным в каламбуре. В главе X II части романа Саичо спешит сообщить хитроумному идальго о едущих на ослицах кре­стьянках, которых оруженосец собирается выдать за Дульсинею и ее придворных дам: "vienen a caballo sobre tres cananeas" (773). Вместо hacaneas (невысокие лошадки). У Н. Любимова читаем: «... едут они на...свиноходцах... Ты хочешь сказать — иноходцах, Санчо» (II, X, 83). Переводчик ради большей выразительности каламбура не побо­ялся осмыслить непонятное слово cananeas.

Не следует забывать также, что на крайний случай у переводчика есть возможность воссоздавать труднопереводимые каламбуры-созвучия с помощью игры слов, основанной на полисемии.

В одной из юмористических зарисовок Шамфора есть каламбур ео рловами decouple (стройный, статный) и accouplé (причастие от глагола accoupler — совокупляться):

"М. Le dauphin avait definí le prince Louis de Rohan un prince affable, un prélat aimable et un grand dróle bien decouple. II (M. De Nadaillac) repela le propos de M. Le dauphin en substituant á la fin le mot d'accouplé á celui de decouple" (287).

Переводчики отказались от игры на созвучии и использовали два значения русского глагола совокупляться:

«Его высочество дофин сказал как-то, что в принципе Луи де Ро-гане подлинный вельможа и достойный прелат удачно совокупля­ются с большим повесой... (Господин) де Надайак... повторил фра­зу дофина, лишь слегка изменив ее: «Принц — подлинный вельмо-


жа, достойный прелат и большой повеса, который удачно совокуп­ляется» (241),

Своеобразным итогом этому разделу послужит пример, в котором варьируются рассмотренные способы перевода каламбуров-созвучий и которой лишний раз свидетельствует о том, что воссоздание словес­ной игры немыслимо без творческой изобретательности.

Неизвестные всадники взяли и план Дон Кихота с его верным слугой и, ведя их в замок герцога, осыпали бранью незадачливых странников:

«— Вам не удрать, троглодиты!

— Молчать, эфиопы!

— Не сметь роптать, антропофаги!

— Не сметь стонать, скифы, не сметь таращить глаза, лютые
полифемы, кровожадные львы!»

Санчо дорогою рассуждал сам с собой;

«Разве мы проглоднты? Разве мы недотепы и бродяги? Разве мы уж такие анафемы? Нет, мне эти названия что-то не нравятся» (II, IXVIII, 585—586)'.

В.

перевод каламбуров, основных на полисемии

У каламбуров созвучий опорный компонент и результанта всегда имеют фонетическое сходство друг с другом. Игра Же, основанная на полисемии, не связана с такой зависимостью. Как известно, суть ее в ином. Она возникает благодаря тому, что одна и та же звуковая словесная форма может иметь различное смысловое содержание. В речи обычно реализуется одно значение слова, благодаря чему достигается коммуникабельность, возможность воспринимать чужие мысли и высказывать свои. Но каждое слово многозначно и у него нередко бывают двойники-омонимы. И вот если в определенной

1 — ¡Caminad, trogloditas!

— ¡Callad, bárbaras!

— ¡Pagad, antropófagos!

— No os quejéis, escitas, ni abráis los ojos, Polifemos matadores, leones carniceros!.,.
Sancho iba diciendo entre si:

— ¿Nosotros tortolitas? ¿Nosotros barberos ni estropajos? ¿Nosotros perritas, a quien
dicen cita, cita? No me contentan nada estos nombres (885).

Примечание: cita- возглас, которым подзывают собак.


речевой ситуации реализуются, например, сразу два значения, при­сущих одной языковой форме, то в итоге может возникнуть калам­бур. Контекстуальные различия нарушают устанавливающееся в речи единство формы и содержания лексической единицы, обнару­живая ее семантическую неоднородность или противоречивость. В новой игровой конструкции результанта совсем не похожа на то, что мы видели в каламбурах-созвучиях. Она обладает собственными своеобразными характеристиками. По форме это либо то же самое опорное слово (в той же или иной лексико-морфологической форме) или словосочетание, употребленные в новом контексте и в новрм значении, либо омонимичное, слово или выражение. Стимулятор и результанта могут совмещаться в одном звуковом комплексе, употребленном единожды, и реализоваться поочередно благодаря меняющемуся контексту. В таких случаях роль ^онтекста огромна. Именно он обязывает воспринимать слово или оборот в двух значе- нцях,, апеллируя к их полисемачтичности, раскрывая двоякое содер­жание единой словесной формы.

Естественно, что язык лишь предоставляет возможность для ка­ламбурных шуток, а осуществляется она в зависимости от конкрет-ндй ситуации. Теоретически любая многозначная лексическая еди­ница, любая омонимическая пара пригодны для каламбура, но «обыгрываются» они ради.комического эффекта сообразно конкрет­ным речевым условиям и функционально-стилистическим целям. Своеобразие результирующего компонента в таких конструкциях можно проследить на следующих примерах.

В юмористической стенгазете «Рога и копыта», когда-то весьма популярной среди читателей «Литературной газеты», была помеще­на такая заметка: «Взятки педагога. Семь взяток на мизере взял пе­дагог Н. В. Бубнов, играя в преферанс». У двух одинаковых компо­нентов («взятка») игровой конструкции, употребленных в разных грамматических формах, неодинаковое содержание, обусловленное меняющимся контекстом. В заголовке слово взятка воспринимается в своем основном значении — «деньги или вещи, которые даются как подкуп должностному лицу», а во второй раз смысл иной: «кар­ты, взятые старшей картой или козырем». В другой публикации из того же раздела слово сидеть употребляется только раз, однако бла­годаря контексту поочередно реализуются два значения этого слова: оснрвное и производное — «отбывать срок наказания». «12 стульев перетаскал на квартиру с работы завбазой Хватов. «Мне не брнльян-


ты, мне сидеть!» — клялся он следователю, Желание Хватова удов­летворено».

Подобным образом в каламбуре из той же «стенгазеты» исполь­зуются омонимы очки (единица счета в спорте) и очки (прибор для улучшения зрения или для защиты глаз): «Спорт. 20 очков из 20 возможных выбил гр. Хромов из города Зобруйска. В милиции он объяснил, что с детства не любил очкариков».

Те же принципы «игры» наблюдаются и в каламбурах с устойчи­выми (фразеологическими) словосочетаниями1. Вновь все сводится к раскрытию двойного смысла, присущего одинаковому (словесно­му) комплексу. В приводимых ниже примерах фразеологизмы со­братья по перу и львиная доля неожиданно обретают не только зна­чение, закрепленное за устойчивым словосочетанием 8 целом, нд и прямой смысл, свойственный каждому слову в отдельности, t. e. в контексте «сталкиваются» значение свободного словосочетания и значение соотносительного с этим словосочетанием фразеологиче­ского оборота: «Мы с тобой собратья по перу», — сказала орлу ку­рица; «Львиная доля успеха достается Дрессировщику»3.

Даже самая общая характеристика русских каламбуров, основан­ных на полисемии, показывает, сколь широк диапазон для творче­ских поисков у переводчика. Воссоздающего подобную игру слов.

Различия в объеме и характере значений соотносительных слов языка подлинника и языка перевода, иные Омонимические связи и разная образная основа фразеологизмов — все это редко позволяет переводчику сохранять буквальную словарную точность при пере­воде таких каламбуров. Но сходство в европейских языках самих этих лингвистических феноменов — полисемия, омонимия, фразео­логия — дают переводчику возможность, отказавшись от передачи словарных соответствий между компонентами оригинального и пе­реводческого каламбура, сохранить главное — саму игру как тако­вую, как стилистический прием автора, и ее общий смысл. Предпо­ложим, в оригинале писатель высмеивает с помощью каламбура ка­кой-то отрицательный поступок персонажа. В переводе каламбур сохраняется, и обращен он против того же поступка, но насмешка может возникнуть на основе иного образа, иных слов, смысл кото-

' В данном случае речь идет не о так называемом «разложении» (деформации, ви­доизменении) фразеологических единиц, а об использовании фразеологизмов без изменения их постоянных компонентов.

2 Примеры из «Литературной газеты»


рых в отдельности не равен смыслу соответствующих лексических единиц оригинала.

Смелая субституция и отказ от сохранения буквального смысла словесной игры подлинника (причем эта субституция и отказ могут быть более или менее частичными либо полными) — вот что прино­сит успех переводчику, столкнувшемуся, казалось, с самыми «непе­реводимыми» пассажами.

Воссоздавая каламбуры, основанные на полисемии, переводчик уже не прибегает к индивидуальному словотворчеству, он выбирает готовые речевые единицы из лексического фонда общенародного языка.

Анализ конкретных примеров целесообразно начать с тех срав­нительно редких случаев, когда в переводе сохраняется,,в той или иной степени, смысл слов оригинала и игра этим смыслом.

Герцогиня советует Санчо, отправляющемуся управлять остро­вом, взять с собой осла, на что будущий «губернатор» не без ехидст­ва отвечает: "—...yo he visto ir más de dos asnos a los gobiernos, y que llevase yo el mío no sería cosa nueva" (1022).

В переводе почти идентичная игра слов:

«— Возьми-ка ты осла с собой, Санчо.,. —сказала герцогиня..,

— А что вы думаете, сеньора герцогиня?... Я сам не раз видел, как посылали ослов управлять, так что если я возьму с собой своего, то никого не удивлю» (II, ХХХ1Ц, 297).

Сравним также перевод двух отрывков из Шамфора:

"Un homme de lettres, disait Diderot, peut avoir une maîtresse qui fasse dôS livres- mais il faut que sa femme fasse des chemises" (141).

«Сочинитель, — говаривал Диро, — может завести себе любовни­цу, которая умеет состряпать книгу, но жена его должна уметь со­стряпать обед» (101). По-французски глагол faire может сочетаться с такими существительными, как книга, рубашка. В русском тексте вводится глагол состряпать и при нем дополнения: книга и обед.

Труднее было воссоздать игру слов, переводя другие пассажи из того же произведения:

"Le roi nomma M. De Navailles gouverneur de M. Le Duc de Chartres, depuis Régent; M. De Navailles mourut au bout de huit jours; le roi nomma M. d'Estrade pour lui succéder; il mourut au bout de même terme; sur quoi Benserade dit: "On ne peut pas élever un gouverneur pour M. le duc de Chartres" (256).


В оригинале игра идет на многозначности élever — возвышать и воспитывать. В русском переводе она передается за счет полисемантичности глагола образовать:

«Король назначил г-на де Навайля воспитателем герцога Шартр-ского, впоследствии регента. Через неделю после этого г-н де На-вайль умер, и король выбрал ему в преемники г-на д'Эстрада. Тот тоже умер приблизительно через столько же времени, и тогда Бен-серад сказал: «Видно, не образовался еще на свете человек, способ­ный образовать герцога Шартрского» (209).

"Le marquis de Choiseul-la Baume, neveu de Pevêque de Châlons, dévot et grand janséniste, estant très jeune, devint triste tout à coup. Son oncle, l'évêque, lui en demanda la raison: il lui dit qu'il avait vu une cafetière qu'il voudrait bien avoir, mais qu'il en désespérait. "Elle est donc bien chèfre? — Oui, mon oncle: vingt-cinq louis". L'oncle les donna à condition qu'il vît cette cafetière. Quelques jours après, il en demanda les nouvelles à son neveu. "Je Irai, mon oncle, et la journée de demain ne se passera pas sans que vous ne l'ayez vue". Il la lui montra en effet au sortir de la grand* messe. Ce n'était point un vase à verser du café: c'était une jolie cafetière, c'est-à-dire limonadière, connue depuis sous le-nom de madame de Bussy. On conçoit la colère du vieil évêque janséniste" (261).

Во французском тексте «обыгрывается» двойное значение une cafetière (кофейница и продавщицаподавальщица кофе). У рус­ского слова кофейница иная номенклатура значений. В нем нет нуж­ной связи «предмет — лицо». Поэтому переводчикам пришлось час­тично изменить род занятий молодой особы. Она стала морожени­цей. У этой словоформы есть два искомых значения: «прибор для изготовления мороженого» (предмет) и просторечное — «женщина, продающая мороженое» (лицо). Вот текст перевода:

«Маркиз де Шуазель Ла Бом, юный племянник епископа Шалон-ского, убежденного янсениста и ханжи, вдруг очень загрустил. Дядя-епископ спросил у него, в чем причина такой меланхолии. Молодой человек ответил, что ему очень хочется заполучить одну морожени­цу, но на это нет никакой надежды. «А что, цена велика?» — «Да, дядюшка: целых двадцать пять луидоров». Епископ дал племяннику деньги, но с непременным уеловием, что тог покажет ему мороже­ницу. Прошло несколько дней, и он поинтересовался, купил лиг уже маркиз предмет своих желаний. «Да, дядюшка, и завтра я обязатель­но покажу ее вам». И он действительно показал ее при выходе из церкви после мессы. Мороженица оказалось прехорошенькой —


только не той, -в которой вертят мороженое, а той, которая его про­дает. Впоследствии она стала известной под именем г-жи де Бюсси. Вообразите гнев старого янсениста!» (214).

Принц Конти, спешивший к герцогине Орлеанской, зашел на ми­нутку к герцогу де Лозену, который принимал у себя двух весьма крупных женщин, подцепленных на ярмарке. Принц остался ужи­нать, а герцогине послал записку: "Je vous sacrifie à deux plus grandes dames que vous" (270). Grande dame — и светская, знатная и боль­шая, крупная дама. Русское прилагательное высокая явно подошло переводчикам. «Я пожертвовал вами ради двух особ, еще более вы­соких, чем вы» (230).

Примером смелой и удачной субституции является перевод ка­ламбура, основанного на многозначности глагола donner:

"и a plu un moment à Madame la Duchesse de Gramont de dire que M> de Liancourt avait autant d'esprit que M. de Lauzun. M. de Créqui recontre celui-ci, et lui dit: "Tu dînes aujourd'hui chez moi. — Mon ami, cela m'est impossible. — II le faut, et d'ailleurs tu y es intéressé. — Comment? — Liancourt y dîne: on lui donne ton esprit; il ne s'en sert point; il te le rendra" (176).

Как-то раз герцогинс де Грамадон вздумалось заявить, что де Лит анкур не менее остроумен, чем де Лозен. Г-н де Креки встречает последнего и говорит:

«— Сегодня ты обедаешь у меня.

— Не могу, мой друг.

— Но так надо. К тому же в твоих интересах.

— Почему?

— У меня обедает и Лианкут. Ему отдали принадлежавшую тебе
пальму первенства по части остроумия, а он не знает, что с ней де­
лать, и, конечно, вернет ее тебе» (136).

Сущность французского каламбура заключается в сопоставлении прямого (давать) и переносного (приписывать) значений глагола donner. По-русски давать простора для такой игры не открывает. Переводчики ввели фразеологизм пальма первенства. Внутренняя форма этого устойчивого оборота с абстрактными значением не по­теряла своей семантической связи с конкретным дерево, а последнее можно передать из рук в руки.

Значительное отступление от смысла «обыгранной» в оригинале лексической единицы произошло при переводе историй о прусском короле Фридрихе II. Однажды монарх спросил одного из солдат, лицо которого было..изуродовано щрамами: «В каком, это кабаке тебя так изукрасили?». Воин ответил: "Dans un cabaret où vous avez


payé votre é


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: