Развитие зарубежной психологии в XX веке (психоанализ, аналитическая психология, индивидуальная психология)

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии - психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания представлениями о форме существования психического: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание тоже ею не отрицается: оно - свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психологией стоит и проблема личности, ибо содержание бессознательного играет решающую роль в выяснении ценности личности.

Психоанализ З. Фрейда (1856—3939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого - начала нынешнего столетия. Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает З. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиографиям и др.). Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появляется широкий интерес к бессознательному - не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии. Взгляды З. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» - «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе, той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную - естественную концепцию человека.
Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIXв. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. З. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лондоне в 1939 г.
Занимаясь неврозами, главным образом истерией, З. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгеима. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт пост гипнотического внушения произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895 г.), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842—1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.
В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории З. Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть. Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), двигательных расстройств, оговорок, забываний и т.п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет темное Оно. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Одновременно общественные явления психологизируются. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии и деструкции. Именно противоречия, научно не обоснованные утверждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже приверженцев Фрейда - Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о бессознательном в психоанализе.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название - глубинная психология - это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук

Первая фундаментальная, знаменовавшая собой открытие психоанализа работа З. Фрейда "Толкование сновидений" (1900) была напечатана небольшим тиражом - 600 экземпляров, для распродажи которых потребовалось восемь лет. Осенью 1902 года он пригласил к себе домой для обсуждения своих идей четырех врачей - Макса Кахане, Рудольфа Рейтлера, Вильгельма Штекеля и Альфреда Адлера. С этого времени начались регулярные дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название "Психологическое общество по средам".

Весной 1908 года "Психологическое общество по средам" превратилось в "Венское психоаналитическое объединение", члены которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З. Фрейд опубликовал такие свои работы, как "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Бред и сны в "Градиве" И. Иенсена" (1907), а также ряд статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам.
В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась "Встреча по фрейдовской психологии", впоследствии получившая название I Международного психоаналитического конгресса. На этой встрече присутствовали 42 человека, было прочитано 9 докладов учеными и практикующими аналитиками из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, было принято решение об издании первого психоаналитического журнала - "Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований".

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • 1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • 2. эти влечения преимущественно бессознательны;
  • 3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • 4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • 5. конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • 6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[

Зигмунд Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики:

  • Замещение
  • Реактивное образование
  • Компенсация
  • Вытеснение
  • Отрицание
  • Проекция
  • Сублимация
  • Рационализация
  • Регрессия

Защитное поведение помогает человеку защититься от тех проблем, которые он не может решить и позволяет ему уменьшить тревогу от угрожающих событий (потеря самооценки, любви ближних, близкого человека и т.д.) делает возможным его уход от пугающей реальности, или трансформации этой угрозы. На некоторое время защитный механизм просто необходим, так как человек в этот момент не может решить возникшую проблему, но если со временем человек так и не может решить эту проблему, то этот защитный механизм может стать препятствием личностного развития, при этом поведение человека становится нерациональным, он может вредить сам себе или уходит от реальности и от тех проблем, которые в ней существуют, т.е. сами защитные механизмы часто порождают новые проблемы, при этом основную свою проблему человек прячет, а иногда подменяет ее другими “псевдопроблемами”. Фрейд в свое время выделял семь защитных механизмов:

· Подавление желаний – изъятие желаний из человеческого сознания, при невозможности его удовлетворения; подавление редко бывает полным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва и т. д.). Психическая энергия подавленных желаний находиться в теле человека независимо от его сознания и очень часто находит выход в разного рода заболеваниях. Результатом подавления часто является демонстративное безразличие к данной области, реальности;

· Отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как не соответствующего реальности. При этом очень часто человек пренебрегает формальной логикой.

· Рационализация – построение приемлемых моральных, логически обоснованных аргументов для объяснения и оправдания антиобщественных видов поведения, мыслей, поступков или желаний;

· Инверсия – это подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположным (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

· Проекция – проецирование своих собственных качеств, мыслей, чувств на другого человека. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это и даже не хочет понять, что эти же качества присущи на самом деле ему.

· Изоляция – отделение проблемы от остальной части психики, что в дальнейшем может привести к раздвоению личности.

· Регрессия – возвращение к более раннему, иногда примитивному способу реакции на внешнее раздражение. Регрессия часто проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, отстаивая свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. 0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание;
  2. 1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;
  3. 3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;
  4. 6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье;
  5. с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: