Глубинная психология

Общая характеристика современных психологических школ

Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей человеческой дея­тельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых то­чек зрения, возникающих в психиатрии, и открытий в фи­зиологии нервной системы зарождающаяся наука психоло­гия стала искать новые направления исследований.

Новые психологические концепции, нередко проти­воречащие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основа­тель того или иного направления.

Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатле­ниями детства.

Для других это было существо-субъект, кото­рое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную ему судьбу.

Третьи рассматрива­ли его как общественное существо, поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партне­рами или с группой, к которой он принадлежит.

Одни при­давали главное значение развитию поведения, другие – перцептивным процессам, третьи – деятельности.

Чтобы лучше понять пути развития психологии к началу XXI века, полезно будет сделать краткий обзор вклада, вне­сенного каждым из этих основных ее направлений.

Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью»сознания, в «глубинах» индивида. Онавключает в себя психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

К основным тезисам глубинной психологии относятся следующие:

1) ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное;

2) влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры;

3) психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами;

4) баланс между инстинктами и культурными нормами устанавливается посредством защитных механизмов психики;

5) причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения – в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личнос­ти, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду(1856 – 1939). После длительных наблюдений за своими больны­ми он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в началеXX века.

В частности, Фрейд утверждал, что:

– наше поведение в значительной сте­пени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений);

влечения обус­ловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворе­ния на уровне сознания;

желания, про­должающие действовать без участия сознания, проявляются в сно­видениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адек­ватного поведения, а также оказывают влияние на выбор про­фессии или на творчество.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наиболь­шей степени ввиду различных социальных ограничений. По Фрейду, именно они побуждают людей дей­ствовать. Именно благодаря их энергии (либидо) происхо­дит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясня­ются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

По мнению Фрейда, причиной невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения является нарушение баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

В таких случаях задачей психоаналитической терапии является осознание пациентом подлинной причины невротического симптома, что должно повлечь за собой его исчезновение.

Учение З. Фрейда находит свое продолжение в неофрейдистких концепциях. Последователи Фрейда делают главный упор на социаль­ное значение кризисов, происходящих в процессе форми­рования индивидуума (Э. Эриксон).

В целом, достижения психоаналитического направления привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанноеАльфредом Адлером (1880 – 1937). Она исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются егоцели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личнойвласти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных нормповедения.

Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) вошел в историю психологии как создатель целого направления – аналитической психологии. Под последней К.Г. Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую психоанализ, индивидуальную психологию и многие другие направления. Он считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причём в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные.

К основным положениям аналитической психологии можно отнести следующие:

1) каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт);

2) помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению;

3) основу коллективного бессознательного составляют архетипы (образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции), которые организуют и направляют психические процессы;

4) либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д.

По мнению К.Г. Юнга сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапиянаправлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: