Курс лекций по психологии 6 страница

Факторы окружающей среды. С каким бы потенциалом ни ро­дился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совер­шенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в са­мом начале жизни интеллектуальные функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или ме­нее эффективно взаимодействовать со своим физическим и со­циальным окружением. При этом ситуации, в которые он попа­дает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.

Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

социального статуса семьи, связанного с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и пове­денческими особенностями различных социальных групп;

* особенности питания ребенка, его достаточность или недостаточность для полноценного развития;

Тема лекции: «ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

План лекции:

1. Психоанализ (фрейдизм).

2. Бихевиоризм и необихевиоризм.

3. Гуманистическая психология.

4. Аналитическая психология.

5. Концепция личности в духовно ориентированной психологии

Рекомендуемая литература:

1. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Изд-во Института транс­персональной психологии, 1993.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: По­литиздат, 1975.

3. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педа­гогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. — М.: Просвеще­ние — Владос, 1994.

4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Ме­щерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

5. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.М. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1994.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропо­логии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.

8. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. — М.: Наука, 1989.

9. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. — Педаго­гика-Пресс, 1993.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.

11. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — СПб.: Кентавр, 1994.

12. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994.

Личность есть системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми своими прирожденными и приобретенными свойствами.

А.Н. Леонтьев (1903-1979), российский психолог

Категория личности, исследуемая в различных планах многи­ми общественными науками, для психологии является базовой. Психические явления, формируясь, развиваясь и проявляясь в про­цессе жизнедеятельности человека, интегрируются в целостную систему на уровне исторического субъекта — личности. Через ана­лиз жизнедеятельности человека психология призвана раскрыть психологический склад личности, ее духовный мир.

Общепризнанной концепции личности в психологии нет и вряд ли таковая появится в обозримом будущем. В настоящее время имеется множество концепций личности, несоизмеримых друг с другом: как соотнести, к примеру, марксистское понимание лич­ности человека как совокупности общественных отношений с хри­стианским пониманием личности как основы образа Божия в че­ловеке? В литературе наличие множества концепций личности объясняется сложностью самого феномена личности, но очевид­но, что объяснение лежит несколько в другой плоскости. Разные трактовки личности связаны с различным пониманием человека и смысла его бытия в мире.

В широком плане личность человека является интегральной це­лостностью биогенных, социогенных, психогенных и духовных ком­понентов. В большинстве теорий личность рассматривается как определенная структура психики, формирующаяся в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. В зави­симости от базовых методологических установок подчеркивается доминирование либо биологических, либо социальных компонен­тов личности, либо их своеобразное сочетание:

• во фрейдизме (3. Фрейд), фрейдомарксизме (В. Райх и др.). бихевиоризме (Дж. Уотсон и др.) главное внимание уделяется

биологическим компонентам, получившим к тому же весьма свое­образную интерпретацию;

• в неофрейдизме (Э. Фромм и др.), необихевиоризме (Б. Скиннер) сочетанию социальных и биологических компонентов;

• в советской психологии (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев) социальной деятельности личности.

Как видим, для психологии XX в. наиболее характерным яв­ляется рассмотрение личности только в горизонтальной плоско­сти: биологическое — социальное.

Наряду с этими концепциями во второй половине XX в. по­явились теории, в которых делается акцент на самоценности лич­ности (гуманистическая психология К. Роджерса, А. Маслоу), ее космическом измерении (С. Гроф). И наконец, восстанавлива­ется в правах никогда окончательно не опровергнутое, но в свое время вытесненное из сферы научно-психологического анализа объемное измерение человека, в котором учитывается не только горизонтальный пласт его жизни, но и вертикаль его бытия, т.е. духовное измерение личности {В.П. Зинченко, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков).

Рассмотрим более подробно концепции личности, разработан­ные в рамках основных направлений в психологии XX в.

1. Психоанализ (фрейдизм)

Психоаналитическая концепция личности изложена 3. Фрей­дом в таких работах, как «Я и Оно», «Введение в психоанализ», «Психология бессознательного», «По ту сторону принципа удо­вольствия».

Трактовка личности разрабатывалась им в рамках биогенети­ческого подхода, поскольку в основе развития личности 3. Фрейд Рассматривал биологические процессы созревания организма, в ходе которых происходит становление трехкомпонентной структуры психики.

В психической структуре личности 3. Фрейд выделил три уровня: нижний — бессознательное, обозначенное им («Оно»);

• средний — предсознательное «(«Я»);

• верхний — сознательное («СВЕРХ-Я»). Фрейд исходит из того, что бессознательное является самым инным уровнем психики, который определяется влечениями, биологически заложенными в организме. По своему содержанию сознательное представляет собой внутреннюю стихию психических процессов, скрытых от сознания влечений, инстинктов аффектов, врожденных эмоций.

Фрейд считает, что бессознательное «Оно» составляет законо­мерную и неизбежную фазу процессов нашей психической дея­тельности. Он выделяет следующие особенности бессознательного;

• оно формируется на протяжении всей жизни человека пу­тем вытеснения из сознательного;

• обладает динамической силой и энергией и никогда ее не теряет;

• носит невербальный характер и словесно не выразимо;

• прямой доступ бессознательного в сознательное закрыт. Сознательное «СВЕРХ-Я» формируется, согласно концепции

3. Фрейда, под влиянием социальных норм и запретов и представ­ляет собой мощную силу, удерживающую человека от поступков, которые хочется делать, и заставляющая совершать поступки, ко­торые делать не хочется.

Связывающим звеном между бессознательным «Оно» и созна­тельным «СВЕРХ-Я» выступает предсознательное «Я», осуществ­ляющее отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира. В предсознателъном «Я» представлены психические процессы мышления и памяти. Содержание предсознательного «Я» получает вербальное (словесное) оформление, пройдя цензуру, которая ле­жит на границе «Оно» и «СВЕРХ-Я». Не прошедшие испытание психические элементы вновь вытесняются в сферу бессознатель­ного.

Рассуждения 3. Фрейда носили умозрительный характер. Са­ми наименования различных уровней психики — «Оно», «Я», «СВЕРХ-Я» — являются метафорами, столь же метафоричны и объяснения принципов их функционирования. Фрейд считал, что бессознательное «Оно» функционирует по принципу удовольствия. Предсознательное «Я» — по принципу реальности, ибо знает, что при неверном поступке последует наказание. Сознательное «СВЕРХ-Я» — по принципу долженствования. В этой модели лич­ности обращается внимание на многоплановость мотивационных структур человеческого поведения, на представленность в этих структурах биологического («Оно»), индивидуально-личностного («Я») и социального («СВЕРХ-Я») уровней организации личности.

Психическую структуру личности 3. Фрейд представлял как динамическую систему, в которой «Оно» обладает энергией воз­буждения, а «Я» и «СВЕРХ-Я» — энергией торможения.

Как считал 3. Фрейд, сознательный уровень психических про­цессов находится с бессознательным в состоянии постоянного конфликта, создающего невыносимое напряжение для психики. этого напряжения «Я» спасается с помощью специальных психологических защит.

Психологическая защита проявляется в стремлении человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.

Механизм психологической защиты связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности. Фрейд описал следующие механизмы психологической защиты: сублимация, ра­ционализация, вытеснение, отрицание, изоляция, проекция и регрессия.

Сублимация представляет собой подсознательную замену одной, запретной или практически не­достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворять актуальную потреб­ность. Сущность сублимации заключается в переключении энер­гии на цели социальной деятельности или культурного творчества. Но сублимация не осуществляется раз и навсегда, она требует по­стоянного расхода энергии для поддержания подавления запрет­ных желаний, а подавленное постоянно стремится найти выход. Некоторые истерические и психосоматические симптомы вызва­ны подавлением.

Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком сво­их желаний, поступков, в действительности вызванных причина­ми, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В част­ности, она связана с попыткой снизить ценность недоступного: не получив страстно желаемого, человек убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Рационализация состоит в нахождении при­емлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей и дей­ствий. Рационализация, по 3. Фрейду, — это способ принять дав­ление «СВЕРХ-Я», она скрывает истинные мотивы и делает наши действия социально приемлемыми, но препятствует личному ро­сту, ибо не дает работать с истиной, которая часто бывает не очень приятной.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая трево­жит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, про­тиворечащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке.

вытеснение — наиболее универсальный способ избегания внут­реннего конфликта путем активного выключения из осознания в том, что они слишком мало интересуются своими реальными «Я». Они не любят себя и потому вырабатывают «механизмы бегства», вместо того чтобы заняться истинной самореализацией.

2. Бихевиоризм и необихевиоризм

Личность человека, с точки зрения представителей бихевиориз­ма, таких, как Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др., есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному индивиду.

Общая схема этого подхода примерно такова: любой данный индивид развивается в некоторой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются как эле­менты среды. Связь «индивид — общество», по существу, ничем не отличается от связи «организм — среда». Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации, уравновешивания, подкреп­ления и т.д. Личность рассматривается как совокупность устой­чивых форм поведения и способов мышления, ко­торые определяют приспособление индивида к среде. Правда, ут­верждается, что воздействия социальной среды более сложны, чем физической среды, так же как и более сложны ответы индивида. Однако уровень сложности не меняет сути дела. При таком под­ходе в исследованиях личности просматривается схема «организм — среда» и мало что меняется, если вместо слова «организм» упот­ребляется слово «личность», а к слову «среда» прибавляется опре­деление «социальная».

Поскольку личность рассматривалась как организованная и от­носительно устойчивая система навыков, то о личности в соб­ственном смысле слова, ее структуре в бихевиоризме речь не идет. Бихевиористы в лице своего основоположника Дж. Уотсона и его последователей утверждали, что, манипулируя внешними раздра­жителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любы­ми константами поведения. Отрицалось значение не только при­рожденных факторов, но и собственных убеждений индивида, установок и отношений личности — всей многогранности ее внутренней жизни.

Человек понимался прежде всего как реагирующее, действую­щее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведения. Различные ситуации вызывают

различные реакции. Каждая индивидуальная реакция на предыдущем опыте и генетических особенностях. Бихевиористы занимаются не причинами и мотивами поведения только самим поведением. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. В бихевиоризме введены понятия «оперантное обусловливание» и «подкрепление».

Оперантное обусловливание — это процесс формирования и поддерживания определенного поведения посредством его следствий. Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции. Подкрепление может быть как негатив­ным, так и позитивным. Позитивный стимул усиливает желатель­ную реакцию, негативный — гасит нежелательную реакцию.

Наиболее эффективным способом контроля за поведением яв­ляется награда. Наказание информирует о том, чего не надо де­лать, но не сообщает о том, что надо делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают, они всегда сохраняются замаскированными или со­провождаются другими формами поведения, которые помогают избежать дальнейшего наказания. Данные положения нашли при­менение в практике управления как орудие воздействия руково­дителя на подчиненных. Такие факторы, как зарплата, стремле­ние человека сделать карьеру, желание сохранить свою самооценку и статус и другие, поддаются контролю со стороны руководителя. Система поощрения и наказаний основывается как на обобще­нии реальной практики руководства, так и на исследованиях по­ведения, проведенных в рамках бихевиористской концепции личности.

3. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология, или «третья сила» в психологии, возникшая в 50-х гг. XX в., противопоставила свое понимание личности человека и психоаналитической, и бихевиористской трактовке личности. С психологической точки зрения, как отме­чают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается также и с этических позиций. Гуманистическая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно — любовь, творчество «Я», высшие ценности бытия, становление, развитие, смысл, пси­хическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с име­нами К. Роджерса и А. Маслоу.

Основные принципы гуманистической психологии сводятся к сле­дующему.

1. Личность человека не может быть сведена ни к его основ­ным инстинктам, как в психоанализе, ни к поведенческим навы­кам, как в бихевиоризме.

2. Природа человека никогда не может быть определена полно­стью, человек всегда стремится к реализации всех возможностей.

3. Человек един и целостен. Эта целостность «Я» создает уни­кальный характер переживаний каждого человека. В человеке не­возможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

4. Самым важным источником информации является субъ­ективный психический опыт человека, доступный ему через его осознание «здесь и теперь».

Из этих принципов гуманистической психологии вытекают этические принципы, согласно которым межличностные отноше­ния должны основываться на взаимном признании того, что каж­дый человек — творец своей собственной жизни, поэтому каждый человек должен признавать и ценить внутренний субъективный мир другого и себя. В жизни человек должен нести ответствен­ность за свои поступки.

Сторонники гуманистической психологии понимают под лич­ностью «функциональную организацию тех психических систем, существующих в индивиде, которые определяют характеристики поведения и мысли. «Я» — это наиболее важная психическая система личности».

«Я» как центральное понятие в структуре личности, включаю­щее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы соб ственного развития, представлено в двух формах (рис. 9).

«Реальное Я» человека формируется на основе разнообразного опыта, который переживает человек в своем общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.

«Идеальное Я» содержит представление человеком самого себя таким, каким ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей.

К Рождерс ввел понятие «конгруэнтность» для обозначения со­ответствия и согласия между «реальным Я» человека и его чувства­ми мыслями и поведением. Конгруэнтность означает точное со­ответствие опыта, осознания и сообщения.

Довольно часто люди ведут себя не конгруэнтно: говорят одно, думают другое, чувствуют третье, а делают четвертое. Им скучно на деловом совещании, они понимают, что оно бесполезно и плохо подготовлено, но продолжают сидеть и исполнять свои роли. Изображают трудовой энтузиазм, не испытывая его. Охвачены завистью к более удачливому коллеге, а демонстрируют дружеские чувства и т.д. Неконгруэнтность определяется как неспособность не только воспринимать мир, но и точно выражать свой опыт. Не­конгруэнтность может ощущаться как тревожность, напряжение, а иногда — как внутреннее замешательство. Постепенно расхож­дение между реальностью и тем, что переживается субъективно, становится столь значительным, что человек не может нормаль­но работать и устанавливать нормальные отношения между людь­ми. Неконгруэнтный человек не может разобраться в том, что ему хочется, и не может понять, чего от него требуют окружающие. Он недоволен своими коллегами, но и они недовольны им. Он себя считает скромным — его считают высокомерным. Он дума­ет, что он расчетливый, а его считают трусливым. Он видит себя принципиальным — его считают глупым. Неконгруэнтность за­трудняет взаимопонимание в процессе делового общения.

В работе К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становле­ние человека» представлены его итоги познания людей, озна­комление с которыми поможет существенно улучшить отноше­ния между людьми. Наиболее важные итоги познания людей следующие:

• не получится ничего хорошего, если человек будет представ­лять из себя того, кем на самом деле не является. Отношения с дру­гими людьми не будут эффективными, если человек старается соблюсти фасад, т.е. снаружи действовать по одному, в то время как внутри чувствовать совершенно другое. Налаживанию отноше­нии не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрываются злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе человек враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг или неуверенность.

Большинство ошибок в межличностных отношениях могут быть объяснены тем, что внешне поведение человека не соответствует, его внутреннему ощущению;

• человек добивается большего успеха в отношениях с други­ми людьми, когда он остается самим собой, принимая себя таким каков он есть. Полезно разрешить себе быть самим собой в отнощениях с людьми, знать, какие реальные чувства испытываешь по отно­шению к партнеру по общению, и принять их как факт, т.е. знать, когда наступает предел терпения, желание манипулировать, раз­дражение и т.д. Когда человек принимает все эти отношения как факт, как часть самого себя, тогда его отношения с другими людь­ми становятся реальными, т.е. тем, чем они действительно явля­ются. Реальные же отношения жизненны и они обычно развива­ются;

• исключительно важно постараться понять другого челове­ка. Непонимание других людей связано с тем, что первая реакция на большинство утверждений других людей чаще состоит в их не­медленной оценке, чем понимании. В процессе общения проис­ходит постоянное оценивание высказываний собеседника: «это пра­вильно», «это глупо», «это ненормально», «это неверно», «это не­хорошо», вместо того чтобы попытаться понять, какой смысл это высказывание имеет для собеседника;

• в процессе общения нужно делать все возможное, чтобы была обратная связь, т.е. чтобы собеседники сообщали о своем мнении, чувствах, личном восприятии ситуации;

• нужно не только понимать другого человека, но и принимать его, что сделать весьма сложно, поскольку очень многие подверже­ны штампу: «Каждый человек должен чувствовать, думать и ве­рить так же, как и я». Нужно принимать различия между людьми и право каждого человека реализовывать свой жизненный опыт по-своему, как бесценные возможности жизни.

Стремление человека к самовыражению и самосовершенство­ванию в гуманистической психологии выражается понятием «са­моактуализация». Актуализация своих возможностей и способно­стей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценно­стей, которые выступают для них как жизненно важные потреб­ности. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движе­ние вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникших на пути к высокой цели. Жизнь такого человека является максималь­но насыщенной.

Выделим признаки самоактуализации, наиболее важные для лич­ности человека и общения.

2 Эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующи­еся люди обладают поразительной способностью распознавать ложь (неискренность, что, отметим, является очень ценным в общении. Их восприятие гораздо в меньшей степени, чем у неактуализирующихся личностей, подвержено влиянию желаний, потребностей и предубеждений. Это обусловливает их здравомыс­лие, способность видеть истину, умение приходить к верным зак­лючениям.

3. Спонтанность, простота, естественность, приятие себя и дру­гих. Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, не стараясь произвести впечатление на других лю­дей. Им чужды всякая поза, лицемерие, неискренность, притвор­ство, желание произвести впечатление. Они не хотят казаться луч­ше, чем они есть, и живут по принципу «быть», а не «казаться». Комментируя этот принцип, российский психолог М.Е. Литвак проводит такую аналогию: для того чтобы казаться выше, можно встать на цыпочки, но долго так не простоишь. Для того чтобы «казаться», затрачивается впустую много сил и энергии, которые могли бы быть использованы для творческого роста. Самоактуа­лизирующиеся люди принимают себя и других со всеми недостат­ками, умеют мириться с ними, жить в мире с самим собой и дру­гими людьми.

4. Отстраненность и автономность. Самоактуализирующиеся люди объективны, для них более важны проблемы внешнего по­рядка, чем внутренние переживания. Они способны к такой кон­центрации, которая делает их отстраненными и хладнокровными. Неудачи и поражения не вызывают у них всплеска негативных эмоций, естественного для обывателей. И даже в самые трудные минуты они умеют сохранять благородство и гордость, что было бы невозможно, если бы они не имели собственного мнения о си­туации, а во всем полагались бы на мнения других людей.

Автономность самоактуализирующихся личностей — это не толь­ко независимость, но и самоопределение, самоуправление, способности к принятию ответственности, активный поиск решений стремление не быть пешкой в чужой игре. Самоактуализирующийся человек сам формирует свои мнения и суждения, сам прини­мает решения и сам отвечает за них, сам определяет и проклады­вает свою дорогу в жизни. А. Маслоу обращает внимание на то что многие люди утратили способность к самоопределению и го­товы позволить управлять и манипулировать собой. В результате они испытывают приступы беспомощности, слабости. Такое без­волие в деловых отношениях может привести к драматическим последствиям.

5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию — уни­версальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек — это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками.

А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирую­щихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуали­зации:

• постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что хотим делать. Талант и даже боль­шой талант — это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого;

• при каждом выборе — решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное — значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Вы­бирать рост — значит открывать себя новому неожиданному опы­ту, что связано с риском;

• становиться реальным, существовать фактически, научить­ся быть в гармонии со своим внутренним миром. Решать для себя, нравятся ли тебе самому определенные вещи, независимо от мне­ний и точек зрения других. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними. Тогда чело­век сможет сделать правильный выбор профессии и определять свою жизнедеятельность;

• обнаружение психологических защит (рационализация, про­екция, вытеснение и т.д.) и разрушение их.

Самоактуализация — это процесс, не имеющий конца, это спо­соб жизни, работы и отношения с миром, а не единичные дости­жения.

4. Аналитическая психология

Основоположника аналитической психологии К.Г. Юнга рас­сматривают как предтечу трансперсональной психологии, посколь­ку он считал, что человек в процессе индивидуализации может преодолеть узкие границы своего «Я» и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству.

В единой психической структуре личности К.Г. Юнг выделяет следующие компоненты:

• сознание, связанное с личностным «Я»;

• коллективное бессознательное;

• индивидуальное бессознательное.

Сознание индивида может функционировать только на основе коллективного бессознательного, которое является огромным ду­ховным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга.

В отличие от индивидуального бессознательного, которое яв­ляется относительно поверхностным слоем сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное в обычных условиях не может быть осознано, поскольку оно не было ни вытеснено, ни забыто. Само по себе, отмечает К.Г. Юнг, коллективное бессо­знательное вообще не существует, поскольку оно является только возможностью, которая передается генетически через структуры мозга. Коллективное бессознательное представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрирова­ны архетипы, выступающие регуляторами психической жизни.

Архетипыформальные образцы поведения или символические образы, на основе которых формируются конкретные, наполнен­ные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни со­знательной деятельности человека. Передаваясь по наследству вме­сте со структурой мозга, они являются ее психическим аспектом, представляя собой системы установок, являющихся одновре­менно и образами, и эмоциями. По поэтическому выражению Юнга, архетипы — это корни души, опущенные в мир в целом. Архетип как таковой отличается от его переработанных сознанием

форм — мифов, сказок, коллективных идей и т.д. Он представлял собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его осознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием то индивидуального сознания, на поверхности которого возникает. Итак, архетипы представляют собой:

• генетически обусловленные структуры мозга;

• результат предшествующего филогенетического опыта;

• бессодержательные априорные (доопытные) формы психики-

• совокупность коллективных идей, образов, представлений наиболее распространенных мифологем, выражающих «дух времени»;

• канал связи индивидуального сознания с сознанием всего человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: