Возможность и действительность

Эти категории выражают изменчивость мира, активность материи, переход ее из одних состояний в другие.

Действительность – это все то, что существует. Это единство единичного и общего, сущности и явления, содержания и формы, необходимого и случайного. Возможность – это то, что в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью. Таким образом, возможность - это тенденция развития действительности, а действительность –это реализованная возможность и основа для новых возможностей. Категории возможности и действительности выражают этапы процесса развития (*возникновение и развитие жизни на Земле: сложившиеся некогда условия создали возможность для появления простейших живых организмов, содержавших в себе возможность появления более сложных форм жизни).

Существуют разные виды возможностей:

- реальная – закономерная тенденция развития, связанная с объективной необходимостью,

- формальная – связана со случайностью. Формальная возможность может с течением времени стать реальной и превратиться в действительность (*полет в космос 1000 лет назад – 50 лет назад – сейчас).

Степень возможной реализации данного события при данных условиях выражается категорией «вероятность». Степень вероятности исчисляется на шкале от 0 до 1 или от 0 до 100%.

[теория вероятности соотносится с законом больших чисел: действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая (*эксперимент с монетой: из 24000 бросаний = 12012: 11988 – симметричность монеты и большое число случаев приводит к равной реализации обеих возможностей; *среди новорожденных в целом 106 мальчиков: 100 девочек].

7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

- на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

- на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

- на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

- позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

- связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

- связан с процессом смены научных теорий.

Категории «единичное, особенное, общее»:

- являются методологическим основанием нозологии – учения о болезнях и их классификации;

- философским категориям «единичное» и «общее» соответствуют медицинские понятия «специфическое» и «неспецифическое».

Диалектика сущности и явления в медицинском познании проявляется:

- в возможном несовпадении объективных показателей, данных инструментального и лабораторного исследования с симптомами и субъективными жалобами пациента;

- в развитии профилактической медицины: для определения признаков состояния здоровья, первых признаков болезни.

Категории «причина» и «следствие» являются основными при решении одной из основных проблем теоретической медицины – проблемы причинности. В решении этой проблемы сложилось несколько основных направлений:

1) монокаузализм (греч. monos – один и лат. causa – причина). Возникновение этого направления связано с открытием микробов как возбудителей болезни, его представители пытаются дать механистическую трактовку принципа причинности, считают, что обнаружение инфекционного возбудителя болезни равносильно ее объяснению;

2) кондиционализм (лат. conditio – условие) утверждает, что нет причин болезней, есть условия, стечение которых приводит к возникновению болезни. Все условия (пол, возраст, наследственная предрасположенность, особенности анатомического строения и мн. др.) равноправны в объяснении происхождения болезни;

3) с точки зрения диалектического подхода, причина понимается как некоторый фактор, действующий на фоне разнообразных условий. Патогенных факторов как таковых в природе не существует, но в определенных условиях любой фактор может стать патогенным.

Диалектика понятий «содержание» и «форма» в биологии и медицине проявляется как соотношение структуры и функции, морфологии и физиологии.

Категории «необходимость» и «случайность» лежат в основе эволюционно-исторического подхода в медицинском познании. Его основные принципы:

- болезнь – закономерное явление в существовании живого, но это не означает необходимого и обязательного ее проявления в жизни конкретного организма;

- болезни человека неотделимы от его истории и эволюционируют вместе с ним.

Эти положения лежат в основе проблемы естественного и искусственного патоморфоза болезней – одной из важных проблем теоретической медицины, как. Патоморфоз – историческое изменение течения и степени тяжести болезней. В естественном патоморфозе участвуют как биологические, так и социальные факторы. Примеры: эпидемии чумы и холеры в связи с появлением в эпоху Средневековья городов с единой системой водоснабжения, большой скученностью населения, антисанитарией и т.д.; убыль кишечных инфекций при улучшении санитарных условий; распространение инфекций, ранее носивших очаговый характер, в связи с распространением межнациональных и межконтинентальных контактов и т.д. Искусственный Патоморфоз – это изменение течения старых болезней и возникновение новых в связи с деятельностью человека. Примеры: расширение круга аллергических заболеваний в связи с появлением и расширением сферы использования химических веществ; применение антибиотиков привело к появлению «вторичных» заболеваний (дисбактериозы и др.); появление профессиональных болезней, промышленных интоксикаций, синдрома «хронической усталости» и др.

Диалектика возможности и действительности имеет огромное значение в профилактической медицине, в предупреждении болезней. В переводе с языка медицины на язык философии проблема профилактики болезней – это проблема устранения условий превращения возможности болезни в действительность (* современная медицина успешно борется даже с некоторыми формами наследственной патологии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: