Категории диалектики

Уже Г. Гегель отмечал, что познание развивается путем восхождения от абстрактного к конкретному: общие идеи, но мере их наполнения содержанием, обретают практический смысл, начинают работать в форме понятий (категорий).

Напомним, что категории – всего лишь общие понятия и потому они существуют только в сознании. Они отражают одноименные стороны, отношения, свойства объективной реальности в формах мышления.

Основное отличие категорий диалектики от других философских категорий состоит в том, что диалектические категории воспроизводят в сознании развитие мира, всеобщую взаимосвязь явлений. Этим объясняется и тот факт, что категории диалектики существуют парами – они соотносительны.

Единичное и общее. Категория «единичное» отражает отдельно существующие явления. Любое явление, взятое в целом, уникально. Категория «единичное» и акцентирует наше внимание на неповторимости своеобразия отдельного явления, предмета. Познать отдельную вещь, процесс значит воспроизвести в сознании их специфику.

Однако нельзя абсолютизировать индивидуальность явления. Иначе мы отгородим явления друг от друга, и мир предстанет как простое собрание несвязанных между собой явлений. В таком мире отсутствует закономерный порядок. Он есть абсолютный хаос.

Понятие «единичное» взаимосвязано с понятием «общее». Единичное явление неповторимо как определенная целостность, но в самой этой целостности имеются признаки, которые существуют и у других явлений. Понятие «общее» отражает в сознании признаки, присущие некоторому множеству отдельно взятых явлений.

Философы вплоть до Г. Гегеля пытались сформулировать сущность соотношения единичного и общего. Одни придерживались мнения, что реально существует исключительно единичное, другие полагали, что настоящей реальностью обладает лишь общее (Платон, средневековые философы-реалисты).

На самом деле единичное и общее реально существуют в равной степени. Вот только общее не способно существовать отдельно от единичного. «Общее» – это понятие, отражающее свойства определенного масштаба. Если масштаб невелик, «общее» называют «особенным», если масштаб неограничен – «всеобщим».

Общее содержится в единичном. Единичное в ходе развития может превращаться в общее, и наоборот.

Сущность и явление. Категория «сущность» отражает внутреннее, относительно устойчивое состояние предмета, процесса. Если вернуться к предшествующей паре категорий, то можно сказать, что сущность выражает общее в единичном. Сущность предметов скрыта от наших чувств. Мы познаем сущность предметов с помощью разума. Разум, как идеальный скальпель, рассекает мысленно отдельные, единичные предметы, чтобы выявить их общность. Так как сущность никогда не лежит на поверхности, то обнаружением ее призвана заниматься наука. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, всякая наука была бы излишней.

Категория «явление» выражает внешний способ существования сущности. Через явление сущность представляет себя, проявляется. Явление всегда богаче сущности по совокупности характеристик, что затрудняет процесс познания.

Сущность раскрывается в различающихся явлениях. Понятие «движение», к примеру, включает различные способы изменения: от простого перемещения до превращения веществ. Сущность финансов проявляется не только в денежной форме, но и во множестве других выражений: ценные бумаги, векселя, облигации, акции и т.п.

Процесс познания мира развивается от знания явлений к знанию сущности. Неисчерпаемость мира выражается в понятиях «сущность первого порядка», «сущность второго порядка» и т.д. От сущности первого порядка познание движется к сущности n-го порядка. На определенном уровне сущности мы открываем законы, потом пытаемся понять взаимосвязь законов.

Причина и следствие. Категории «причина» и «следствие» составляют основу принципа детерминизма: все происходящие в мире изменения имеют свою причину

Категория «причина» выражает взаимодействие, приводящее к определенным изменениям. В понимании причины важно именно то, что она представляет собой не действие, а взаимодействие. Золото обретает функцию денег только в условиях товарного производства. Количество денег при натуральном хозяйствовании существенно не влияет на цены, ибо рынок имеет случайный характер.

Категория «следствие» отражает результат действия некоторой причины. Под следствием понимают изменения, происшедшие под действием причины. Причин без следствий не может быть.

Диалектическое учение о причине и следствии базируется на принципе саморазвития. Саму же диалектику причинно-следственных отношений раскрывают следующие связи.

1. Причина предшествует следствию генетически. Следствие появляется не ранее начала действия причины, поскольку оно обусловлено ее действием.

2. Причина порождает следствие. Следствие, развиваясь, превращается в новую причину. Так формируется цепь причин​но-следственных отношений. Не следует делить явления мира на множество причин и множество следствий.

3. Одна и та же причина может проявляться в различных следствиях, что связано с разнообразием условий действия причины.

4. Одно и то же следствие может иметь разные причины.

Причинно-следственные связи многообразны, и это их многообразие создает предпосылки для определенной путаницы не только в обыденном, но и в философском сознании. Фальсификация причинно-следственных связей идет по трем основным направлениям.

1. Причинно-следственную зависимость отождествляют с временной последовательностью явлений, выдавая без объяснения предшествующее действие за причину, а последующее – за следствие.

2. Причинно-следственную связь отождествляют с функциональной зависимостью. Функция типа у = f(х) устанавливает такое соотношение значений двух множеств (х и у), при котором определенному значению первого (х) соответствует определенное значение второго (у). Столь строгий порядок и порождает стремление истолковать функциональную зависимость в качестве причинно – следственной связи. Но на самом деле не всякое функциональное соотношение является причинно-следственным.

3. Причинно-следственную связь отрицают, считая, что решающим фактором всех изменений являются условия. Они определяют характер и направление изменений.

Условия в самом деле играют важную роль в развитии. Условия – факторы развития: внутренние и внешние обстоятельства действия, благополучные и неблагополучные, достаточные и недостаточные, активные и пассивные, существенные и несущественные. Но нельзя подменять причину и следствие условиями их отношений.

Детерминизму как мировоззренческой позиции противостоят индетерминизм и кондиционализм. Индетерминизм отрицает объективный характер причинно-следственной связи. Кондиционализм заменяет причину условиями.

Необходимость и случайность. Диалектические категории «необходимость» и «случайность» важны не только для научного и философского понимания мира, но и для индивидуального сознания человека.

По проблеме необходимости и случайности в истории философской мысли противостояли две точки зрения: фатализм и волюнтаризм. Фатализм абсолютизирует в жизни общества и человека необходимость, отрицает случайность. Волюнтаризм же абсолютизирует волевую, активную деятельность человека, недооценивает объективные закономерности развития природы и общества.

Диалектическое понимание необходимости и случайности существенно отличается от метафизического. Диалектика исходит из того, что категория «необходимость» отражает логическую последовательность развития, обусловленную внутренними причинами. Категория «случайность» фиксирует в мышлении нарушение логической последовательности развития.

Необходимость и случайность с диалектической точки описываются следующими признаками:

- они присущи всем формам бытия, то есть универсальны;

- они всегда причинно обусловлены;

- случайность образуется на пересечении двух и более необходимостей, что позволяет считать ее продолжением необходимости. Необходимость переходит в случайность;

- случайность способна также превращаться в необходимость, о чем свидетельствует развитие, например, живой природы. Мутации – случайные изменения, но те из них, которые обеспечивают лучшее приспособление организма, закрепляются в наследственности. Случайный выигрыш может стать стартом успешного бизнеса.

Не было бы в мире случайностей – его развитие было бы похоже на запрограммированный процесс.

Возможность и действительность. Категория «возможность» характеризует совокупность предпосылок появления нового из существующего. Развитие – это процесс возникновения нового явления в результате накопления и сочетания определенного множества его предпосылок.

Понятие «предпосылки» включает составные элементы нового явления и условия их функционирования. Категория «действительность» определяет фактический статус нового явления, тот уровень его развития, который описывается соответствующими признаками в достаточной мере.

Возможность рыночной экономики складывается в недрах натурального хозяйства. Однако уровень производства и потребления при натуральном ведении хозяйства не делает рынок необходимостью. Производительность труда низкая, структура потребностей подавляющей массы населения предельно простая. Излишки обмениваются на самое необходимое, а так как излишков немного и они непостоянны, то рыночные отношения имеют в основном случайный вид. Такую возможность называют формальной или абстрактной.

Развитие науки, техники приводит к промышленной революции. Ручной труд вытесняется машинным. Повышение производительности труда делает излишки устойчивыми и значительными. Обмен из случайности превращается в необходимость. Создается реальная возможность рыночной экономики. Для того чтобы экономика стала рыночной, а не псевдорыночной, необходимы достаточная покупательская способность (высокий платежеспособный спрос основной части населения) и нормальная конкуренция производителей. Соблюдение данных условий обеспечит действительность рыночной экономики.

Возможности разделяют не только на формальные и реальные. Дифференцируют прогрессивные и негативные возможности. Разнообразие возможностей усложняет прогнозирование, делает любой прогноз относительным, условным.

Возможность и действительность соединяются понятием «вероятность». Вероятность позволяет количественно оценивать характер перехода возможности в действительность, прогнозировать развитие различных сфер социальной жизни, что существенно укрепляет позиции разума в познании мира.

Содержание и форма. Познание – это прежде всего стремление описать явление как факт, установить его взаимоотношения с другими явлениями. Само явление предстает в двух аспектах – со стороны содержания и формы.

Категория «содержание» определяется как совокупность всех элементов, их взаимодействий и вызываемых ими изменений в данном материальном образовании.

Категория «форма» выражает способ существования содержания и вид его проявления, поэтому говорят о внутренней форме – способе организации элементов содержания и внешней форме – способе выражения содержания как определенной целостности.

Категории «содержание» и «форма» диалектически взаимосвязаны. Между ними могут возникать противоречия (например, форма способна отставать в своем развитии от содержания). Идеальное соотношение между ними – их соответствие друг другу.

Разрешение противоречий между содержанием и формой может протекать по-разному – от полного отвержения старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. В последнем случае форма модернизируется. Например, капитал существует в разных формах собственности. Он может быть в форме госсобственности, акционерной, индивидуальной, совместной с иностранными гражданами, стопроцентной иностранной.

Примечательно, что содержание не жестко детерминирует форму явления. Одно и то же содержание может воплощаться в различных формах, в зависимости от условий, традиций и степени активности самой формы развития. Активность формы – важнейший фактор оптимизации процесса развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: