Основные гносеологические концепции

СЕНСУАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ РАЦИОНАЛИЗМ ИНТУИТИВИЗМ СИНТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Основу познания составляют чувства (чувственный опыт) Основой познания является разум Основой познания является интуиция Основой познания являются чувства, разум и интуиция

»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Таблица 7. Что такое рациональное познание?

Историческая эпоха Природа рационального познания
Античность Идеи – это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность – это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель).
Средние века Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номиналисты). Общее представляет собой мысли – обобщения, концепции (концептуалисты).
Новое время Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это – рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможности логики (Кант). Мысли – это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка)
Новейшее время Мышление – это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
ХХ век Рациональное познание – это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменология). Логика – это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики).

(В. Канке. Философия. – М., 2004. С. 325)

Таблица 8. Что такое истина?

Историческая эпоха Природа истины
Античность Истина – это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)
Средние века Бог, вот что является истиной
Новое время Истина – это соответствие чувств и идей фактам
ХХ век Истина – это открывающаяся сущность вещи (герменевтика). Истина – это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).

(В. Канке. Философия. – М., 2004. С. 326)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: