СЕНСУАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ | РАЦИОНАЛИЗМ | ИНТУИТИВИЗМ | СИНТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ |
Основу познания составляют чувства (чувственный опыт) | Основой познания является разум | Основой познания является интуиция | Основой познания являются чувства, разум и интуиция |
»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Таблица 7. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха | Природа рационального познания |
Античность | Идеи – это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность – это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель). |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номиналисты). Общее представляет собой мысли – обобщения, концепции (концептуалисты). |
Новое время | Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это – рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможности логики (Кант). Мысли – это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) |
Новейшее время | Мышление – это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
ХХ век | Рациональное познание – это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменология). Логика – это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики). |
(В. Канке. Философия. – М., 2004. С. 325)
Таблица 8. Что такое истина?
Историческая эпоха | Природа истины |
Античность | Истина – это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) |
Средние века | Бог, вот что является истиной |
Новое время | Истина – это соответствие чувств и идей фактам |
ХХ век | Истина – это открывающаяся сущность вещи (герменевтика). Истина – это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). |
(В. Канке. Философия. – М., 2004. С. 326)