1. Рассчитать по паспортным данным номинальный момент двигателя.
Технические данные исследуемого двигателя 2ПН90МУХЛ4: PН = 1 кВт; nН = 3150 об/мин; U = 220 B; hН = 0,725; Rя = 2,52 Ом; Rв = 92 Ом.
2. Подать напряжение на двигатель нажатием кнопки «Вкл.» на правой панели стенда.
3. Установить с помощью кнопок ” Установка напряжения питания электрических машин ” (левая панель) номинальное напряжение якоря.
Поддерживать при выполнении пунктов 6, 8, 10 напряжение на двигателе необходимо постоянным.
4. Запустить двигателя, переводя переключатель ступеней пускового реостата «Пуск двигателя» из положения " 1 " в положение " 7 ".
5. Нажать кнопку «Вкл. нагрузки» (левая панель стенда).
6. Снять естественную характеристику двигателя, изменяя ручкой «Регулировка нагрузки» момент в пределах от нуля до 1,1 МНОМ. Занести результаты измерений в табл. 1.
Таблица 1
IвН = А | |||||||||
Опыт | М, Нм | ||||||||
IЯ, А | |||||||||
n, об/мин | |||||||||
Расчёт | I, A | ||||||||
P 1, Вт | |||||||||
Р 2, Вт | |||||||||
h, % |
7. Построить по данным табл. 1 рабочие характеристики двигателя: n = f (P 2); P 1 = f (P 2); M = f (P 2); h = f (P 2); I = f (P 2).
8. Снять искусственную характеристику двигателя, изменяя момент нагрузки в указанных пределах при введённом в цепь возбуждения сопротивлении (сила тока Iв = 0,9 Iвн устанавливается ручкой «Регулировка возбуждения»). Занести результаты измерений в табл. 2.
Таблица 2
М, Нм | 0,5 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | ||||
IЯ, А | ||||||||
n, об/мин |
9. Построить по данным табл. 1, 2 естественные и искусственные скоростные n = f (Iя) и механические характеристики n = f (M).
10. Установить номинальное значение тока возбуждения, повернув ручку «Регулировка возбуждения» по часовой стрелке до упора. Установить момент нагрузки М = 0,5 Мн. Снять регулировочную характеристику двигателя n = f(Iв), изменяя ток возбуждения, при U = const, M = const. Занести результаты измерений в табл. 3. При снятии характеристики необходимо следить за тем, чтобы ток якоря и частота вращения двигателя не превышали допустимых значений.
Таблица 3
Iв, А | |||||||
n, об/мин |
11. Построить по данным табл. 3 регулировочную характеристику n = f (Iв) двигателя.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Отчет по лабораторной работе должен включать:
– электрическую схему для снятия характеристик двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением;
– паспортные данные исследуемого двигателя и протоколы измерений (табл. 1, 2, 3);
расчетные формулы, используемые в работе;
– результаты расчетов (табл. 1);
– кривые зависимостей по пп. 7, 9, 11;
– выводы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Опишите принцип работы ДПТ.
2. Что произойдет, если при работе с малой нагрузкой ДПТ параллельного возбуждения оборвется цепь обмотки возбуждения?
3. Назовите причины искрения под щетками и способы его уменьшения.
4. Назовите причины возникновения и способы предотвращения кругового огня.
5. Как можно понизить пусковой ток ДПТ параллельного возбуждения?
6. Назовите способы регулирования скорости ДПТ с параллельным возбуждением.
7. Какие зависимости называются рабочими, скоростными и регулировочными характеристиками ДПТ?
8. Какой из способов реверсирования ДПТ с параллельным возбуждением мощностью 100 кВт вы бы рекомендовали?
9. Назовите режимы электрического торможения ДПТ. В каких из них способен работать ДПТ параллельного возбуждения? Последовательного возбуждения?