Свойство саморегулирования вращающего момента асинхронного электродвигателя
Оно заключается в том, что при изменении момента нагрузки на валу автоматически изменяется и вращающий момент двигателя, восстанавливая нарушенное равновесие моментов.
Рассмотрим процессы, происходящие при этом в двигателе.
Предположим, что внезапно увеличился момент сопротивления на валу двигателя МС . Ротор начнет затормаживаться, и его скорость вращения снижаться n 2¯. При этом скольжение ротора будет возрастать S . Увеличение скольжения вызовет увеличение ЭДС ротора Е 2 и возрастание тока ротора I 2 в его проводниках. В свою очередь возрастут электромагнитные силы, действующие на проводники с током ротора со стороны вращающегося поля статора. Таким образом, вращающий момент ротора увеличится М и уравновесит момент сопротивления. Описанный переходный процесс может быть записан следующей формулой:
МС - n 2¯ - S - Е 2 - I 2 - М (М=МС).
Понимание свойства саморегулирования - ключ к пониманию всех характеристик асинхронного двигателя.
|
|
Механической характеристикой называют зависимость частоты вращения вала двигателя от момента на его валу n 2= f (M) или S = f (M).
Для асинхронных двигателей эта зависимость устанавливается при помощи формулы Клосса:
,
где - максимальный (критический момент двигателя;
S и SK - соответственно, текущее и критическое скольжение;
Cm - постоянная машины;
Ф - магнитный поток машины;
Е 2 Н и X 2 Н - соответственно ЭДС и реактивное сопротивление ротора, соответствующие критическому моменту.
Механическая характеристика изображена на рис. 59. На характеристике можно выделить четыре характерные точки:
1 Точка идеального холостого хода. В ней М =0, S =0;
2 Точка номинального режима работы. В ней М=МН, S=SН. Значения n 2 Н и МН можно определить по каталожным данным двигателя;
3 Точка максимального или критического момента. В ней М=Мm, S=SK. Данная точка характеризует перегрузочную способность двигателя.
Рис. 59 |
В каталогах для определения параметров данной точки приводится величина кратности критического момента двигателя:
.
Величина кратности позволяет определить максимально возможный момент двигателя.
4. Точка пуска. В ней М=МП, S =1. Данная точка характеризует пусковые свойства двигателя. В каталогах для определения пусковых свойств приводится величина кратности пускового момента двигателя:
.
В каталогах приводится также коэффициент кратности пускового тока
который позволяет определить величину тока двигателя в момент пуска.
Из приведенных данных видно, что двигатель обладает неплохими пусковыми и перегрузочными свойствами. Однако пусковой ток его достигает значительных величин. Пяти - семикратный ток в течение нескольких секунд может вызвать перегрев обмоток двигателя. Для двигателей большой мощности может оказаться даже невозможным запуск от имеющейся в распоряжении сети.
|
|
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что вращающий момент (в т.ч. и пусковой) двигателя существенно зависит от напряжения. Это видно из соотношения
,
так как поток Ф машины определяется напряжением, а ЭДС Е 2 Н ротора зависит от потока. Отсюда следует, что момент машины пропорционален напряжению в квадрате:
Существенная зависимость момента машины от напряжения сети определяет особенности эксплуатации машин. При пуске двигателей от сетей выполненных «тонким и длинным» проводом, что свойственно для сетей сельскохозяйственного назначения, в линейных проводах сети (благодаря их высокому полному сопротивлению) при значительных пусковых токах возникают значительные потери напряжения D U. Это ведет к отклонению напряжения на зажимах двигателя от номинального
Снижение напряжения вызывает квадратичное уменьшение пускового момента двигателя. Так, например, при отклонении напряжения всего на 10% момент двигателя составит то есть уменьшится на 19%.
В соответствии с ГОСТ в момент пуска двигателя предельное значение отклонения напряжения не должно превышать 20%. Выполнение этого условия проверяют при проектировании сетей.
Таким образом, для правильной эксплуатации двигателей необходимо обеспечивать для них минимально возможный момент при запуске.