Никита Николаевич моисеев

(1917 – 2000)

Академик РАН, крупный специалист в области механики, прикладной математики, теории управления. Известен работами в области баллистики, динамики ракет и спутников, движения твердого тела, содержащего жидкость, асимптотических методов нелинейной механики, системного анализа, теории гравитационных волн. Разработал методы математического исследования глобальных систем и явлений. Широко использовал имитационное моделирование для исследования глобальных процессов. Выдвинул идею коэволюции человека и биосферы.

331. «Постепенно мы начинаем понимать, что общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки всех оснований своего планетарного бытия. Я думаю даже, что мы находимся в преддверии смены характера самой эволюции биологического вида хомо сапиенс. Может быть, даже на пороге нового этапа антропогенеза. Возникающие время от времени академические дискуссии пока еще только фиксируют нарастающее неблагополучие, но они пока очень далеки от раскрытия всей глубины происходящего. А тем более неспособны предложить ему какую-либо альтернативу. Еще никто не рискнул продемонстрировать настоящую правду (хотя многие уже догадываются о ней) во всей ее обнаженной непривлекательности, и мы только подходим к пониманию того, что человечество уже исчерпало тот потенциал своего развития, который оно получило при завершении предыдущего этапа антропогенеза. Его завершение я связываю с утверждением кроманьонца в качестве единственного претендента на право называться предком современного человека (каким он и оказался на самом деле)…

Я совершенно не исключаю фатального исхода человеческой истории. Если люди не смогут преодолеть тех реликтов неандертализма, первобытной дикости, агрессивности, без которых человечество было бы неспособным выжить в предледниковые эпохи, то такой исход может наступить уже не в столь отдаленном будущем. Но отказ от них будет означать такую же смену характера своего эволюционного развития, которая началась еще в глубинах каменного века». [ 88, 13-14].

332. «Я не берусь предсказывать, каким будет облик мира и образ человечества даже в ближайшие десятилетия, но глубоко убежден в том, что людям будет куда легче совершить переход человечества в новое состояние, если угодно, в новую фазу антропогенеза, если оно окажется достаточно вооруженным не только конкретными знаниями, но и определенной мировоззренческой парадигмой. Духовному миру человека понадобятся определенный настрой, ориентация на новую структуру ценностей». [ 88, 14].

333. «Мы говорим о Смутном времени в России, и такое словосочетание не только вполне оправдано, но и воспринимается обществом как естественное выражение реальности. Но задумывались ли мы, что уже, вероятно, настало время говорить о том смутном времени, которое надвигается на все планетарное сообщество. А выход из любого смутного времени требует утверждения некой ясности, некой общей цели и общего понимания, пронизывающего духовные миры всего множества людей, населяющих планету. Такое понимание, как показывает история человечества, приходит чаще всего (если приходит) в результате действия стихии человеческих страстей и моря крови. Пример тому - результаты религиозных войн в Европе, стоивших жизни двум третям населения Германии. Но, может, есть и другой путь? Во всяком случае, такой вопрос непременно должен быть поставлен, и люди обязаны попытаться его решить! И для его осознания могут оказаться нужными философские системы и «картины мира». А вероятнее всего, и некоторая общая «философия выживания» или «стратегия человечества!». [ 88, 15].

334. «Люди очень разные, как и цивилизации, которые возникают на планете. И была бы не только утопичной, но и трагичной любая попытка унификации цивилизаций, духовных устремлений, да и просто желаний. И в то же время человечество едино – оно часть биосферы и взаимодействует с ней как целое, как единый биологический вид. Значит, человечество объективно нуждается в том, чтобы при всем удивительном (и необходимом для его развития) разнообразии и направленности желаний, стремлений, действий отдельных людей, народов, цивилизаций эти векторы имели некоторую общую составляющую». [ 88, 15].

335. «Сегодня мы еще не располагаем достаточно развитой теорией, описывающей взаимоотношение общества и Природы, и не готовы делать далеко идущие предположения, а тем более долгосрочные прогнозы. Но нельзя не видеть, что нужная человеку теория активно развивается, и уже существуют ее отдельные фрагменты и разрабатываются методы, позволяющие отвечать на многие насущные вопросы. Но в настоящее время необходимы еще и общая точка зрения на пути дальнейшего развития общества, и переосмысливание многих у становившихся взглядов на взаимоотношение Природы и общества и место человека в биосфере». [ 88, 216].

336. « Необходимо дать себе отчет в том, что в результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие (точнее – квазиравновесие) естественных природных циклов, восстановить которое теми методами, которыми мы владеем сегодня, - невозможно. У человечества есть две очевидных альтернативы восстановления равновесия. Либо перейти к полной автотрофности, т.е. поселить человека в некой техносфере, либо уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу примерно в 10 раз… ни одна из этих альтернатив не может быть реализована ни сегодня, ни в обозримое время». [ 91, 13].

337. «… пока не поздно, необходимо вложить в понятие «устойчивое развитие» иной смысл, отличный от того, что предлагают политики и экономисты. На самом деле мы должны говорить не об устойчивом развитии, а о Стратегии человечества, его совокупных действиях, способных однажды обеспечить коэволюцию человека и окружающей среды. Ее разработка мне представляется самой фундаментальной проблемой науки за всю историю человечества. Может быть, вся история человеческих знаний, нашей общей культуры всего лишь подготовительный этап для решения этой задачи, от реализации которой зависит и сам факт сохранения в биосфере нашего вида». [ 91, 17].

338. ««Творческая энергия человека создает все новые и новые биогеохимические циклы, вовлекая в них запасы, накопленные биосферами прошлых тысячелетий и миллионнолетий. Сначала – медь, железо, позднее ископаемые углеводороды. По существу, все технологические цепочки, созданные гением человека, суть новые природные циклы. Они меняют все биосферные ритмы, перекраивают лик Земли, ее ландшафты. К началу ХХ века, по выражению В.Вернадского, человечество превратилось в основную геологообразующую силу планеты. В середине ХХ в. оно начинает вовлекать в кругооборот веществ в природе те запасы радиоактивных элементов, которые Земля получила в момент своего рождения в виде космического тела. Не будет большим преувеличением считать, что ныне рождается новое космическое тело, обладающее совсем новыми свойствами». [ 90, 38].

339. «Кризис во взаимоотношениях природы и общества стремительно нарастает, и образование должно далеко выходить за рамки узкого профессионализма. Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет нам избежать катастрофических последствий кризиса, который неумолимо надвигается. А может, и избежать самого кризиса!». [ 89 ].

340. «В какой уж раз в истории антропогенеза развитие технических возможностей оказывается несогласованным с возможностями Природы. И всякий раз человечество оказывается неготовым встретить во всеоружии очередной кризис. И даже предугадать его неизбежность и подготовиться к ней. Вот и сейчас становится все более очевидной необходимость новых запретов, новых табу, т.е. формирования новой нравственности, способной восстановить утраченный режим коэволюции». [ 89 ].

341. «Ничего другого, по своей целостности и логике сравнимого с системой моделей физики, человечество еще не придумало». – Цит. по: [ 77, 67].

342. «В национальных программах «устойчивого развития», которые распространены сегодня, не должны фиксироваться ценности западного мира как некоторые абсолютные ценности, годные для всей планеты. Но самым тщательным образом следует изучать универсалии устойчивого развития и разрабатывать систему специальных мер, необходимых для их утверждения в сознании различных цивилизаций».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: