В соответствии с законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностей. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процесс семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
В соответствии с ФГТ к структуре ООП дошкольного образования одним из компонентов в структуре образовательного процесса ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников.
|
|
Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников служат нормативные документы, закрепляющие основу взаимодействия:
· Закон РФ «Об образовании»;
· Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
· Устав ГБДОУ;
· Лицензия на образовательную деятельность;
· Свидетельство об аккредитации;
· Договор ГБДОУ с родителями и лицами их заменяющими.
· Положение о родительском комитете.
Ø Перспективный план взаимодействия ГБДОУ.
Форма работы | Содержание работы | Ответственный | ||
Блок 1. РЕКЛАМНЫЙ Задачи: пропаганда и популяризация дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием. | ||||
День открытых дверей | Презентация ДОУ в рамках общего родительского собрания Посещение ДОУ родителями, просмотр открытых занятий в группах. Проведение досугов | Заведующая, воспитатели ДОУ | ||
Ведение сайта в Интернете | Сайт с подробным описанием спектра услуг; программ, технологий; проводимых мероприятий; достижениях педагогов и детей; инновационной работе в ДОУ. | Заведующая, назначенный ответственным на учебный год | ||
Горячая линия | Консультации по телефону: - информирование родителей о работе ДОУ; Разъяснения порядка приема ребенка в ДОУ. | Заведующая. | ||
Блок 2.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | ||||
Анкетирова- ние | - «Здравствуй детский сад» при поступлении ребенка в ДОУ - Удовлетворенность родителями ДОУ | воспитатели | ||
Социальный паспорт ДОУ | Социологическое исследование состава семьи воспитанников. | Воспитатели | ||
Форма работы | Содержание работы | Ответственный | ||
Блок 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ | ||||
Наглядная педагогичес- кая пропаганда | Информационные стенды для родителей: «Моя семья» (вопросы воспитания); «Советы Доктора Айболита»; «Мы любим музыку», «Защита прав ребенка» (по страницам конвенции о защите прав и достоинств ребенка),«Охрана труда», «ГО и ЧС», «Пожаробезопасность». Групповые стенды: Обязательные: «Режим дня», «Наши занятия, должностные обязанности воспитателя и мл. воспитателя, инструкция охраны жизни и здоровья детей, психологические особенности возраста. По потребностям педагогов и запросам родителей: «День рождения», «Что мы узнали в этом месяце», «Спасибо!», оперативные актуальные темы в группе) и т.п. Групповые выставки: «Детское творчество» (рисунки, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд). «Тематические проекты» (речевое творчество детей, коллективные работы, работы и поделки семей). | воспитатели ДОУ | ||
Родительские собрания | Организационные (в начале уч. года), так же по запросу родителей информация о ДОУ, сотрудниках, программах и технологиях; предметно-развивающей среде, о планах на предстоящий год; организационные вопросы. Тематические групповые: 4 раза в год Установочное: выборы актива группы, представителей родительского комитета, знакомство с основными психологическими особенностями детей возраста группы, работа со специалистами, организационные вопросы; Тематические: во всех группах, ежеквартально Итоговое: подведение результатов работы группы, развитие детей на данном возрастном этапе, особенности работы в летний период, значение активного отдыха ребенка для укрепления здоровья | Заведующая, воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета | ||
Заседания родительского комитета | Проводится не менее чем три раза в год, и по запросу родителей. Решаются актуальные проблемы в работе ДОУ, рассматриваются текущие оперативные вопросы. | Заведующая Сентябрь, январь, май | ||
Методические мероприятия | - Консультации по интересующим родителей темам; - Участие родителей в подготовке праздничных утренников; и досугов для детей, выставках; - Индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями. - Клуб «Развиваемся, играя» (проводится 3-4 раза в год) Призван обогатить знания родителей, повысить их компетентность в вопросах психологии, дошкольной и коррекционной педагогике. Дать родителям конкретные рекомендации и советы, практические умения работы с детьми. Работа клуба способствует выработке единого подхода в воспитании, обучении и развитии ребенка дома и в детском саду. | Заведующая, воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета Воспитатели ДОУ | ||
Блок 4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах | ||||
Планирование | - Подписание родительских договоров - Работа родительского комитета ДОУ, - | Заведующая, воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета | ||
Проведение досуга | - Традиционные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» - Клуб «Хозяюшка» (секреты домашней кухни + общение в неформальной обстановке) - 23 февраля совместно с мужчинами семьи; - Сезонные выставки; | Муз. Руководитель Воспитатели | ||
Участие родителей в педагогичес- ком процессе | Открытые занятия в группах с участием родителей, творческие задания для совместного выполнения с детьми; индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями. | воспитатели ДОУ, родители | ||
Блок 5. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ Задачи: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов. | ||||
Методические мероприятия с педагогами | 1. Консультация для молодых специалистов «Работа с семьёй»: психолого-педагогический анализ проблемы, нормативно-правовой аспект, основная документация, формы взаимодействия с семьёй. 2. Правила проведения анкетирования, исследований состава семьи (этические нормы и правила). 3. Индивидуальные беседы с педагогами по вопросам работы с родителями. 4. Деловые игры и тренинги | Заведующая | ||
Самообразо- вание педагогов | самостоятельное изучение литературы по проблемам семейного воспитания; включение вопроса просвещения родителей в самоанализы воспитательно-образовательной работы каждого педагога | |||
Блок 6. КОНТРОЛЬНЫЙ Задача: анализ результативности взаимодействия педагогов ДОУ с семьёй | ||||
Воспитание культуры педагогичес- кого общения | Система тренингов, коррекционно-психологических занятий и игр для повышения педагогического мастерства, культуры общения (преодоление психологического барьера или налаживания отношений с семьями воспитанников, в том числе с «неконтактными» родителями) | воспитатели | ||
Сбор аналитичес- кого материала | тесты, опросы, анкетирования педагогов и родителей | воспитатели | ||
Обмен опытом | заседания родительского комитета; участие родителей в дискуссионно-практическом клубе «Развиваемся, играя», | Заведующая, председатель родительского комитета | ||
Планирование | Перспективное и календарное планирование работы с родителями с учетом аналитических, эмпирических и методических материалов | |||
Блок 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (опекуны, дети-инвалиды, неблагополучные семьи) Задача: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями, где имеются дети инвалиды, дети, находящиеся на усыновлении или под опекой. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и их заменяющих представителей. Оказывать социальную поддержку данным семьям. | ||||
Сбор аналитического материала | -Выявление детей оставшихся без попечения родителей (сообщать о них в течении 3 дней в органы опеки и попечительства) -Постановка на учет семей нуждающихся в социальной помощи. -Проведение контрольного обследования условий воспитания и материального содержания подопечных детей (октябрь, март) -Предоставление актов в органы опеки и попечительства в отдел опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних. -обобщение сведений по организации летнего отдыха подопечных. | Заведующая, воспитатель, ответственный за ведение соц. работы | ||
Участие родителей (опекунов) в педагогичес- ком процессе | Открытые занятия в группах с участием родителей, домашние задания для совместного выполнения с детьми; индивидуальная работа с родителями | воспитатели ДОУ, родители | ||
Психолого-педагогическое просвящение родителей | индивидуальные консультации по вопросам развития и воспитания ребенка специалистами ДОУ; участие в педагогическом процессе: наблюдения на занятиях, в режимных моментах участие в праздниках и развлечениях; медицинские консультации врача педиатра, старшей медсестры. | |||
|
|
|
|
|
|