Работа с родителями

В соответствии с законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но равноответственными участниками образовательного процесса.

Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностей. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процесс семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

В соответствии с ФГТ к структуре ООП дошкольного образования одним из компонентов в структуре образовательного процесса ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников.

Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников служат нормативные документы, закрепляющие основу взаимодействия:

· Закон РФ «Об образовании»;

· Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

· Устав ГБДОУ;

· Лицензия на образовательную деятельность;

· Свидетельство об аккредитации;

· Договор ГБДОУ с родителями и лицами их заменяющими.

· Положение о родительском комитете.

Ø Перспективный план взаимодействия ГБДОУ.

Форма работы Содержание работы Ответственный
Блок 1. РЕКЛАМНЫЙ Задачи: пропаганда и популяризация дошкольного образования, охват максимального числа детей общественным дошкольным воспитанием.
День открытых дверей Презентация ДОУ в рамках общего родительского собрания Посещение ДОУ родителями, просмотр открытых занятий в группах. Проведение досугов Заведующая, воспитатели ДОУ
Ведение сайта в Интернете Сайт с подробным описанием спектра услуг; программ, технологий; проводимых мероприятий; достижениях педагогов и детей; инновационной работе в ДОУ. Заведующая, назначенный ответственным на учебный год
Горячая линия Консультации по телефону: - информирование родителей о работе ДОУ; Разъяснения порядка приема ребенка в ДОУ. Заведующая.
Блок 2.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Задачи: выявление воспитательно-образовательных потребностей населения, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Анкетирова- ние - «Здравствуй детский сад» при поступлении ребенка в ДОУ - Удовлетворенность родителями ДОУ воспитатели
Социальный паспорт ДОУ Социологическое исследование состава семьи воспитанников. Воспитатели
Форма работы Содержание работы Ответственный
Блок 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Наглядная педагогичес- кая пропаганда Информационные стенды для родителей: «Моя семья» (вопросы воспитания); «Советы Доктора Айболита»; «Мы любим музыку», «Защита прав ребенка» (по страницам конвенции о защите прав и достоинств ребенка),«Охрана труда», «ГО и ЧС», «Пожаробезопасность». Групповые стенды: Обязательные: «Режим дня», «Наши занятия, должностные обязанности воспитателя и мл. воспитателя, инструкция охраны жизни и здоровья детей, психологические особенности возраста. По потребностям педагогов и запросам родителей: «День рождения», «Что мы узнали в этом месяце», «Спасибо!», оперативные актуальные темы в группе) и т.п. Групповые выставки: «Детское творчество» (рисунки, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд). «Тематические проекты» (речевое творчество детей, коллективные работы, работы и поделки семей). воспитатели ДОУ
Родительские собрания Организационные (в начале уч. года), так же по запросу родителей информация о ДОУ, сотрудниках, программах и технологиях; предметно-развивающей среде, о планах на предстоящий год; организационные вопросы. Тематические групповые: 4 раза в год Установочное: выборы актива группы, представителей родительского комитета, знакомство с основными психологическими особенностями детей возраста группы, работа со специалистами, организационные вопросы; Тематические: во всех группах, ежеквартально Итоговое: подведение результатов работы группы, развитие детей на данном возрастном этапе, особенности работы в летний период, значение активного отдыха ребенка для укрепления здоровья Заведующая, воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета
Заседания родительского комитета Проводится не менее чем три раза в год, и по запросу родителей. Решаются актуальные проблемы в работе ДОУ, рассматриваются текущие оперативные вопросы. Заведующая Сентябрь, январь, май
Методические мероприятия - Консультации по интересующим родителей темам; - Участие родителей в подготовке праздничных утренников; и досугов для детей, выставках; - Индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями. - Клуб «Развиваемся, играя» (проводится 3-4 раза в год) Призван обогатить знания родителей, повысить их компетентность в вопросах психологии, дошкольной и коррекционной педагогике. Дать родителям конкретные рекомендации и советы, практические умения работы с детьми. Работа клуба способствует выработке единого подхода в воспитании, обучении и развитии ребенка дома и в детском саду. Заведующая, воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета Воспитатели ДОУ
Блок 4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ Задачи: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах
Планирование - Подписание родительских договоров - Работа родительского комитета ДОУ, - Заведующая, воспитатели ДОУ, председатель родительского комитета
Проведение досуга - Традиционные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» - Клуб «Хозяюшка» (секреты домашней кухни + общение в неформальной обстановке) - 23 февраля совместно с мужчинами семьи; - Сезонные выставки;   Муз. Руководитель Воспитатели
Участие родителей в педагогичес- ком процессе ­ Открытые занятия в группах с участием родителей, ­ творческие задания для совместного выполнения с детьми; ­ индивидуальная работа с родителями с повышенными познавательными потребностями. воспитатели ДОУ, родители
Блок 5. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ Задачи: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов.
Методические мероприятия с педагогами 1. Консультация для молодых специалистов «Работа с семьёй»: психолого-педагогический анализ проблемы, нормативно-правовой аспект, основная документация, формы взаимодействия с семьёй. 2. Правила проведения анкетирования, исследований состава семьи (этические нормы и правила). 3. Индивидуальные беседы с педагогами по вопросам работы с родителями. 4. Деловые игры и тренинги Заведующая
Самообразо- вание педагогов ­ самостоятельное изучение литературы по проблемам семейного воспитания; ­ включение вопроса просвещения родителей в самоанализы воспитательно-образовательной работы каждого педагога  
     
Блок 6. КОНТРОЛЬНЫЙ Задача: анализ результативности взаимодействия педагогов ДОУ с семьёй
Воспитание культуры педагогичес- кого общения Система тренингов, коррекционно-психологических занятий и игр для повышения педагогического мастерства, культуры общения (преодоление психологического барьера или налаживания отношений с семьями воспитанников, в том числе с «неконтактными» родителями)   воспитатели
Сбор аналитичес- кого материала тесты, опросы, анкетирования педагогов и родителей воспитатели
Обмен опытом ­ заседания родительского комитета; ­ участие родителей в дискуссионно-практическом клубе «Развиваемся, играя», ­ Заведующая, председатель родительского комитета
Планирование Перспективное и календарное планирование работы с родителями с учетом аналитических, эмпирических и методических материалов  
Блок 7. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (опекуны, дети-инвалиды, неблагополучные семьи) Задача: организовать эффективное взаимодействие ДОУ с семьями, где имеются дети инвалиды, дети, находящиеся на усыновлении или под опекой. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и их заменяющих представителей. Оказывать социальную поддержку данным семьям.
Сбор аналитического материала -Выявление детей оставшихся без попечения родителей (сообщать о них в течении 3 дней в органы опеки и попечительства) -Постановка на учет семей нуждающихся в социальной помощи. -Проведение контрольного обследования условий воспитания и материального содержания подопечных детей (октябрь, март) -Предоставление актов в органы опеки и попечительства в отдел опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних. -обобщение сведений по организации летнего отдыха подопечных. Заведующая, воспитатель, ответственный за ведение соц. работы
Участие родителей (опекунов) в педагогичес- ком процессе ­ Открытые занятия в группах с участием родителей, ­ домашние задания для совместного выполнения с детьми; ­ индивидуальная работа с родителями воспитатели ДОУ, родители
Психолого-педагогическое просвящение родителей ­ индивидуальные консультации по вопросам развития и воспитания ребенка специалистами ДОУ; ­ участие в педагогическом процессе: наблюдения на занятиях, в режимных моментах участие в праздниках и развлечениях; ­ медицинские консультации врача педиатра, старшей медсестры.  
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: