Региональный компонент

Целостное развитие личности ребенка является основным смыслом дошкольного детства. И нельзя воспитывать, не развивая чувства любви к своей Родине, к своему родному краю, любимому городу.

Целью данного раздела программы является – развитие познавательных интересов дошкольников в освоении культурно-исторических ценностей нашего региона и посёлка, повышение культуры межнациональных отношений, формирование общечеловеческих ценностей. При составлении Программы выделено главное направление – дать детям знания о родном крае, посёлке. Ведь посёлок – это наиболее понятная и близкая тема для детей дошкольного возраста.

Представленная Программа по региональному компоненту содержит следующие разделы:

«С чего все начиналось»;

«Наше время»;

«Наедине с природой».

Каждый из разделов реализуется по квартально.

Изучение регионального компонента проходит через четыре основных направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

Также в Программе подробно отражены образовательные области, через которые происходит усвоение и закрепление материала.


Пример региональной модели перспективного планирования («Я-концепция» личности)

 
 

Перспективное планирование работы с детьми 5-7 лет по региональному компоненту

Тема, цель, итоговое мероприятие по теме Вид взросло – детской (партнерской) деятельности Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности Предполагаемая самостоятельная деятельность детей Материал и оборудование
1.Я хочу быть похожим на … Цель: Способствовать формированию и развитию представлений о трудовой деятельности взрослых людей Итоговое мероприятие: Мини – проект «Мир увлечений нашей семьи» (рукотворные предметы)» Игровая Коммуникативная Познавательно – исследовательская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная Сюжетные игры:«Магазин» («Магазин открывается», «Купим одежду кукле» и т.п.), «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и другие. Дидактические игры:«Кому что нужно?», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «С одним обручем», «С двумя обручами (одежда праздничная и рабочая)», «Узнай, кому что нужно для работы», «Маленькие помощники», «Грязи нет и пыли нет» и другие. Теневой театр«Кому это нужно для работы» Беседыо труде взрослых. Беседы на секретные и личные темы (обогащающие представления детей о родителях) Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме. Отгадывание загадок об овощах с бабушкиного огорода Составлениеописательных рассказов об овощах и фруктах Наблюденияза трудовыми действиями взрослых Экскурсиипо детскому саду (в кабинет медицинской сестры, на кухню, в спортивный и музыкальный зал, в прачечную и т.д.). Моделирование и решение проблемных ситуаций«Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Кукла испачкала платье», «Сломалась игрушка», «Сломался стул» и другие. Экспериментирование«Попробуй на вкус и скажи, что не так?» (соленый компот или морс). Коллекционирование«Мир моих увлечений» (семейные коллекции рукотворных предметов, изготовленных взрослыми совместно с детьми). Моделированиена схеме разнообразных видов «водного» и «воздушного» транспорта (мальчики), интерьера комнаты для куклы (девочки). Конструированиеиз настольного строителя «Кто на бабушкином дворе живет?» («Скотный двор», «Птичий двор»). Совместная деятельность взрослых и детей посозданию семейного мини – проекта «Мир увлечений нашей семьи». Поручения(групповые и индивидуальные) по уходу за обитателями живого уголка. Задание:изготовить совместно с родителями поделки для проекта. Подвижные игры «Где мы побывали, что мы повидали», «Стираем» и другие. Чтение и рассказывание рассказов, сказок и стихотворений о трудовой деятельности «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса - лапотница», «Кот, петух и лиса», «Ленивая Бручулина» и другие. Музыкальные сказки – импровизации М.Макитенко «Коза - дереза», М.Найденова «Кот -Котофеевич» и другие Песни по теме Музыкально – дидактические игры Развлечение «Осень в гости к нам пришла» Лепка «Угощения для животных с бабушкиного двора» и другое. Аппликация«Домик для Тузика» и другое. Рисование«Украсим бабушкино поддворье» (нетрадиционные техники – тычком и другими). КТДСовместное со взрослыми оформление мини – проектов «Мир увлечений нашей семьи». Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими. Действия с предметами для теневого театра. Действия с муляжами овощей и фруктов. Рассматривание семейных коллекций, называние предметов. Моделирование на схемах – моделях «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», «Комната для куклы». Конструированиеиз настольного строителя «Кто на бабушкином дворе живет?» («Скотный двор», «Птичий двор»). Рисование травы, круглых форм, дождя и другое. Лепка угощений для животных (круглые формы). Игры в уголке ряжения Ролевые атрибуты к играм«Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад«Шофер», «Пароход» и с другим; Дидактические игры; Предметы для выполнения действий женщиной и мужчиной (молоток, половник и другие) Экран для теневого театра Муляжи овощей и фруктов. Семейные коллекции рукотворных предметов. Схемы – модели «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», «Комната для куклы»; картинки с изображением разных видов транспорта и мебели для кукольной комнаты. Настольный строитель. Изобразительные, природные материалы для создания мини – проекта. ТСО (магнитофон и другое). Одежда, аксессуары в уголке ряжения.
2.«Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Цель:Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе сверстников соответственно пола Итоговое мероприятие: День животных Театрализованная игра Игровая Коммуникативная Познавательно – исследовательская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная Сюжетные игры: «Семья готовится к дню рожденья»,«Поездка на автобусе»,«Детский сад»,«Парикмахерская», «Больница», «Магазин (продуктовый, подарков)» Дидактические игры:«На прогулке мы играем», «Подбери узор для свитера или шапочки» (для девочек – украшения, цветы и т. п., для мальчиков – элементы видов транспорта и т.п.), «Праздничная и повседневная дежда для Тани (Вани)» (с плоскостными куклами, с обручами), «Подбери подарки), игры с одним, двумя обручами (игрушки для девочек и мальчиков), «Бабушка Маланья», «Футболисты» и другие Беседа«Я - девочка», «Я - мальчик», «Что такое дружба?», «Я люблю», «Мое любимое животное» Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме. Загадывание и отгадывание загадокоб игрушках, о животных, о любимых занятиях Дидактические игры: «»Цепочка добрых (ласковых, колючих) слов» и другие Составление описательных рассказовоб игрушках (по моделям), любимых занятиях девочек и мальчиков. Экскурсиина спортивную площадку школы (спортивные увлечения девочек и мальчиков), в школьную (или детскую) библиотеку («Книжкин дом»), в Дом творчества (кружки по интересам), Музыкальная школа (музыкальные предпочтения девочек и мальчиков) и другие. Наблюдения за деятельностью девочек и мальчиков (своей группы и старших групп). Наблюдения за взаимоотношениями девочек и мальчиков «А ты бы как поступил?», «А ты бы как сказал?». Циклические наблюдения за взаимоотношениями, играми детей подготовительной группы. Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Поступи по - другому», «Дай совет», «Конфликт» и другие. Эксперименты«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем», «Какие предметы могут плавать, а какие нет», «Подушка из пены», «Есть ли форма у воды?» Коллекции:«От вертолета до ракеты), «Модели сезона для куклы». Моделирование интерьера комнаты для девочек, костюма для праздника, спорта и отдыха (девочки), «Корабли и пароходы» (мальчики); ситуаций общения девочек и мальчиков (свод правил поведения в группе – создание и оформление альбома). Дидактические игры «Бюро добрых услуг», «Интересные модели», «Передай движение», «Передай настроение», «Обнималки», «Кто смешнее засмеется» и другие. Совместные действия мальчиков и девочек по поддержанию порядка в игровых центрах, по уходу за обитателями живого уголка в уголке природы, по поддержанию порядка на участке Задания:подбери эскизы узора для свитера и шапочки (девочке, мальчику), Совместное с родителями пополнение центров развития атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек). Подвижные игрыпо желанию детей и программные Хороводные игры Соревнования «Дружеский турнир» (команда девочек и мальчиков Чтениерассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях, интересных делах, увлечениях) и другое. Разучивание стихотворений, потешек, пестушек о частях тела, органах чувств, именах и другие. Обсуждение поступков детей по отношению друг к другу, литературных («Нехотелка» (русская народная шутка) и мультипликационных героев. Слушаниемузыкальных произведенийи исполнениепесен о дружбе, об игрушках, о животных, об осени Музыкально – дидактические игры:«Угадай, чей голос», «На каком инструменте играли» и другие. Развлечение «У меня есть друг» (ко дню животных) Лепка«Подарки другу (подружке)», «Мое любимое животное», «Миска для кошечки (собачки)», «Угощение для друга» и другое. Аппликация«Шарфик для моей подружки (друга)», «Мы играем на участке» (коллективная), «Мое любимое животное», «Осенний ковер» и другие. Рисование «Осьминожки» (техника «ладонь»), «Мое любимое животное», «Осенние листья кружатся и падают», «Картинка про осень», «Я люблю…» и другие. Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами к играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими. Действия с игрушками. Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое Рассматривание коллекций: «Виды транспорта», «Сезонная одежда для кукол». Одевание и раздевание кукол (в том числе и плоскостных). Моделирование интерьера комнаты для кукол. Наблюдения за растениями и животными в уголке природы. Рассматривание иллюстраций в книгах. Лепка и рисование в изоцентре. Складывание узоров из шишек, листьев и другого материала. Подпевание песен. Ролевые атрибуты к играм: «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другим; Дидактические игры; Игрушки, модели для описания игрушек. Материалы для экспериментирования с водой (таз, прозрачные сосуды разной формы и величины, игрушки и предметы). Коллекции «Виды транспорта», «Сезонная одежда для куклы» Предметы мебели для моделирования комнаты для куклы. Лейки, материалы для ухода за растениями и животными. Видеотека, библиотека. Изобразительные и природные материалы.
3.«Юные защитники природы» Цель: Формирование позиции юного защитника природы как социально личностного качества дошкольника Итоговое мероприятие: Коллективный экологический проект «Этот удивительный мир природы» (коллаж «В царстве Берендея»). Развлечение «Все это называется природа») Игровая Коммуникативная Познавательно – исследовательская Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально- художественная Продуктивная Сюжетные игры: «Семья отдыхает на природе», «Овощной и фруктовый магазин», «Детский сад (в детский сад привезли овощи и фрукты), «Юные исследователи», «Юные следопыты»» и другие. Дидактические игры:«Найди приметы поздней осени», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Подбери лист к дереву», «Что перепутал художник», игры с обручами (домашние - дикие животные; овощи-фрукты-ягоды; цветок – дерево и т.п.), «Что кому по вкусу», «Кто как голос подает?», «Кто кого боится?», «У кого кто есть?» и другие Театрализованная игра«Кто как готовится к зиме?»и другие. Теневой театр «Отгадай, кто это? (домашние и дикие животные, птицы, насекомые). Кукольный театрпо сказке «Теремок» Беседы «Почему птицы улетают в теплые края», «Как звери к зиме готовятся», «Можем ли мы помочь животным, птицам и насекомым?», «О любимом животном», «Бабочкины секреты» и другие. Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме. Составление и отгадывание загадоко природе (объектах, явлениях). Составление описательных рассказовоб объектах живой природы). Составление творческих рассказов«Необычное животное о котором я мечтаю», «Диназаврики». Сочинение ароматной сказки Экскурсиив осенний парк (сквер) - поиск ответа на вопрос «Почему не слышно птиц», «Как насекомые к зиме готовятся?» и другие. Выездные экскурсии с родителями к заповедным местам («Птичья гавань», «Большереченский зоопарк», «Сад Комиссарова») и другие Наблюдения за сезонными изменениями в природе (признаки осени сравниваем с признаками лета). Наблюдения за обитателями живого уголка. Наблюдения за птицами на кормушке («Кто прилетел к кормушке?»). Циклические наблюдения за деревьями. Решение проблемных ситуаций: «Сломили ветку дерева», «Срубили елку», «Забыли полить цветок в живом уголке», «Не накормили черепашку (хомячка, рыб)», «Не насыпали корм птицам на кормушку» и другие. Эксперименты«Воздух повсюду», «Каждому камешку свой домик», «Почему все звучит» и другие. Коллекции:«Подарки Осени» Моделирование «Кто в лесу живет?», «Кто на водоеме живет?», «Кто на дереве живет?», панно «???» и другие. Моделирование правил поведения в природе. Конструирование«Зоопарк» и другое Рассматриваниекартин, картинок, иллюстраций, открыток, плакатов о природе Совместные действия детей по наведению порядка на участке, по уходу за обитателями уголка природы. Задания:подбери картинки, фотографии, открытки о природе и другие. Совместное с родителями изготовление и украшение снежных фигур Подвижные игрыпо желанию детей и программные Хороводные игры Чтениесказок, рассказов, стихотворений о природе Разучивание стихотворений о природе. Обсуждение поступков людей, литературных и мультипликационных героев по отношению к природе. Слушаниемузыкальных произведений и исполнениепесен о природе. Слушание и обсуждение аудио диалогов о животных (В.Зотов «Лесная мозаика»). Музыкально – дидактические игры:«Угадай животное» и другие. Развлечение «Лесной карнавал в царстве Берендея» (Птичий концерт) и другое. Лепка«Берендей пригласил зверей», «Запасы на зиму», «Угощение для зверят», «Ежик» «Новогодние шары и гирлянды» и другие. Аппликация«На лесной поляне» (коллективная), «Осень в лесу» и другие. Рисование «Пушистые хвостики у зверята» (техника «тычком»), «На лесном карнавале», «Осенний лес», «Деревья», «Пожар в лесу» (монотипия) и другое. Разыгрывание знакомых сюжетов: «Семья отдыхает на природе», «Овощной и фруктовый магазин», «Детский сад (в детский сад привезли овощи и фрукты), «Юные исследователи», «Юные следопыты»» и другие. Несложные дидактические игры. Разыгрывание сюжетов о подготовке людей и животных к зиме, на теневом экране, с куклами по знакомым сказкам в уголке театрализованной деятельности. Рассматривание картин, картинок, иллюстраций, плакатов, открыток, календарей, коллекций, фотоальбомов, книг и другое. Элементарное экспериментирование с предложенными материалами в уголке экспериментальной деятельности по теме. Моделированиепо теме. Рассматривание книг. Лепка, аппликация, рисование по теме Атрибуты к сюжетным играм: «Семья отдыхает на природе», «Овощной и фруктовый магазин», «Детский сад (в детский сад привезли овощи и фрукты), «Юные исследователи», «Юные следопыты»» и другие. Дидактические игры. Атрибуты для разыгрывания сюжетов о подготовке людей и животных к зиме, для теневого и кукольного театра. Наглядно – иллюстративный материал: картины, картинки, иллюстрации, плакаты, открытки, календари, коллекции, фотоальбомы, книги и другое. Материалы для экспериментирования, конструирования, моделирования, изобразительной и совместной деятельности.
4.Многоликий Омск Цель: Способствовать формированию у детей знаний об Омске (о своем городе, селе) как о мегаполисе Сибирского края Итоговое мероприятие: Семейно – групповой праздник «Новый год» Проект « Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Трудовая Двигательная Сюжетные игры«Семья» (подготовка к новогоднему празднику, праздник), «Магазин» («Подарки», «Открытки», «Продуктовый», «Булочная»,«Кондитерская», «Овощи и фрукты», «Праздничная одежда» и другие), «Парикмахерская», «Больница», «Аптека», «Транспорт на праздничных улицах» и другие. Дидактические игры«Собери из частей целое», «Отгадай, что в мешке деда Мороза», «Путешествие по городу», «Узнай на картинке» и другое. Игровой тренинг «Ты первый раз увидел ТЮЗ», «Больше всего мне нравится…»; Театральная игра «Заюшкина избушка» (кукольный театр), «Лесная история «(театр на фланелеграфе, настольный театр), Театр теней «Зимние забавы» Беседы «Город, в котором я живу», «Интересные места в городе», «Я люблю бывать с мамой и папой…», «Как мы готовимся дома и в детском саду к новогоднему празднику» и другие. Задушевные беседы «Доброго дня», «Веселого дня», «Когда мне скучно и грустно» и другие Ситуативный разговор и речевые ситуации по теме Составление новогодних сказок и рассказов Сочинение описательных рассказов «Дед Мороз везет подарки», «Снегурочка играет со зверюшками», «Снеговик охраняет елки», «Мое любимое место в городе» (по иллюстрациям и открыткам) и другое. Сочинение сказочных историй«Как то раз под новый год». Отгадывание загадок из сундука Деда Мороза. Дидактические игры «Скажи дальше», «Составь предложение», «Придумай символ». Экскурсии по городу(город «зимний», «новогодний», «театральный», «спортивный», «промышленный» и другое) Литературно – музыкальный салон«Мой любимый город» Книжная выставка«Писатели и поэты нашего города» Наблюденияза сезонными изменениями в природе, за преобразованием города к празднику, за изготовлением старшими детьми снежных горок и поделок из снега и другое. Циклические наблюдения за елочкой и другие. Решение проблемных ситуаций «Все дороги в лесу и в городе замело, как Дед Мороз приедет на праздник», «Снегурочка не успела оповестить всех лесных зверюшек о празднике» и другие. Экспериментирование«Льдинки», «Ледяные узоры», «Освобождение из плена (бусинки, камешки, листья, маленькие игрушки). «Чья тень интереснее» Рассматривание открыток, иллюстраций; книг, альбомов, фотоальбомов; схем; картин. Просмотр семейного и группового видео фонда о городе, о новогодних праздниках прошлых лет. Коллекционирование «Новогодние игрушки» Моделирование «эскизы узора для Снегуркиной шубки», схем ухода за растениями и животными («паспорта» растений и животных), схем расположения развивающих уголков в группе и другое. «Забавная кулинария» из снега Реализация проекта «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» Совместные действия с родителями и воспитателями по созданию проекта «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки», по оформлению снежных построек и другое. Дежурства по столовой Задания подбор открыток и картинок о новогоднем празднике в городе и на селе. Подвижные игрыпо желанию детей и программные Хороводные игры Спортивные развлечения «Всем, кто хочет быть здоров», «Снежный бой», «Зимняя зарялка» Чтениелитературных произведений о городе, литературных и сказочных произведений о новогоднем празднике, о зиме. Обсуждениевопроса «Почему украшают елку» и других Разучивание стихотворений о городе, новогоднем празднике, о зиме. Слушаниемузыкальных произведений и песен о зиме, новогоднем празднике, городе. Исполнениепесен о зиме, новом годе, городе. Импровизация этюд «Я много лет наблюдаю за прохожими» (скульптурные памятники «Любочка», «Степан», «Васильевич» и другие) Оформление проекта«Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» (открытки, плакаты, газеты, игрушки и другое). Лепка«Новогодние игрушки» (мастера «стеклодувного цеха)», «Кто придет к новогодней елке в лесу?», «Подарки для зверюшек», «Угощение на праздник» и другое. Аппликация:«Новогодние открытки», «Новогодний плакат» (КТД), «Узор на шубку Снегурке», «Украсим мешок Деду Морозу» и другое. Рисование «Пригласительный билет», «Зимняя картинка», «Наш город»(разные дома –КТД), «Подарки на праздник» и другие. Зарисовка нашего города; лепка скульптурных экспозиций; дидактические игры «Найди промышленное здание», «Подбери знак», «Расположи театры на карте города и расскажи о них» Иллюстративно-выставочный материал; художественно-литературные произведения; ТСО: фонд видео слайдов; фильмов или аудио записи; стилизованные карты, схемы, проекты; компьютер с игровыми программами; мини-изображения скульптур «Любочка», «Степан» и другие
5.«Это улица родная, а на ней наш детский сад» Цель: Формирование представлений о своей улице, о правилах поведения на улице, в городе Итоговое мероприятие: Семейно – групповой проект макета «Моя улица родная, а на ней наш детский сад»; Рождественские колядки Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально – художественная Продуктивная Сюжетные игры: «Семья» (рождественские колядки), «Детский сад», «Магазин», «Транспортное депо», «Автомастерская» и другие. Дидактические игры: «Что кому нужно для работы», «Распутай путаницу», «Найди свой дом на карте микрорайона (на схеме)», «Подбери груз для машины» и другие. Театрализованная игра «Про машину» (настольный театр). Теневой театр «узнай свой дом») Беседы «Моя улица родная», «На моей улице есть…», «Как найти твою улицу и дом?», «Что ты хотел бы получить на рождество?» и другие. Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме. Отгадывание загадоко строениях, транспортных средствах и т.п. Составление описательных рассказово домах, транспортных средствах (по моделям). Составление рассказов –фантазий«Дом будущего» («Улица будущего», «Машина бкдкщего») и другие. Составление рассказов «Каким было жилище раньше?», «Каким был автомобиль раньше?» Дидактические игры «Опиши свою улицу», «Отгадай и назови, что я загадала», «Что за место я описала» и другие. Экскурсии по району на автобусе» по фотографиям и иллюстрациям; к социально значимым объектам округа (с родителями); Целевые прогулки социально значимыми объектами округа (их месторасположение и предназначение) Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за прохожими, за зимними развлечениями детей, за птицами на кормушке, за деревьями (в инее). Решение проблемных ситуаций: «Морозно, а у воробья нет дома», «Пожар на улице», «Снегом все запорошило» и другие. Эксперименты«Что шуршит, что гремит»(крупа, бумага, фольга, песок, вода), «Мир меняет цвет» (пластик), «Прятки и поиски» (с фонариком) Коллекции:«Подарки зимы» Моделирование схемы улицы, на которой расположен детский сад (живут дети) и другие. Моделирование правил поведения на улице, игровых ситуаций. Конструирование«Моя улица родная» (с использованием предметов - заместителей) и другое Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток, буклетов; рассматривание схем, карты округа; фотографий, открыток, иллюстраций с изображением достопримечательных мест района; Дидактические игры: игры –задачки «Дни недели», «Который час», «Что дальше»,«Рисование с помощью штампиков на снегу», «Ледяной пазл и другие. Оформление альбома «Наш любимый округ»; Просмотр видео материалов о микрорайоне Совместные действия со взрослыми по подготовки к рождественским колядкам, по созданию макета «Моя улица родная. а на ней наш детский сад» Задания: Совместное с родителями изготовление объемных фигур для оформления улицы и другое. Подвижные игрыпо желанию детей и программные. Спортивные игры и забавы«Весело зимой» Чтениелитературных и сказочных произведений о людях, чьими именами названы улицы, о зиме, о зимних забавах, о зимней природе. Разучивание стихотворений о зиме, о природе. Обсуждение названий улиц. Слушаниемузыкальных произведенийи исполнение и песен по теме. Музыкально – дидактические игры:«Какой инструмент подает звук?», «Угадай песенку» и другие. Лепка«Кто плясал под елкой?», «Рождественские угощения», «Снеговики», «Зимние постройки», «Девочка в длинной шубке» и другие. Аппликация«Рождественская открытка», «Маски для колядок» (совместно со взрослыми), «Наша улица родная…» и другие. Рисование«Что мне понравилось на новогоднем празднике», «Зимняя картинка», «Рождественская открытка», «Дома на нашей улице», «На нашей улице разный транспорт» и другие. Конструирование зданий улицы (настоящего и прошлого); рисование, лепка, аппликация, ручной труд на темы «Моя улица», «Зима», «Новый год», «Рождество»; игры (сюжетно-ролевые); рассматриваниеРассматривание иллюстраций, книг, альбомов, фотоальбомов, открыток, буклетов; рассматривание схем, карты округа; фотографий, открыток, иллюстраций с изображением достопримечательных мест района; .;экспериментирование, рассматривание коллекций, моделирование игровых ситуаций Фотографии, иллюстрации, картинки, альбомы домов, деревьев, транспорта, деятельности людей; конструктор, модели для обыгрывания построек; пополнение демонстрационного и раздаточного материала по теме; Материал и оборудование для экспериментирования; Схемы, карты; художественная литература, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры; макеты крупа, бумага, фольга, песок, вода, пластик. фонарик
6.Экскурсия по местам отдыха Цель: Формирование представлений детей о возможности культурного времяпрепровождения, активного отдыха (организация активного отдыха жителей города) Итоговые мероприятия: Экскурсия по стилизованной карте по местам отдыха омичей. семейно – групповой проект «Зимняя сказка» (зимние постройки, зимний отдых, забавы и другое). Конкурс на лучшую зимнюю скульптуру из снега (поделки из снега на участке). Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально- художественная Продуктивная Сюжетные игры: «Семья на отдыхе (на катке, в театре, на лыжной базе и другое)», «Семья отправляется за город» (транспорт, спортивные игры, пикник), «Детский сад» (зимние развлечения), «Поездка на автобусе», «Экскурсия по городу (места отдыха горожан)», «Театр», «Цирк», «Музей» и другие. Дидактические игры:«Узнай место», «Подбери картинки к каждому виду спорта», «Кому, что нужно для занятий», «Подбери декорации к сказкам», «Герои какой сказки?», «Подбери транспорт для поездки» и другие. Театрализованная игра по сюжетам фотографийс мест отдыха омичей (совместная со взрослыми) Беседы «Для чего люди отдыхают?», «Где мы любим отдыхать семьей в выходные дни?», «Зимние развлечения омичей», «Если бы было лето? (места отдыха летом)», «Зимние месяцы (по сюжетным картинкам) и другие. Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме. Отгадывание загадоко зиме, снеге, зимнем спортивном оборудовании, о животных и другие. Составление описательных рассказово приметах зимы («Найди и опиши приметы зимы)», предметов, необходимых для зимних игр и развлечений, о зимней одежде и другое. Составление сказок о транспорте «Грубый троллейбус», «Паровозик из Ромашкова» и другие. Экскурсии по местам отдыха горожан (сельчан), по окрестностям детского сада, к саоцио-культурным и спортивным объектам и другое. Наблюденияза играми и развлечениями взрослых и детей старших групп. Наблюденияза сезонными изменениями в природе. Циклические наблюдения за птицами на кормушке. Решение проблемных ситуаций:«Сломались санки (лыжи)», «Больно (попали снежком и другое)», «Не умею стоять на коньках» и другие. Экспериментысо снегом, льдом, водой («Свойства снега (льда, воды)», «Ледяное заточение (как освободить игрушки)», «Вода принимает форму» (замерзшие ледяные фигуры) и другое. Коллекции: «Зимние скульптуры», «Зимние и летние виды спорта»,«Цирковые артисты (профессии)», «Театр» и другое (что может помочь сформировать представление об активном отдыхе). Моделирование правил поведения в местах отдыха. Конструированиеиз напольного и настольного конструктора«Театры», «Спортивные базы», «Транспорт», «Здания» («Выставочный зал», «Музей») и другое. Совместные действия взрослых и детей по созданию снежных скульптур и их оформлению, по подготовке и проведению зимних развлечений и другое. Задания: подобрать совместно с родителямиэскизы изготовления и украшения снежных скульптур, подобрать фотографии для фоторепортажа «Мир зимних и летних развлечений» и другое Подвижные игрыпо желанию и программные Народные и хороводные игры Спортивные развлечения Спортивные упражнения(мальчики, девочки) Чтениехудожественно – литературных произведений об отдыхе, о вариантах отдыха, о зиме, приоде и другое. Разучивание стихотворений о зиме, спорте, личностных качествах спортсменов, артистов и другие. Обсуждение возможностей ЗОЖ (на основе образов литературных и мультипликационных героев). Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о снеге, зиме, зимних и летних развлечениях, Музыкально – дидактические игры:«Угадай мелодию» (спортивная, цирковая, театральная и другие) и другие. Импровизации по знакомым сюжетам из музыкальных произведений и песен Лепка«Скульптуры из глины», «Мячи и кегли для игр», «Спортсмен», «Балерина», «Звери для дрессировщика» и другие. Аппликация«По местам отдыха горожан (сельчан)» (коллективная), «Транспорт города», «Театр (элементы украшения готового здания из бумаги – объемные формы»), «Цирковые артисты» и другие. Рисование «Картинка про отдых», «В поход я с собой возьму…», «Транспорт меня доставит до нужного места», «Спорт», «Театр», «Природа» и другое. Создание семейно – группового проекта «Зимняя сказка» Сюжетные игры по теме. Дидактические игры с несложным сюжетом. Разыгрывание сюжетов по фотографиям Рассматривание картин, картинок, иллюстраций о зиме, снеге, зимнем спортивном оборудовании, о зимней одежде, о транспорте, животных, и другие. Сбор материала и рассматривание коллекций Констуирование из напольного и настольного конструктора«Театры», «Спортивные базы», «Транспорт», «Здания» («Выставочный зал», «Музей») и другое. Рассматривание книг по теме. Лепка, аппликация, рисование по теме. Атрибуты для сюжетных игр «Семья на отдыхе (на катке, в театре, на лыжной базе и другое)», «Семья отправляется за город» (транспорт, спортивные игры, пикник), «Детский сад» (зимние развлечения), «Поездка на автобусе», «Экскурсия по городу (места отдыха горожан)», «Театр», «Цирк», «Музей» и другие.. Дидактические игры «Узнай место», «Подбери картинки к каждому виду спорта», «Кому, что нужно для занятий», «Подбери декорации к сказкам», «Герои какой сказки?», «Подбери транспорт для поездки» и другие по теме. Фотоальбом, иллюстрации, открытки «Наш город» Картины, картинки, иллюстрации о зиме, снеге, зимнем спортивном оборудовании, о зимней одежде, о транспорте, животных, и другие. Материал для экспериментирования. Коллекции Конструктор напольный и настольный. Материал и оборудование для спортивных упражнений, игр и развлечений. Книги по теме. Музыкальные произведения и песни по теме. Материал для художественно – творческой деятельности.
7.Защитники земли русской Цель:способствовать развитию у детей представлений о защитниках Родины (от древних богатырей до героев современности). Итоговое мероприятие: Костюмированное театрализованное представление «Дух Богатырский» Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально- художественная Продуктивная Сюжетные игры: «Три Богатыря (по былине)», «В некотором царстве, в сказочном государстве», «Русский флот», и другие. Дидактические игры: «Подбери Богатырю доспехи», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Подбери оружие», «Русская флотилия», «Парашютисты», «Сложи картинку», «Найди предмет по описанию» и другие. Театрализованная игра «Богатыри» (по былинам, рассказам детей). Беседы «О русском каравае и овсяном киселе», «О русской деревне и ее жителях», «Промыслы на Руси», «Праздники на Руси». Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме. Отгадывание загадоко технике, военных доспехах и другое. Составление описательных рассказово технике, Богатырях, военных доспехах и другие. Составление рассказов «На героя и слава бежит» (по пословице). Составление новой сказки о Богатырях Дидактические игры:«Откуда хлеб на стол пришел?», «От ворот поворот» и другие. Разбор понятий «ограда», «городить», «огород», «город». Экскурсии – путешествия«История великих сражений» (по стилизованной карте). Наблюдения за сезонными изменениями в природе Наблюдения задействиями людей в сражениях (по видео фильмам, слайдам). Решение проблемных ситуаций:«Словом можно убить, словом можно спасти…», «Кто прав» и другие. Экспериментыпо теме. Коллекции:«Русский флот», «Богатыри», «Солдаты русской Армии» и другое. Моделирование стилизованной карты «История великих сражений» и другое. Моделирование правил поведения воина (личностные качества). Конструирование«Флот Российский», «Эскадрилья», «Крепость» и другое Совместные действия по подбору и изготовлению материала для стилизованной карты, коллекций и другое. Задания:совместно с родителями изготовление и ремонт игрушек и предметов в мастерской «Самоделкино». Подвижные игры(спортивные, туристические, эстафетные, военно – прикладные)программные и по желанию. Игровые упражнения на формирование физических и волевых качеств. Русские народные игры. Спортивные развлечения. Чтениелитературно – художественных произведений (рассказы «Храбрый утенок» Б.Житков, «Умей обождать» К.Ушинский, из книги «Моя страна Россия» Н.Ф. Виноградовой) ми другие. Разучивание стихотворений по теме. Обсуждение поступков литературных и мультипликационных героев по видео фильмам и слайдам. Слушание музыкальных произведенийи исполнениепесен по теме. Музыкальное развлечение «Славится земля русская богатырями своими». Лепка«Солдат», «Боевая техника», «Богатырский конь» и другое. Аппликация«Украсим доспехи», «Военные корабли», «Самолеты на рейде» и другое. Рисование «Картинка о сражении», «Русский солдат», «Военные корабли», «Самолеты на рейде», «На право пойдешь …» и другое. Мастерская «Самоделкино» ремонт и изготовление игрушек и предметов. Сюжетные игры по теме. Дидактические игры с несложным сюжетом. Разыгрывание сюжетов о Богатырях. Рассматривание картин, картинок, иллюстрацийпо теме. Сбор материала и рассматривание коллекций Констуирование из напольного и настольного конструкторапо теме. Рассматривание книг по теме. Лепка, аппликация, рисование по теме. Атрибуты для сюжетных игр «Три Богатыря (по былине)», «В некотором царстве, в сказочном государстве», «Русский флот», и другие. Дидактические игры «Подбери Богатырю доспехи», «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Подбери оружие», «Русская флотилия», «Парашютисты», «Сложи картинку», «Найди предмет по описанию» и другие. Фотоальбом, иллюстрации, открытки «Защитники земли русской» Материал для экспериментирования. Коллекции Конструктор напольный и настольный. Материалы для создания стилизованной карты. Материал и оборудование для спортивных упражнений, игр и развлечений. Книги по теме. Музыкальные произведения и песни по теме. Материал для художественно – творческой деятельности.
8.«В горнице моей…» Цель:Содействие приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Итоговое мероприятие: семейно – групповой проект «Ярмарка широкая» Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Трудовая Двигательная Чтение художественной литературы Музыкально- художественная Продуктивная Сюжетные игры: «Семья» (В гости к Домовенку Кузи – русская народная изба, русская народная одежда, мебель, предметы быта), «Детский сад» (Пасха), «Путешествие на транспорте» (внимательный водитель), «Магазин» («продукты» и «сувенирная лавка») и другие. Дидактические игры:«Домовенок Кузя спрятался в избе» (по схеме, плану)«Что перепутал художник?», «Чего не стало?», «Хозяйкины помощники» (предметы быта) «Собери куклу на праздник», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Театрализованная игра: «Посиделки» (с использованием русского народного фольклора). Театр Петрушки«Сказки старой избы» и другое. Рассказвзрослых о старинных обычаях встречи весны, о глиняной свистульке и другие. Беседыо весне (по пословицам и поговоркам), о мебели, предметах быта из «Русской избы»(из прошлого посуды,. одежды, мебели). Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме (Знакомство с предметами русского быта, описание предметов, действия с ними и другое). Отгадывание загадок«Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных, о весне, воде, солнце)) Составление описательных рассказово русском костюме, русских народных музыкальных инструментах (по мнемотаблицам). Пересказ сказки «Зимовье зверей». Дидактические игры «Как вести себя в гостях», «Слова приветствия (благодарности, прощания и другие)», «Расскажи о Домовенке Кузе» и другие. Экскурсия на огород«Во саду ли, в огороде» (подготовка грядок, посадка семян, полив), по окрестностям детского сада («Приметы весны»). Наблюденияза трудом взрослых и старших детей на огороде. Наблюденияза сезонными изменениями в природе. Наблюдения за птицами и другими живыми существами. Циклические наблюденияза всходами на грядке и в ящиках с рассадой. Решение проблемных ситуаций: «Злой волшебник заколдовал всходы», «Нет леек», «Мало скворечников», «Из крана течет вода», «Упал в лужу» и другие. Эксперименты«Волшебное сито» (способ отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной), «Что растворяется в воде?» и другие. Коллекции:«Камни», «Вещества» и другое. .Моделирование лоскутного одеяла. Конструирование«Изба», «Мебель», «Терема», «Мосты», «Машины и телеги» и другое Совместные действия со взрослыми по подготовке атрибутов для игр, для театрализованной деятельности, по сбору коллекций, по поиску иллюстраций и картинок старинного русского быта, костюма, обихода и другое. Задания: Совместное с родителями подготовка мини – проекта для участия в итоговом мероприятии, изготовление и украшение пасхальных яиц (из разных материалов), скворечников (ко дню Земли), подготовка грядок (для посадки) на огороде, выращивание рассады и другое. Подвижные игры программные.и по желанию детей. Народные и хороводные игры «Люб ли сосед, люба ли соседушка», «Коршун»,. Спортивное развлечение «Добры молодцы да красны девицы» Чтение и рассказывание сказок «Гуси - лебеди», «Золотое веретено», «Лисичка со скалочкой», «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и козел», «Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Крошечка - Ховрошечка»и других. Разучивание потешек «Ай, тари, тари, тари, «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», заклички о весне, дразнилки, скороговорки, небылицы, перевертыши (потешный фольклор) Обсуждение повадок сказочных героев Слушаниенародных инструментов,музыкальных произведенийи исполнениенародных песен, частушек. колыбельных«Ходит сон близ окон»(колыбельные) и других. Музыкально – дидактические игры:«Угадай по звуку?», «Кто позвал?», «Угадай мелодию», «Собери из частей целое (народные инструменты)», «Оркестр» и другие. Знакомство с народными инструментами:гусли,ложки, балалайка, мандалина, свистулька и другие. Инсценированиепесен. Игровой досуг «Скучен день до вечера, коли делать нечего» Ряженье «Чудесный сундучок» Лепка«Жаворонок» (рельеф), «Куличики», «Жаворонки», «Яйца - гремучки», «Бирюльки», «Дымковские шары - гремучки», «Крендельки», «Птички» и другие. Аппликация«Аппликация изготовых шаблонов» (найди фигуре место на общей картинке»- коллективная), «»Орнамент на полосе, «Игрушки для Домовенка Кузи», «Украсим косоворотку Домовенку Кузи» и другие. Рисование «Агашка» (роспись одним пальцем), «Открытки о весне» (кляксопись), рисунки к Юровой: рыбак, охотник, пастух, «Шкатулка для секретиков», «Птицы» (по шаблону), «Яйца- крапанки, драпанки» и другое. Ярмарка широкаяс участием Скоморохов, Петрушек. Посиделки с использованием русского фольклора. Сменные выставки поделок русских умельцев Мастерская по изготовлению поделок для участия в Ярмарке -широкой. Игровые действия в русской избе у Домовенка Кузи(или в уголке народной культуры) с предметами русской утвари и одежды; Игры в уголке ряженья Игры с Петрушкой Действия с музыкальными инструментами, предметами народного быта, персонажами для театральных постановок. Действия с материалами для эксперитментирования. Дидактические игры с несложными правилами. Рассматривание иллюстраций, книг, картин, картинок, фотографий по теме (рассказывание по ним) Рассматривание творческих работ мастеров на выставке Лепка, аппликация и рисованиепо теме в уголке по изодеятельности. Работа над поделкой в Мастерской. Рассматривание народных инструментов и другое. Русские народные костюмы. Музыкальные инструменты. Игрушки: Петрушки, скоморохи. Иллюстрации «Наши праздники» Аудиозаписи русских народных песен, закличек. Просмотр семейного архива «Праздники в семье», видеофонда «Семейные праздники» ТСО: аудиозаписи и видеотека Материал и оборудование для игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской (совки, сита, ведерки, миски, крупа, песок, камешки; различные вещества для растворения в воде, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы. картинки с изображением представленных веществ)и другой деятельности.
9. Я- ломоносовец Цель:Синтезировать представления детей о городе (селе), его людях и приблизить к пониманию статуса жителя определенной местности (Ломоносова). Итоговое мероприятие: Семейно – групповой проект: «Игра – путешествие по родному городу (селу)» (с использованием стилизованной карты) Спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие люди нужны городу» Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Трудовая Сюжетные игры: «Семья (на работе, на отдыхе, поход в театр, в гости, в цирк и другое)», «Туристическое бюро», «Транспорт на улицах города» (виды, ПДД), «Магазин» («молочный», «кондитерский», «хлебный» и другие отделы, «Парикмахерская» («мужской», «женский», «маникюрный» залы, «Ателье» (пошив и реставрация одежды), «Больница» (стационар, поликлиника) и другие); Дидактические игры: «Маршрутный лист (путешествие поОмску и его окрестностям)», «Сельскохозяйственный транспорт (выбрать из разных видов транспорта)», «Машины - помощницы», «Найди отличия (город, село)», «Вычислительная машина», «Выращивание дерева», «Фабрика», «Что лишнее», игры с обручами, «Настроение» и другое. Театрализованная играпо сюжетным фотографиям из семейных фотоальбомов («На работе», «В транспорте», «На отдыхе» и другое). Театр на столе «Как вокзалы поссорились» Беседыо городе (его достопримечательных местах, транспорте, зданиях, природе, людях), о весне (признаках времени года, жизни объектов живой природы) и другое Рассматривание и сравнение города и села Ситуативный разговор и речевая ситуацияпо теме.. Составление творческих рассказово временах года, запахах и звуках, на тему:«Весна» и других Составление описательных рассказов«Театры города», «Транспорт города», «Здания города» и другое. Конкурс чтецовстихотворений о городе, о весне. Экскурсияпо городу (выездная с родителями и по стилизованным картам) Экскурсия по окрестностям детского сада. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за трудом и отдыхом людей в городе и другие. Решение проблемных ситуаций: «Одинаковые дома, можно заблудиться», «Дорожные знаки – труд шофера», «Если случилась беда», «Что делать если потерялся» и другие. Экспериментирование с семенами(посев семян в разную почву, где быстрее прорастут), «Угадайка» (зависимость веса предмета от материала) Коллекционирование: «Здания города», «Транспорт города и села» (марки, открытки, фотографии, иллюстрации, магниты, игрушки, наклейки мини скульптуры) и другое. Моделированиестилизованной карты зданий и транспорта города и села. Игры – путешествия: «По городу» (с использованием стилизованной карты) и другие. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, картинок, видео фильмов, карты города и другое. Рассматриваниепредметов быта (мебель, посуда, бытовые предметы) и другое. Совместные действия детей по изготовлению стилизованной карты «Наш город» (девочки – здания и украшения для города с мамами, мальчики –транспорт, мосты, архитектурные памятники с папами). Дежурства по столовой, по уголку природы, по подготовке материала для совместной деятельности. Индивидуальные и групповые поручения по теме. Задания:подбор и изготовление материала и информации для создания стилизованной карты «Наш город» и ее защиты. Подвижные игры (по желанию детей и программные) Хороводные игры Спортивные упражнения Спортивное развлечение«Сильные, смелые, ловкие люди нужны городу». День здоровья Чтение литературныо- художественныхпроизведений писателей и поэтов Омска. Разучиваниестихотворений о городе, природе и другие. Слушаниемузыкальных произведений и исполнение песен Омских композиторов по теме Импровизация по теме. Лепка«Скульптура» (по открыткам и фотографиям знакомых скульптур города «Любочка», «Васильевич» и другие), «Украшения для города» (лавочки, клумбы и другое), «Мосты», «Овощи и фрукты для Омских магазинов» и другое. Аппликация«Здания города» (коллективная), «Транспорт» (коллективная), «Цветы на клумбах», «Салют на день Победы» и другое. Рисование«Здания города» (коллективная), «Транспорт на улицах города» (коллективная), «Высадим цветы на клумбы», «Салют на день Победы», «Картинка о том, что было самым интересным в этом месяце» и другое Разыгрывание знакомых сюжетов с атрибутами. Дидактические игрыс несложными сюжетами. Разыгрывание несложных знакомых сюжетов по фотографиям, открыткам, с объемными фигурками (вокзалы города) Рассматривание фотографий, открыток, плакатов, картинок, картин, иллюстраций и другого наглядно – иллюстративного материала по теме. Действия с моделями «Город», «Село». Моделирование стилизованной карты «Город». Рассматривание коллекций, карт по теме. Лепка, аппликация, рисование, художественный труд в уголке творческой деятельностипо теме. Действия с предметами на стилизованной карте «Город», рассказывание о своих действиях. Атрибуты к играм и театрализованной деятельности. Дидактические игры. Фотографии, открытки, плакаты, картинки. картины, иллюстрации и другой наглядно – иллюстративный материал по теме. Материал и оборудование для экспериментирования: предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дероева, металла, поролона, пластмассы, емкости с водой и песком, шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик, коробочки с разной почвой, семена растений Модели «Город», «Село». Стилизованная карта «Город». Коллекции, видео фильмы, карты по теме. Материалы для изобразительной, музыкальной деятельности, художественного труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: