Какая земля, такие на ней и птицы

Народ сохраняет свое этническое своеобразие только до тех пор, пока он сохраняет свое этническое название и свой родной язык. Таких людей среди води осталось только 9 человек, сохраняющих память о своем народе ещё несколько десятков. Перепись 2008 года показала 73 человека.

Какой смысл в нашей деятельности, если народ практически исчез?

I. Ситуация в нашем обществе такова, что, возможно, опыт выживания коренных народов, может нам пригодится для воспитания самих себя и подрастающего поколения, для обогащения русской культуры и истории, которая выросла из культур коренных народов.

На песке не вырастишь крепкое растение. Если дерево растёт на могучих корнях, ему не страшна никакая буря. То же и человек. У него тоже должны быть корни. В чём эти корни?

1. в земле, которую наши предки знали, берегли и любили больше, чем самого себя.

Когда мы говорим про землю, то понимаем это шире. Это вся природа и всё в ней равноценно. Менталитет коренного народа в сути своей отличается от менталитета, который формируется в современном обществе. Точнее всего это выразил вождь индейцев Сиэтл: «Человек не ткань жизни, а только ниточка в ней». В этой ткани рядом и нити народов, и нити зверей, ручьёв, птиц и т.д. Когда обрывается ниточка, на ткани образуется дырка. Одна, другая, так и не заметим, как прочное полотно жизни превратится на прохудившееся сито. Современный человек смотрит на природу, как на источник материальных благ, прежде всего. Но природа всё равно будет невелировать все шероховатости, самовостанавливаться и неизвестно чем это обернётся для человека. Коренной человек это понимал и не вступал в борьбу с природой. Водская пословица предупреждает: «Что ты жадничаешь, земля и деревья останутся, нас не будет»

2. в языке, в котором память о земле и хранится. Язык земли мы видим, прежде всего, в местной топонимике. Можно, конечно, толковать эти названия исходя из русского языка. И это будет одна история. В этой истории наши предки будут в Кутах кутить, в Беседе-беседовать, в Валяницах (Вонявицах) валяться да ещё и вонять…. Но если понимать, что русский язык на нашей территории ещё довольно молод, а деревни очень старые, то обратимся к языкам, на которых в этих деревнях говорили издревле и узнаем совсем другую историю. В Кутах занимались извозным промыслом, в Беседе- специализировались по обработке льна, затем шерсти, а основателем нынешней деревни Валяницы был человек по имени Волё и это был его Володин конец.

Мое понимание значимости языка земли пришло от мужа вожанина. Я прожила детство и молодость среди не русских названии, которые я не понимала и даже не задумывалась, что они значат. За грибами я ходила на Койвуй, морошку собирала на Калосском болоте, переправлялась через Перзуху, когда шла на Коровье озеро и т.д. Когда муж задал мне вопросы, я была растеряна. Скажу, что итогом всего этого есть ещё большая моя любовь к своей Родине, уважение к водскому языку и осознание важности сохранения языков коренных народов.

3. в истории, которой мы хотим гордиться и извлекать ошибки. Нам говорят, что водский народ вымер в результате голода, болезней и войн и, как пример, приводят строчку из Новгородской летописи, относящуюся к 1215 году: «а вожане помроша, а останьке разъидеся». Мы не верим и проверяем. И обнаруживаем, что, эта строчка из летописи относится не ко всей Водской земле, а конкретно к Новгороду. Очередной конфликт с князем. Изгнанный новгородцами князь, воспользовался тем, что «побил мороз обилье по волости» и перекрыл подвоз хлеба в город через Торжок. Город начал голодать. И полностью фраза звучит так «Вожане помроша, а останьке разъидеся, разъихался град наш и власть наша» Это была одна из причин, которая способствовала вступлению Новгорода в Ганзейский союз, что бы не зависеть от низа Руси и в трудные времена иметь постоянное снабжение из Европы.

4. В культуре, которая формировала сильный (железный), умный, трудолюбивый народ с высокими понятиями собственного достоинства, чести и совести.

До тех пор, пока у народа это есть, он способен преодолевать многие трудности: войны, голод, болезни. Труднее всего переживать непризнание и полное забвение в своём собственном государстве.

II. Рассказывая о своих историях и культурах, возможно, мы сможем преодолеть в обществе неуважение к коренным народам, их незначительность.

Меня всегда удивляет, что приходя на земли коренных народов, русский человек называет их инородцами. Интересно, а кем он, так говоря, считает себя? Недавно в нашу деревню приехала бригада работников Порта. Подвыпившие молодые ребята никак не могли определиться, где дом, который они сняли. И один из них закричал: «Эй, инородцы!». Я была потрясена. Они только что приехали «Бог знает откуда» и уже хозяева, а мы какие-то иные. Вели они себя тоже по-хозяйски, изумляя всю деревню. Привезли дрова, сбросили на обочину и каждый день из-под снега выковыривали очередную охапку. Сломали крюк, которым пол деревни воду берёт из колодца (находящегося, кстати, на частной территории) и привязали грязную верёвку. Залили водой всё вокруг колодца, всё замёрзло, и набрать воды стало небезопасно. Конечно, мы и крюк новый сделали, и крышку починили, и лёд вырубили. И радуемся, что хоть не чухной назвали, а иным народом.

Одна женщина, зная, что я составляю генеалогии, мне сказала: «Ты копай, копай, только мне чухну не накопай!» На неё нельзя даже обидеться, потому что создан стереотип о диких и отсталых финских племенах, которых приходили и учили все, кому не лень.

1892 год. Из речи графа А.А. Бобринского в Археологическом обществе.

«Если бы меня спросили, что происходило в Новгородских пятинах, как вообще жили люди вне городов, я начертал бы мрачную картину нищего племени, полудикарей, укутанных в звериные шкуры и укрывавшихся в лесу. Ель, сосна, да мох седой. Сегодня на тот же вопрос я дам иной ответ. Я знаю оседлое племя, обитающее в многочисленных деревнях, знакомое с удобствами жизни. Я опишу мужчин, вооружённых отлично коваными, иногда изящными орудиями: мечами, секирами, кинжалами. Женщины одеваются богато, изукрашаются серебряными и медными безделушками, серьгами, ожерельями. В руках их обращаются различные орудия домашнего быта, очевидные признаки культуры. Многочисленные монеты, которыми блещут их ожерелья, свидетельствуют о торговых сношениях с далёкими государствами Европы.

/ «И. Назарова. «5877 курганов Ивановского». Газета «Восточный берег» №21. 23-29 мая 2001 г./

К сожалению, и сегодня предубеждение против коренных народов, как диких и отсталых, не преодолено.

И вот этот «чудин» или «чухонец», под воздействием обстоятельств, освоив русский язык, наконец смирялся перед этими обстоятельствами и причислял себя к любой официально признанной национальности. Что касается ваддя, то к русским, ижорам, в исключительных случаях, к эстонцам и финнам. Но в чём опасность? Принимая на себя чужое название, ты как правило об этом народе ничего не знаешь, а от своего добровольно отказываешься. Исчезает какая то незримая опора в жизни, появляется внутренняя неуверенность, исчезает национальное чувство взаимовыручки, сопереживания, поддержки, что исходило из родственных и племенных связей и что мы наблюдаем у общин других народов, которые активно сегодня переселяются на наши земли. Нельзя обрести всё это быстро, если у коренных народов это формировалось тысячелетия.

III. Сегодня история и культура коренных народов представляет собой «мешанину», где зачастую подмениваются понятия, отсутствуют четкие представления о каждом из народов, их историческом пути развития. Как метко выразился Татищев «Это в скуку привести может с болезнями всех внутренностей, пока оная мешанина иным способом извержена не будет» Возможно, нам удастся в этой «мешанине» разобраться до того, как мы все вместе не уйдём с исторической арены.

Хотела бы отметить, что на протяжении долгой истории территория нашей, ныне Ленинградской области, неоднократно меняла своё название и каждое название до сих пор дорого определённым группам населения нашей области и с этим надо считаться.

1. с 1927 по Н/В. «Ленинградская область.

2. с 1924 по 1927. Ленинградская губерния. Оба эти названия прочно связано с именем Ленина и героизмом жителей блокадного Ленинграда,

3. С 1914 по 1924. Петроградская губерния. Название прочно связано с Первой Мировой войной, революцией 1917 года, гражданской войной и Новой экономической политикой.

4. с 1710 по 1914. «С.Петербургская губерния» - с именем Петра 1, со статусом столичного города С.Петербурга, серебряным веком русской поэзии, именем Пушкина и т.д(Карта П. Кёппена (1848 г)., который впервые, после освобождения водских земель от шведского владения, внёс Водь в список народов Российских народов. Синим цветом обозначена территория водских деревень на этот период) Карта водских деревень из списка П.Кёппена. Составлена Е. Кузнецовой.)

5. с 1708 по 1710. «Ингерманландская губерни я», которое существовало 2 года, помнят те, чьи предки сражались в составе Ингерманландского полка или служили на боевом корабле «Ингерманланд».

6. с 1617 по 1708. шведское название «Ингерманландия», конечно же, дорого, прежде всего, тем, кто в этот период нашёл на нашей земле свою родину и до сих пор прилагает к своей национальности слово «ингерманландец». Ингерманландия или Ингриия в составе Швеции после заключения Столбовского мира 1617 г. Из фондов Национального музея г. Хельсинки.

7. с 1500 по 1617.) «Водская пятина (На территориях не занятых Ингерманландией название «Водская пятина окончательно исчезло в 1773 .( Земли между рекой Лугой и р. Наровой относились к Шелонской пятине).Несмотря на то, что в состав Водской пятины вошли Водская земля, Ижорская земля и часть Карельской земли, она сохранила название только одного из этих народов. По-видимому, на то были причины. Следует заметить и то, что это единственное этническое название Пятин.

Карта пятин Новгородских.

8. с 1228 г. по 1500. «Ижорская земля» и «Водская земля». Эти два названия связаны с двумя коренными народами, ижорами и водью, которые жили по-соседству. Названия не подменяли друг друга и не накладывались одно на другое.

Карта Водской и Ижорской земель в эпоху средневековья, восстановленная по обобщённым данным Рябининым Евгения Александровичем

9.

.

10. с (1019) 1069 до 1228. «Водская земля». Водская земля. 9 век-нач. 12 века. Атлас Отечественная история с древнейших времён до конца 18 века. Москва 2002 г. Стр. 3.

Нам, как представителям Общества Водской Культуры и непосредственно связанных с народом Водь, дороги все названия, так как со всеми этими названиями мы жили, во всех исторических событиях участвовали, а роднее те, что связаны с этническим названием народа Водь и прежде всего это названия Водская Пятина и Водская земля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: