Глава 6. Советская коллективизация, капиталистические мечты

Здесь автор особенно интересуется «логикой, скрытой за крупномасштабными попытками переустроить сверху сельскую жизнь и производство».

«Я предпочитаю рассматривать его (процесс перестраивания) как попытку приручения, одомашнивания, своего рода социальной перепланировки, изобретённой, чтобы сделать сельскую местность, её продукцию и жителей более доступными для обозрения центром. В этих попытках приручения некоторые элементы кажутся если не универсальными, то, по крайней мере, очень общими, их можно назвать «закреплением оседлости», «концентрированием» и «радикальным упрощением» как расселения, так и обработки земель».

Цель работы: определить политическую логику осуществления вышеописанного процесса, причины многочисленных ошибок.

1. «Классическое государство стремилось концентрировать население в пределах лёгкой досягаемости, производя надежную доставку легко перевозимого и сохраняемого зерна, облагая воинской повинностью и тем самым обеспечивая приток мужской силы для поддержания государственной безопасности в случае войны и для проведения общественных работ».

2. Создание плановых поселений, по мнению правителей, служило обеспечению безопасности существующему строю и политической гегемонии.

3. «Концентрация людей в запланированных поселениях никогда не могла создать то, что имели в виду государственные проектировщики, но она всегда разрывала и разрушала единство существовавших ранее сообществ, не имевших отношения к государству».

4. Государство, не представляющее себе, с какими сообществами имеет дело, может довольствоваться исключительно внешними проявлениями развития своих проектов, упуская из вида глубинные противоречия и огрехи, вызываемые неправильным подходом.

5. «Это коллективизированное сельское хозяйство, сохраняемое в течение шестидесяти лет, было менее обязано государственному плану, чем импровизациям, теневым рынкам, бартеру и изобретательности, которые частично компенсировали его неудачи».

6. «Коллективные хозяйства по существу были механизмом, разработанным для извлечения зерна и других продуктов».

7. «Идеология высокого модернизма воплощает догматическое предпочтение определённого социального устройства. Авторитарные высокомодернистские государства делают следующий шаг. Они делают попытку, и часто успешную, в навязывании этих предпочтений своему народу. Большинство из них можно свести к критериям обозримости, подчинения и централизации контроля. И они будут насаждаться, потому что эти институциональные механизмы могут быть легко проверены, могут направляться из центра, их можно простым образом облагать налогом (в самом широком смысле налогообложения)».

Примеры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: