Ван Геннеп составляет классификацию обрядов перехода, подгоняет все обряды перехода под единую схему с идентичной последовательностью.
В качестве аргументов автор приводит примеры обрядов перехода в разных обществах и рассматривает их в рамках своей новаторской теории.
ü Проводит разделение между обществом светским и обществом религиозным (между профанным и сакральным).
ü Переход из светского в религиозное общество и наоборот ß выполнение особых церемоний перехода. В наше время переход отмечается определенными обрядами, такими, как крещение, посвящение в сан и т.п.
ü Жизнь конкретного человека обусловлена последовательными переходами от одного возраста к другому и от одного рода деятельности к другому. Там, где переход от одной деятельности к другой является жизненной вехой, он сопровождается особыми действиями.
ü Всякое изменение в положении человека влечет за собой взаимодействие светского и сакрального.
ü Человек в своей жизни последовательно проходит некие этапы, и окончание одного этапа и начало другого образуют системы единого порядка (рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть). Каждое из этих явлений сопровождается церемониями, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход из одного определенного состояния в другое, в свою очередь столь же определенное. à Необходимость подобия средств достижения цели à общее сходство церемоний, сопровождающих рождение, детство, достижение социальной зрелости, обручение, вступление в брак, беременность, отцовство, приобщение к религиозным сообществам, похороны.
|
|
ü Обряды, совершаемые при смене космических явлений увязываются с обрядами перехода: церемонии по поводу полнолуния, солнцестояние, равноденствие, первый день нового года и т.д.
Ван Геннеп группирует обряды вместе, подчинив их единой схеме.