!!! Физиологическая зрелость и «зрелость социальная» суть вещи принципиально отличные, которые совпадают лишь изредка.
Несовпадение физиологической зрелости и перехода от детства к отрочеству у девочек. Например, в Риме социальная зрелость предшествует физиологической зрелости, а в Париже — наоборот.
Обряды по поводу наступления физиологической зрелости редко совпадают с обрядами инициации.
Обряды физиологической зрелости можно назвать обрядами отделения от бесполого мира, за которыми следуют обряды включения в мир, разделенный по признаку пола. Индивид входит в конкретное сообщество людей своего пола, участвуя одновременно во всех других объединениях общего или специального характера.
Половая зрелость мальчиков, по общему мнению, определяется по росту растительности на лице и лобке. Но и при этом важную роль играют этнические и индивидуальные различия.
Таким образом, для обоих полов очень трудно установить рубеж физической зрелости.
!!! Следует отличать понятие половая зрелость от понятия социальная зрелость (совершеннолетие).
|
|
Не все исследователи различают эти понятия и пользуются при их описании лишь одним понятием «половая зрелость».
Различия в возрасте подвергаемых обряду обрезания свидетельствуют о том, что это акт не физиологического, а социальною значения.
Обрезание не может быть понято, если обряд изучать изолированно. Обряд обрезания следует включать в группу обрядов, которые путем очевидного для всех приема (ампутации, раздробления, членовредительства — неважно какой части тела) изменяют социальный статус человека.
Изуродованного человека благодаря обряду отделения (идея отсечения, сверления и т.д.) «выводят» из человеческого рода и автоматически включают в определенную группу.
Членовредительство — это средство окончательной дифференциации. Но есть и другие виды атрибуции — ношение специального костюма или маски, нанесение на тело рисунков, которые означают временную дифференциацию. Именно эти виды дифференциации играют значительную роль в обрядах перехода, так как они повторяются при каждой перемене в жизни индивида.
Этапы процесса включения
Посвящения в тотемические общества
Церемонии состоят из обрядов отделения от среды, в которой обращаемый находился прежде, промежуточного периода (обучение, приобщение к знаниям) и обрядов включения (религиозная церемония и членовредительство).