Материализованный переход

ü В наши дни в цивилизованных обществах этот материализованный переход свободен (граница – лишь на картах).

ü Раньше этот переход сопровождался различными условиями, соблюдение которых было необходимо.

ü Здесь важен магически-религиозный аспект. Рассматривает те цивилизации, в которых магически-религиозное вторгается ныне или вторгалось ранее в ту область, которая в наши дни является полностью светской сферой.

ü Фиксация границ означала принадлежность определенного пространства земли конкретной группе людей, вторжение чужеземев на эти земли – святотатство, защита земель носит характер магически-религиозного запрета.

ü Раньше между чужими землями проходили нейтральные полосы, которыебыли местами торжищ или битв. Две освоенные территории являлись сакральными для того, кто находился в нейтральной зоне, а эта зона, в свою очередь, считалась сакральной для обитателей освоенных территорий. Нахождение между двумя мирами – промежуточная ситуация ( marge)!!! Она присуща всем церемониям обрядов перехода.

Примеры церемоний материализованного перехода. Царь Спарты отправлялся на войну, где виден в действии обряд сепарации, т.е. отделения от собственной территории, в момент вступления на нейтральную полосу.

Прохождение между частями разделенного надвое предмета, или под каким-либо предметом, или между двумя ветвями является тем самым ритуалом, который в определенных случаях следует интерпретировать как прямой обряд перехода. Смысл его — выход из прежнего мира и вступление в новый.

Для деревни, города, квартала, храма, дома. Табуированным знаком перехода становится потайная дверь в городской стене, дверь в стене квартала, дверь дома. Дверь — это рубеж между чуждым миром и миром домашним, если речь идет об обычном жилище, или рубеж между миром профанным и миром сакральным, если речь идет о храме. Таким образом, «переступить порог» означает приобщиться к новому миру ( в церемониях свадьбы, адопции, посвящения в сан, похорон).

Обряды, совершаемые на самом пороге, — это обряды промежуточные. Примером обрядов отделения от прежнего мира служат обряды «очищения» (люди умываются, приводят себя в порядок и т.д.), за ними следуют обряды приобщения (подношение соли, совместная трапеза и т.д.).

Классификация обрядов по ван Геннепу:

ü прелиминарные обряды – обряды отделения от прежнего мира;

ü лиминарные — обряды, совершаемые в промежуточный период;

ü постлиминарные — обряды включения в новый мир.

Материализованные обряды перехода могут превращаться в обряды духовного перехода.

Материализованный и духовный переходы в большинстве случаев сочетаются.

Обряды реального перехода: например, обряды, совершаемые при преодолении ущелий, перевалов; в этих местах путники оставляют камни, лоскуты одежды, клочки шерсти и что-нибудь еще, обращаясь с мольбой к духам местности.

Некоторые случаи жертвоприношения при закладке и возведении каких-либо строений следует отнести к группе обрядов перехода. Они составляют часть единого обрядового целого, а именно обряда по поводу перемены местопребывания (обряды гармонического сосуществования будущих обитателей и их нового жилища).

Обрядам входа в дом, храм и тому подобные помещения соответствуют обряды выхода, которые либо идентичны, либо имеют обратное значение.

Обычно только главная дверь, т.е. дверь, освященная специальным ритуалом или же ориентированная в благоприятном направлении, является местом проведения обрядов входа и выхода. Другие же входы не имеют значения промежуточной области между миром семьи и внешним миром. Пример. С этим связан обычай выносить покойника через черный ход или окно, чтобы не осквернить вход, который должен остаться чистым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: