Наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Сев. Америке к середине XIX века.
FR этнология (traditionspopulaire – народные традиции)
UK социальная антропология
US культурная антропология
– изучали в сравнительном плане, главным образом, первобытные неевропейские народы и индейцев Америки, и только к XX веку в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.
GER, SWZ, AVT – в этих странах сложилась традиция разделения этнологии на Völkerkunde (этнология – исследование внеевропейских отсталых народов) и Volkskunde (народоведение – изучение развитых народов Европы), которое зародилось ещё в довоенные годы (труды Вильгельма фон Риля). Поиск «истинно народного» духа (идеи Гегеля о блуждании духа нации и его исканиях). Всё этническое носит характер самого совершенного (тело, душа, мысли). Основа для будущего национализма в Германии и расовой иерархии.
До WWII:
USA – школа исторической этнологии Франца Боаса. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Выступал за исторический метод исследования. Его школой было разработано учение о «культурных ареалах».
|
|
FR – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. В основе этой школы лежали идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.
GER – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. По их мнению (подкрепленному таким авторитетом, как Зигмунд Фрейд), обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы. Изучая народы, обращают внимание прежде всего на детей и воспитание.
После WWII:
UK и USA – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).
1 5. Эволюционистское направление в этнологии и его виднейшие представители.
Наука этнология складывается только во 2 половине XIX века, но, не смотря на это, этнологические знания накапливались с древнейших времен. В это время во всех областях науки преобладал эволюционизм – и этнология не стала исключением.
Основные принципы эволюционистской школы:
1) развитие человека и культуры – некое поступательное движение
2) концепция единого развития человеческого общества и культуры
3) Но: есть разные стадии человеческого развития. В силу этого причины отсталости кроются не более чем в задержке дописьменных народов в своем развитии. Следовательно, считалось, что историю разных социальных институтов можно проследить на примере какого-нибудь более отсталого племени.
Представители эволюционистской школы:
Edward Taylor, L.G. Morgan, A. Bastian, Mc. Lennon, J. Frazer, Миклухо-Маклай.
Так, Taylor изучал «пережитки»; считал, что, изучая архаические явления сохраняющиеся на последующих стадиях развития, можно выяснить происхождения того или иного явления (напр. в общественной жизни).
|
|
Bastian разработал концепцию «элементарных» и «народных» идей. Первым поставил вопрос о роли этнических факторов, о значении связи этнологии с историей
16. Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители
В основе этого направления лежит представление о культурной диффузии как основы изменения культуры. Это механистическая концепция, которая обозначала миграцию вещёй и идей как основу «исторического» развития.
В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. По логике диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а дальше только заимствуются.
Направлениядиффузионизма:
1) культурная морфология Лео Фробениуса
2) культурные круги Фридриха Гребнера
3) культурно-историческая школа Вильгельма Шмидта
Основные положения:
а) все разнообразие культуры связано с пространственными перемещёниями и заимствованиями
б) считали, что для человеческого общества исконно были характерны монотеизм и моногамия (культурно-историческая католическая школа В. Шмидта).