Система библиотечного знания (библиотековедение)

Библиотековедение – научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.

Данная научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.

Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.

Общее библиотековедение - раздел библиотековедения, содержанием которого являются общетеоретические, исторические и организационные проблемы библиотечной деятельности, а также изучение объекта и предмета библиотековедения, его структуры, терминологии, места в системе наук, связей со смежными и сопредельными научными дисциплинами, закономерностей библиотечной деятельности, ее принципов и концепций, методологии и методики библиотечных исследований, истории библиотековедческой мысли.

Особенное библиотековедение исследует различные специфические аспекты библиотечной деятельности.

Частное библиотековедение - комплекс разделов библиотековедения, содержание которых составляют учения о различных частях библиотеки как системы - библиотечном фонде, библиотечном каталоге, контингенте пользователей библиотеки, материально-технической базе библиотеки и т. д.

Задача библиотековедения — развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу.

Цель библиотековедения - оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело.

Функции библиотековедения:

Научные функции: познавательная, объяснительная, предсказательная, систематизирующая

Социальные функции: культурно-воспитательная (выражение общего свойства науки как действенного фактора развития всей человеческой культуры, научного мировоззрения, общественного сознания); функция производительной силы (является важным условием развития библиотечного дела, играет роль одной из опосредованных сил его прогресса, выдвигает и внедряет в практику новые, перспективные идеи, способствующие повышению эффективности и качества библиотечного обслуживания населения); функция социальной силы (библиотековедение создает предпосылки изменения общества, его культуры, причем эти изменения носят прогрессивный характер. Огромную социальную роль играет идея информатизации общества, первоисточником которой должно считаться библиотековедение).

Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации.

Предмет библиотечного знания (библиотековедения как книговедческой дисциплины) - обобщенная теоретическая модель способа выявления сущности, закономерностей движения, развития, смены форм движения библиотечного фонда как наиболее общей формы существования книги в библиотечном деле и его процессах, а также научного знания о книге в библиотечном деле.

Структура предмета библиотечного знания выражается системой следующих проблем:

· обоснование статуса и содержания библиотечного дела как формы книгораспределения в книжном деле;

· выявление и исследование сущности библиотечного фонда как наиболее общей формы существования книги в библиотечном деле;

· выявление и исследование логических и исторических закономерностей развития, движения, смены форм библиотечного фонда в библиотечных процессах;

· конкретизация общекниговедческих принципов научного познания книги применительно к формам существования ее в библиотечном деле и самой библиотечной деятельности (объективности, партийности, отражения и развития, единства теории библиотековедения и практики библиотечного дела);

· исследование возникновения и развития библиотечного знания;

· конкретизация объекта, предмета, состава и структуры библиотечного знания (библиотековедения) на базе общекниговедческого знания и в системной обусловленности с содержанием других компонентов книговедческого знания: книгоиздательского, книготоргового, библиографического;

· конкретизация процесса превращения общекниговедческих методов научного познания книги в систему частнодисциплинарных методов библиотековедения;

· разработка методики библиотечной деятельности на всю глубину библиотечных процессов и форм библиотечного фонда книжных изданий в них;

· конкретизация представления о системности библиотечного знания, обоснование научных книговедческих дисциплин библиотековедческого цикла;

· конкретизация общекниговедческой типологии книги, разработка и обоснование на этой базе критериев библиотечной типологии и схем классификации библиотечного фонда;

· выработка системы содержательно интерпретированных понятий, определений в границах библиотечного знания;

обоснование относительной самостоятельности библиотечного знания (библиотековедения) и его места и специфики в системе книговедческого знания в целом.

История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко. Общая характеристика развития русского библиотековедения сформулированная ещё в работах А. М. Ловягина, содержится:

в учебнике К. И. Абрамова «История библиотечного дела в СССР» (1980),

в монографии А. Н. Ванеева «Развитие библиотековедческой мысли в СССР» (1980)

в учебном пособии «Развитие библиотековедческой мысли в России в XI—XVIII веках» (1992),

в монографии Ю. В. Григорьева «История русского библиотековедения (1700—1860 гг.)» (1989).

БИЛЕТ 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: