Введение. Понятие «язык». Понятие «речь». Основные единицы языка

ФГОУ СПО Ярославский градостроительный колледж

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык и культура речи»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Идентификационный номер ¾ ДСМК-2.4 ОГСЭДВ 02
       
  Номер копии:    
       
  Место хранения: Кафедра РУС  
       
 

Ярославль 2012 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры Русского языка и литературы

Протокол № ___ от «» 2012 г.

Руководитель кафедры:

_____________ Н.В.Капранова

Составитель:

преподаватель Осипова И.В.

Аннотация

Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» содержит теоретический материал по разделам: «Введение», «Психология и технология делового общения» (темы: «Национальные особенности делового общения», «Деловой этикет», «Невербальные средства в деловом общении», «Устная деловая речь, её особенности»), «Письменная деловая речь».

Работа предназначена для студентов заочной формы обучения по всем специальностям.

Раздел 1. Язык и речь

Введение. Понятие «язык». Понятие «речь». Основные единицы языка

Центральным понятием дисциплины «Русский язык и культура речи» является понятие о языке. Язык - "естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации" (Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 652).
Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время - система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.
С языком тесно связано понятие речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом" (Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 417).
Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ

ЯЗЫК РЕЧЬ
ИДЕАЛЕН (чувственно не воспринимаем) МАТЕРИАЛЬНА (чувственно воспринимаема - акустически и визуально)
АБСТРАКТЕН ((подходит для описания любой ситуации) КОНКРЕТНА (описание конкретной ситуации)
СТАБИЛЕН, СТАТИЧЕН (относительно устойчив, изменяется через речь) ДИНАМИЧНА (вариативна и изменчива)
ПОТЕНЦИАЛЕН (только предлагает варианты, возможности, но не реализует их) РЕАЛЬНА (реализует возможности языка)
ОБЪЕКТИВЕН И СОЦИАЛЕН (является достоянием всего общества) СУБЪЕКТИВНА И ИНДИВИДУАЛЬНА (принадлежит конкретному индивидууму – носителю языка)
СОХРАНЯЕТ РАЗДЕЛЬНОСТЬ СЛОВ (что отражено в словарях) ОБЪЕДИНЯЕТ СЛОВА (в тексте)
ИМЕЕТ УРОВНЕВУЮ ИЕРАРХИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (от низшего к высшему) ЛИНЕЙНА (представляет собой «горизонтальную» последовательность слов)

УРОВНИ И ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА

Уровень Единица Функции
Фонемный ФОНЕМА - простейшая незначимая и неделимая единица СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ (для различения морфем и слов)
Морфемный МОРФЕМА – Минимальная значимая единица, не употребляющаяся самостоятельно СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ (для образования новых слов) СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНАЯ (для образования грамматических форм слова)
Лексический СЛОВО – составная значимая единица, употребляющаяся самостоятельно НОМИНАТИВНАЯ (называет предметы, явления, процессы и признаки)
Синтаксический СЛОВОСОЧЕТАНИЕ –Соединение 2-х или более слов, между которыми есть смысловая и/или грамматическая связь ПРЕДЛОЖЕНИЕ - единица, выражающая законченную мысль. НОМИНАТИВНАЯ (указывает на связь предметов, процессов, явлений и признаков) КОММУНИКАТИВНАЯ (служит для передачи информации в процессе общения)

ВИДЫ РЕЧИ

УСТНАЯ ПИСЬМЕННАЯ
1.Существует в виде звуков 1.Существует в виде знаков
2. Преимущественно диалогична 2.Преимущественно монологична
3.Существует в момент говорения 3.Способна к дллительному хранению информации
4.В момент речи присутствует адресат 4. Адресат только предполагается
5.Имеет свернутый характер 5.Имеет развернутый характер
6. Относительно спонтанна 6.Подготовлена
7.Нормирована в соответствии с орфоэпическими нормами 7. Нормированна в соответствии с орфографическими и пунктационными нормами
8.Изменяется легко и быстро 8.Более стабильна, менее изменчива

Язык играет очень существенную роль в общественной жизни, является основой взаимопонимания, социального мира и развития. Он обладает организующей функцией по отношению к обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: