Этапы внедрения. Последовательность освоения рассматриваемой технологии из-за своего содержания и условий внедрения несколько отлична от тех

Последовательность освоения рассматриваемой технологии из-за своего содержания и условий внедрения несколько отлична от тех, с которыми уже ознакомлен читатель.

Первый этап. Осуществляется инвентаризация пакетов проектирования, проверяется срок их давности. Подтверждаются стартовые условия внедрения технологии. Определяется уровень стереотипизации сознания слушателей как руководителей. Не исключено, что среди них есть те, кто верит во всемогущество "верхов", не ценит рабочую силу, испытывает антипатию к конкуренции, склонен к бюрократизму. Надо продумать меры по "размораживанию" этих стереотипов или по крайней мере иметь их в виду при проведении занятий. В решении этой проблемы эффективны беседы и лекции со слушателями о закономерностях и условиях функционирования рыночной экономики, проведение деловых игр, массовых тренингов, докладов, поездки за рубеж. Полезны индивидуальные собеседования со слушателями. Состав учебной группы - не более 10-12 человек. На каждого слушателя преподаватель заводит папку-накопитель.

Второй этап. Слушателям предлагается дать развернутую самооценку по формуле "ЗД". Каждый слушатель письменно обосновывает, насколько в его стиле работы проявляются такие качества, как доступность, доброжелательность, добропорядочность. Желательно, чтобы слушатели при работе в аудитории использовали словарь по этике и книгу "Управленческая этика" для толкования названных понятий. На эту процедуру выделяется учебный час.

Затем каждый слушатель объясняет свою самооценку и отвечает на вопросы слушателей и преподавателя. Выступление не должно занимать более 10 минут. Завершая обсуждение, преподаватель четко обосновывает правильность понимания рассматриваемых качеств, говорит о практическом значении их для современного руководителя.

Затем каждый слушатель излагает письменно свое понимание этих качеств и сдает тексты преподавателю.

Третий этап. Слушатели работают на персональных компьютерах по тесту "Самооценка менеджера", имеющему пять позиций: "склонность к лидерству" - "волевые качества" - "ответственность" - "контактность" - "системность в работе". Преподаватель демонстрирует работу с тестом. Она весьма проста: на экране по каждой позиции появляются вопросы, на которые слушателю надо дать ответ ("да" или "нет") нажатием соответствующей кнопки. Компьютер фиксирует время ответов на вопросы, что весьма существенно. По итогам самотестирования принтер выдает бланк результатов, в котором по каждой позиции (в пределах пяти строк) дается схематичная характеристика. Время, в течение которого давались ответы, свидетельствует, насколько слушатель уложился в средний норматив, и какой вывод из этого следует.

Один экземпляр листка самооценки получает слушатель, другой остается у преподавателя.

Целесообразно выделить время на снятие вопросов, возникающих у слушателей по осмыслению результатов самотестирования.

Четвертый этап. Работа с материалами, опубликованных в популярных газетах и журналах, имеющих прямое отношение к работе различных руководителей. Каждому слушателю дается папка с такими материалами (обычно их пять - семь) и предлагается дать свою оценку объективности изложенных фактов, правильности суждений о стиле работы руководителей и предлагаемым рекомендациям, если таковые имеются в них. Время - два учебных часа. Затем слушатели публично излагают итоги выполнения заданий (объем каждого не должен превышать 0,5 страницы). Материалы, сдаваемые преподавателю, оцениваются им по следующим позициям: тщательность прочтения текстов, проявление эмпатии, отсутствие стереотипной реакции на материалы конкретного автора, педагогический такт и характер оценки. По каждому слушателю преподаватель делает заключение, какие его человековедческие качества проявились в этой работе.

Заключения помещаются в папки-накопители.

Пятый этап. Слушатели проходят игровое тестирование на персональных компьютерах - "Капитан? Рулевой? Пассажир?", "Уверенность в себе", "Организованный ли вы человек?", "Ваш стиль общения", "Как вы делегируете полномочия?". Возможно использование и других тестов. Главное, чтобы бы они были ориентированы на выявление человековедческих характеристик теструемых. По итогам каждого тестирования проводится считка полученных данных и фиксируется частота совпадения конкретных оценок. Так образуется модель наиболее устойчивых качеств обследуемых, выявленных благодаря проведенному комплексному тестированию.

Шестой этап. Этико-психололический тренинг - ролевая игра "Прием посетителей по личным вопросам". В аудитории оборудуется кабинет руководителя. Ведется видеосъемка каждого акта. Слушатели получают задание "объектного восприятия" поведения своего коллеги как руководителя, ведущего прием посетителей по личным вопросам. По завершении тренинга на мониторе просматриваются все ситуации, которые обсуждаются слушателями и комментируются преподавателем.

Данные тестирования и оценки слушателей в письменном виде сдаются преподавателю.

Седьмой этап. Деловая игра "Моделирование личностно-деловых качеств современного руководителя". Подробное изложение ее здесь невозможно. Ограничимся описанием критериев, которыми пользуются ее участники при выявлении профпригодности руководителя, и основных методических положений ее проведения.

Цель игры - предоставить возможность слушателям индивидуально и всей учебной группой определить приоритетные личностно-деловые качества, которыми должен обладать современный руководитель.

Методика игры. Каждому слушателю предлагается дать балльную оценку по трем группам таких качеств. В каждой группе по 15 качеств.

  • Первая группа - основные качества. Это здоровье, профессиональная компетентность, общая эрудиция, правовая подготовка, эстетическое развитие, интеллектуальный потенциал, педагогическая грамотность, экономические знания, культура общения, неординарность служебных действий, владение риторикой, интерес к коммерции, этические знания, экологическая подготовка, компьютерная подготовка.
  • Вторая группа - нравственно-психологические качества: уважение к людям, вкус к соперничеству, коммуникабельность, скромность, стремление быть "звездой", интуиция, личная ответственность, эмпатичность, оптимизм, честность, самообладание, открытость к критике, бережное отношение к семье, самокритичность, юмор.
  • Третья группа - социально опасные качества: претензия на исключительность, угодничество, протекционизм, вседозволенность, высокомерие, взяточничество, мнительность, самоуверенность, личная нескромность, безынициативность, субъективизм в оценке кадров, самовосхваление, мстительность, неразборчивость в деловых партнерах, беспринципность.

Деловая игра имеет несколько фаз.

  • Первая фаза. Слушатели получают карту с набором всех качеств и самостоятельно оценивают престижность каждого из них по 15-балльной шкале (1 - самая низкая, 15 - самая высокая). Каждый слушатель должен обосновать свой выбор.
  • Вторая фаза. Слушатели создают три-четыре команды. В команде все оценки ее членов складываются, и выводятся 10 качеств по каждой из трех групп качеств, получивших наибольшую сумму баллов. Затем лидеры команд докладывают, какие качества вошли в десятку, каково их ранжирование; обосновывают точку зрения команды по этим качествам.
  • Третья фаза. В компьютер закладываются итоговые данные каждой команды, и на экране дисплея высвечиваются по пять качеств в каждой указанной группе, набравших наибольшую общую сумму баллов. Таким образом, количественно фиксируется мнение участников деловой игры и констатируется, что модель личностно-деловых качеств руководителя составляют такие-то пять качеств по первой группе, такие-то по второй группе, асоциально опасными (третья группа) признаются такие-то качества.

Слушателям предлагается выписать эти качества, высказать свои суждения о них, а затем письменно выразить окончательное свое отношение к ним. Текст сдается преподавателю.

Восьмой этап. Преподаватель проводит контент-анализ по материалам, собранным в папке-накопителе по каждому слушателю. Если есть характеристики ("экспертные оценки") с места работы, то они приобщаются к этим материалам. По окончании аналитической работы преподаватель готовит на каждого слушателя аттестационный лист на предмет его профпригодности как руководителя с точки зрения человеко-ведческой компетентности. Естественно, что это не приговор, а познавательно-условный вариант определения профпригодности.

Девятый этап. С каждым слушателем проводится индивидуальное собеседование. Преподаватель знакомит его с личным аттестационным листом. В дискуссионном диалоге преподаватель и слушатель приходят к какому-то согласию. Значительная часть собеседования отведена обоснованию преподавателем рекомендаций, разработанных на основе индивидуально-личностного подхода к слушателю.

Чтобы придать общению психологический комфорт и получить дополнительную информацию, преподаватель может предложить цветовой тест М. Люшера с символикой основных цветов: синий - привязанность, зеленый - самоутверждение, красный - стремление к успеху, желтый - надежда на успех. Тест М. Люшера можно использовать в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест восьмицветового ряда.

В данной технологии применим второй вариант, так как преподаватель не является профессиональным психологом. С помощью теста М. Люшера можно наглядно представить ряд личностных качеств обследуемых слушателей, тем самым благодаря наглядности еще больше убедить их в объективности сделанных преподавателем выводов и рекомендаций.

Резюме

В любом деловом социуме главную ответственность за конечные итоги его функционирования несут руководители. Вот почему уровень развитости их личностно-деловых качеств и мастерство опредмечивания ими своей компетентности имеет высокостоимостное значение. Их профессиональное соответствие занимаемым должностям является гарантом успешной жизнедеятельности трудового коллектива, реализации надежд общества на экономическое и социальное благополучие.

Выявление человековедческих качеств менеджера имеет особое практическое значение. Его смысл - нахождение талантливых организаторов, "конструкторов" социальных структур, оказание им соответствующей деловой помощи. Этим обусловлена потребность в разработке и внедрении ряда специальных технологий по выявлению личностно-деловых качеств тех, кто управляет людьми, постоянно опирается на них в своей профессиональной деятельности.

У К.Г. Паустовского есть высказывание: "Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - Человек". Заменим в приведенной цитате слово "человек" на слово "руководитель". И тогда она полностью отвечает рассматриваемой нами проблеме.

Технология
личного обаяния

Например, Ф. Миттерану на первой встрече с приглашенным к нему специалистом по имиджелогии было сказано: "Надо срезать ваши клыки (часть передних зубов), ибо с ними вы никогда в Елисейский дворец не попадете". Вначале это предложение не было встречено с должным пониманием. Через некоторое время было им принято. Ф. Миттеран стал президентом Франции.

Расположение руководителя на управленской вертикали, его должностное амплуа - актуализируют одни его личностно-деловые качества и делают как бы менее значимыми другие. Производственному мастеру не надо быть отраслевым стратегом, знать тонкости организации маркетинга или службы "паблик рилейшнз". Генеральному директору предпринимательской компании без этих знаний и умений не обойтись. Вместе с тем и производственному мастеру, как полевому руководителю, и генеральному директору, как руководителю-командору, трудно обойтись без личного обаяния. Порой трудно предсказать, какие потери - духовные или материальные -несут больший экономический или моральный ущерб деятельности руководителей. Кратко напомним суть личного обаяния! В идеале - это технологичная подача лучших личностно-деловых качеств руководителя. В реально достижимом варианте акцент следует сделать на качества, имеющие наибольшее значение для обретения статуса обаятельного человека. Как уже ранее отмечалось, суть самопрезентации - это визуально и аудио расположить людей к себе, формируя в их психике положительные эмоции, оказывая эффектное впечатление. В итоге необходимо создать то представление о себе в сознании людей, в котором заинтересован или должен быть заинтересован руководитель.

Какие для этого необходимы качества? Нравственные и умственные характеристики. Это прежде всего те, о которых писал Н.Г. Чернышевский, обращая внимание на самоценность нравственного самостроительства, нравственного самодержавия личности. Без них, по его мнению, она легко становится в руках демагогов-проходимцев всего лишь игрушкой и отнюдь не безобидной.

Психологические знания и умения. Они особенно значительны при адаптации руководителя в коллективе, налаживании в нем коммуникационных связей. Коммуникабельность и эмпатичность непрерывно включены в его деятельность. Ориентация в тонкостях механизма общения помогает находить верные подходы к "звездам" и референтным группам, интуитивно улавливать назревание конфликта. Психологическая подготовка позволяет избегать шаблона в утверждении личной репутации.

Манеры поведения и владение словом. В эту группу входят также качества, связанные с личным примером профессионально работать "на глазах" людей и бережным обращением со своим словом. О значении последнего интересно сказано в книге "Традиции русского офицерства": "Слово офицера всегда должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательств - пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, бесчестят его звание и не могут быть терпимыми".

Техника самопрезентации. "Умение себя показать многое восполняет, - писал Валтасар Грасиан в книге "Карманный оракул. Критикой", - многое искупает: всему придает второе бытие, особенно когда способности способствуют". Итак, надо обладать природным даром - умением подавать себя. Однако одних таких способностей недостаточно. Важно иметь специальные знания, овладеть умениями, а еще лучше - навыками самопрезентации, т.е. техникой личного обаяния.

Общие исходные положения:

  1. Деловой успех - спутник тех менеджеров, которые обладают разносторонними способностями самопрезентации своих личностно-деловых качеств.
  2. Профессионализм менеджера - фундамент технологичной подачи себя, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроля за поведением.
  3. Ложным является представление о том, что личное обаяние - достижение внешне эффектных людей. Им легче стать таковыми, но без гарантии на продолжительный успех, так как его достижение невозможно без истинного человеколюбия, общей культуры и высокого профессионализма.
В книге "Психокибернетика" Максвелл Малтц заметил, что люди с недостатками внешности обычно обладают очень низким чувством самовыражения, они замкнуты, необщительны и чрезмерно чувствительны к оценкам со стороны. То есть срабатывает эффект, именуемый "увеличительным стеклом Кули" - каждый судит о себе, наблюдая за реакциями других. Попытки М. Малтца в процессе занятий превратить таких людей из "гадких утят" в физически привлекательных не увенчались успехом, ибо, несмотря на изменчивую внешность, они все ощущали себя уродами. Исследователь пришел к выводу: изменить только внешность людей недостаточно, следует изменить и их мышление.

Виды технологий. Личное обаяние - это развернутое содержание имиджа. В настоящее время имидж стал притягательным конструктом для многих научных и практических видов деятельности, среди которых следует прежде всего обозначить все те, что связаны с политической деятельностью. Данный феномен является объектом изучения специальной научно-технологической дисциплины - общей имиджелогии. Формируются отраслевые имиджелогии. Применительно к профессиональной деятельности менеджера в качестве таковой выступает управленческая имиджелогия.

Для практика-управленца особый интерес представляют различные технологии личного обаяния. В основе их видового подразделения - конкретные задачи, которые необходимо решать. Есть технологии по созданию эффекта личного обаяния, ориентированные на молодых руководителей, кадровых руководителей, накопивших собственный опыт имиджирования. Имеется специфика при освоении эффекта "личного обаяния" женщинами и мужчинами. Коррективы в эти технологии вносят возрастные и национально-региональные особенности. По-разному строятся технологии личного обаяния при работе с людьми, имеющими ярко выраженные природные возможности, и с теми, кто обделен ими.

Обобщая сказанное, отметим, что в зависимости от своего назначения все технологии личного обаяния выступают в двух вариантах - как модульные (общие) и индивидуальные.

Наиболее многообразны индивидуальные (конкретные) технологии личного обаяния. Их грамотное проектирование и внедрение основываются на базе модульного образца.

Стадия "Теоретическое обоснование технологии"

Ее составляющие:

Определение подвида технологии. Рассмотрим ее модульный вариант.

Сбор и изучение литературы по общей и отраслевым имиджелогиям, театральной режиссуре, психологии, педагогике, маркетингу, выделение из нее всего того, что имеет отношение к познанию механики воздействия внешнего вида на психику людей, к построению коммуникационных каналов общения. Внимательный просмотр третьего раздела книги, а также рекомендаций по технологии индивидуальной работы с персоналом. Консультации со специалистами: стилистами, психотерапевтами, экстрасенсами, артистами.

Осмысление в целом собранной информации. Обращение к публицистической и художественной литературе, где представлены образы выдающихся личностей и деятелей. Особый упор сделать на изучение персонажей русской классической литературы.

Выбор субъекта обследования. В качестве такового выступает ВЫПУСКНИК технического вуза, причем в двух ипостасях: как бизнесмен и как менеджер.

Концепция. Малый бизнес характеризуется повышенным чутьем на конъюнктуру товарного спроса, гибкостью производства, ограниченным числом работников, исполняющих организаторские функции. Поэтому руководитель должен понимать, что чем сплоченнее трудовой коллектив, тем выше заинтересованность работников во взаимопомощи и взаимозаменяемости, в проявлении их доверия к руководителю, тем больше гарантий конкурентной выживаемости предприятия и его успех в бизнесе. В условиях малого предприятия неразрывность живых нитей между руководителем и подчиненным имеет решающее значение. Без личного обаяния ему этого не добиться.

Гипотеза. Менеджер-предприниматель, испытывающий такую потребность, обратится за помощью к специалистам по технологиям личного обаяния, к имиджмейкерам. Его личная заинтересованность в деловом успехе, отсутствие "номенклатурных" стереотипов, провоцирующих его на изоляцию себя от людей - свидетельство психологической готовности к внимательному отношению к рекомендациям имиджмейкеров.

Версия. Благоприятный имидж руководителя оказывает положительное влияние на его деловую репутацию, стабилизирует его стиль общения, способствует более динамичному проявлению его лучших личностных качеств.

При освоении технологии особое внимание уделяется психолого-дидактической части ее проектирования и особенно практике внедрения. Основное здесь - разработка своеобразного катехизиса по теории проблемы и набора разнообразных тренингов, имеющих решающее значение в овладении технологией самопрезентации. Самоактуализация проблемы в сознании менеджера-предпринимателя не вызывает сомнения, что значительно облегчает выбор конкретного варианта ее практического решения. Однако молодой руководитель не должен заблуждаться по поводу легкости освоения теоретических рекомендаций из-за их понятности и известности. Между знанием, как быть обаятельным и как им стать, - "дистанция огромного размера".

Варианты. Каждый имиджмейкер, занимающийся технологией личного обаяния, имеет свои подходы к ее осуществлению. Однако главное в их разработке - это учет особенностей человеческого материала, с которым он работает.

В нашей стране не раз отличные политики, имеющие крупные денежные средства, проигрывали региональные выборы из-за неудачного выбора технологии самопрезентации. Прежде всего потому, что их имиджмейкеры не помогли им выйти из образа "чужака". И провинция их не приняла, несмотря на различные медозвучные обещания и демонстрацию своего демократизма.

В качестве варианта берется модульная технология, в которой акцент будет сделан на использование молодым менеджером-предпринимателем имиджа как средства сплочения своего трудового коллектива.

Обратим особое внимание на адаптацию модульной технологии личного обаяния к решению конкретной задачи. Благоприятный имидж руководителя сам по себя фактор, положительно влияющий на управленческое общение, на его деловую репутацию. Однако преднамеренность его использования, соответствующий акцент усилий имиджмейкера при его создании - делает имидж одним из эффективнейших человековедческих инструментов профессиональной деятельности менеджера.

Стадия "Технологические процедуры"

Известная схема четырех процедур-ситуаций здесь выступает в модифицированном виде.

В подготовительной процедуре основные усилия сосредоточены на сборе анамнеза о молодом менеджере-предпринимателе. В основном необходимо собрать сведения, касающиеся его общей культуры, нравственных качеств, здоровья, внешнего вида.

Имиджмейкер М. Спиллейн советует мужчинам иметь семь основных костюмов: синий, чтобы показать свой авторитет, серый, чтобы расположить к себе, в тонкую полоску, чтобы придать элегантность, в клетку для полуделовых и полусветских мероприятий, блейзер как проявление модного и свободного вида, смокинг, который предназначен для особых официозных посещений.

В последующих процедурах акцент делается на выяснение способностей к общению, эмпатии, самоконтролю, эмоциональной управляемости, рефлексии. Затем разрабатываются четыре пакета: "визуализация облика", "коммуникативная механика", "флюидное излучение", "вербальный эффект". Каждый из этих пакетов - это мини-технология конкретного этапа освоения технологии личного обаяния, адаптированная под конкретную личность и реальные ситуации ее общения.

Контрольная процедура - это, по сути дела, сверка замысла работы имиджмейкера и полученных практических результатов по созданию имиджа.

Стадия "Технологический инструмент"

При внедрении технологии в основном используются разнообразные практические занятия консультативного и тренингового характера. Предполагается, что имиджмейкер, занимающийся внедрением этой технологии, имеет достаточную теоретическую подготовку в области психологии, этики и деловой риторики, проявил практическое умение пользоваться этими знаниями. Роденовская мысль: чтобы создать шедевр, надо взять глыбу и отсечь от нее все лишнее - положена в основу упражнений по внешней привлекательности. Они должны сформировать естественный стиль общения с людьми: искреннее их уважение, добропорядочность и полезность. Используются такие практические занятия, как ролевые игры с видеофиксированием, физиогномические упражнения и фейсбилдинг, деловая риторика, эстетика одежды.

Стадия "Критерии и методы замера результатов"

Жестких критериев замера результатов освоения технологии личного обаяния пока нет, так как они находятся в состоянии научно-практического обоснования. Можно назвать ряд критериев: симпатия, элегантность манер, эстетика одежды, приятность голоса, мобильность в установлении контактов с людьми. Можно воспользоваться более упрощенным их вариантом, избрав в качестве таковых три: ухоженность, манера поведения, голос. Универсальным критерием эффективности имиджа является обоснованный и устойчивый оптимизм руководителя, его жизнерадостная манера общения с подчиненными.

Мастерски использовал коммуникативную механику И.Сталин. Он был искусным социальным психологом. Один пример. Первый съезд ударников-строителей Московского метрополитена. М.И. Калинин зачитывает указ о награждении группы метростроителей орденами и медалями. В заключение выступает И.Сталин. Наблюдая за залом и уловив, что в душе многие из присутствующих на торжестве по-человечески обижены тем, что их обошли поощрением, в конце выступления неожиданно для всех заявляет, что надо поступать справедливо, а потому все ударники метростроители достойны правительственных наград. В зале - взрыв оваций, восторженные слова благодарности мудрому товарищу Сталину.

Методами замера служат наблюдение, видеосъемка по временным интервалам освоения технологии, анкетное изучение мнения членов трудового коллектива, а также проведение самооценки молодым руководителем по имеющимся в литературе имидж-тестам.

Стадия "Ортобиотико-экономическое обеспечение"

Обязательна всесторонняя экспертиза всей пакетной документации. Следует внимательно отнестись к индивидуальной методике осуществления технологии. Недопустимо неадаптированное использование. Среди обучающихся есть люди с завышенными на этот счет амбициями и, наоборот, не верящие, что можно стать коммуникабельным и симпатичным. Подобные психологические нюансы должны быть отражены в технологическом проекте. Разработка и внедрение технологии личного обаяния требуют больших материальных затрат на привлечение имиджмейкеров и различных высококвалифицированных специалистов, на оплату учебных часов по индивидуальной и групповой работе, широкое использование видеотехники. Кроме того, возможно и приобретение некоторых аксессуаров, одежды, посещение салонов по оздоровлению кожи лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: