Этапы внедрения. Логика внедрения технологии личного обаяния - это ряд последовательно реализуемых мини-технологий по отработке четырех системообразующих блоков качеств

Логика внедрения технологии личного обаяния - это ряд последовательно реализуемых мини-технологий по отработке четырех системообразующих блоков качеств, составляющих в целом обаятельный имидж руководителя, а именно: визуализация облика, коммуникативная механика, флюидное излучение, вербальный эффект.

Первый этап. Осуществляется инвентаризация пакетов проектирования, проверяется срок их разработки. Подтверждаются стартовые условия освоения технологии. Полезно уяснить, какое отношение у обучающихся к имиджелогии - скепсис, предвзятость, самоуверенность, робость, неверие, любопытство. При их наличии, кроме последнего, следует использовать "эффект разморожения".

Второй этап. Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отведена на "строительство" внешности. Философский постулат о соотношении формы и содержания здесь получает практическое воплощение. К сожалению, его жизненная реализация не всегда бывает удачна. Немало толковых и порядочных людей внешне не пользуются заслуженным признанием, а духовно скудный человек нередко умеет располагать к себе, даже очаровывать умных и образованных людей. Отсюда вывод: внешний вид человека, его манера общения, физиономическая доброжелательность - существенно значимы в жизни людей.

Обо всем этом подробно рассказывается на первом цикле занятий. Надо, чтобы слушатели прониклись глубокой убежденностью в значимость их внешнего вида для окружающих. Без этого их участие в последующих занятиях неэффективно.

Второй цикл занятий этого этапа - "строительство лица" (фейсбилдинг).

Занятия по фейсбилдингу: определяется тип лица обучающегося, выявляются его наилучшие черты и движения. Существует около 20 тысяч мимических движений, сгруппированных по трем частям лица: лобной, носовой, подбородочной. Выделяются шесть основных мимических эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. А.С. Макаренко регулярно "делал свое лицо" перед зеркалом, изучал, как смотреть на воспитанников, насколько искренне проявляются на лице чувства.

Затем имиджмейкер разрабатывает скульптурный эскиз - прообраз будущего лица обучающегося. После чего следует пооперационная мимическая отработка. Эта работа ведется с помощью зеркал и видеотехники. Кстати, по данным исследователей, в "Войне и мире" Л.Н. Толстого запечатлено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки его персонажей.

Особое внимание на занятиях уделяется постановке улыбки. Она обладает универсальным свойством преображать лицо. Во многих зарубежных школах по подготовке менеджеров проводятся специальные занятия по умению улыбаться ("смайлс"). Есть такое американское выражение: "С улыбкой и в суде можно выиграть". Практика деловых переговоров и брифингов свидетельствует, что "светлая" улыбка придает любому лицу оттенок доброжелательности и открытости людям, что располагает их к такому человеку.

В "строительстве лица" особое значение имеют занятия по физиогномике. Они полезны как для "строительства" собственного лица, так и для снятия визуальной информации с лица человека, с которым имеешь дело. Это крайне необходимо в экстремальных и конфликтных ситуациях, во время деловых переговоров, при работе с персоналом.

Поясним это на двух примерах. Существуют пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию. Например, трапециевидное лицо: широкий лоб и слегка суженный (но не скошенный) подбородок. Обладатель такого лица, как правило, интеллигентен, аристократичен и чувствителен, но он не борец. Женщины с таким лицом - оптимистичны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу для других. Круглое лицо: добродушие, миролюбие, мягкость в характере. Такие люди нередко гурманы, любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако честолюбие им не чуждо. Если у такого лица высокая переносица выступающие скулы и "огненные глаза", то он считается целеустремленным. Такой тип лица принадлежит лидерам и полководцам.

Подобные характеристики имеются по другим формам и типам лица. Можно к этим физиономическим расшифровкам относиться по-разному, но такая информация собиралась и обрабатывалась на протяжении веков. Ее использование помогает прогнозировать поведение людей и получить представление о их внутреннем потенциале, некоторых склонностях и возможных намерениях. Уметь снять подобную информацию с лица и толково ее интерпретировать-важное человековедческое качество менеджера. Не случайно обучение этому вызывает у руководителей-командоров и менеджеров-предпринимателей повышенный практический интерес.

Третий цикл занятий - постановка манер и жестов (кинесика). Прежде всего эти занятия начинаются с изучения особенности строения тела менеджера по таким характеристикам: форма тела, пропорции, рост. Специалисты выделяют четыре основных формы тела: перевернутый треугольник, прямоугольник, грушевидное тело, шаровидное тело. Для отработки ряда кинесических приемов важно принимать во внимание пропорции тела. Наиболее "проблематичные" пропорции тела - это длинное туловище и короткие ноги, короткое туловище и длинные руки и ноги. Все эти сведения принимаются во внимание при разработке пластики тела и его манер держания. Конечно, если у женщины классические телесные параметры "90-60- 90", то в работе с ней у имиджмейкера не будет особых проблем. Чем больше тело не соответствует своим эстетическим параметрам, тем больше усилий следует приложить для его самопрезентации.

Чтобы придать этим занятиям учебную привлекательность и эффективность, широко используется видеотехника. Ролевые игры типа "Приема посетителей", "В гостях", "Культура жеста" и другие позволяют при просмотрах видеозаписей обратить внимание слушателя на свойственные ему недостатки в манерах поведения, жестикуляции. Многие, просмотрев видеозаписи, впервые узнают, что они сидят сгорбившись, не умеют элегантно вставать, бесцеремонны в диалоге (перебивают, не выслушивают до конца собеседника, не выдерживают тональности разговора), не знают языка жестов.

Четвертый цикл занятий. "По одежде встречают" - подобное выражение интернационально. Ошибаются те, кто утверждает, что главное - иметь что надеть. Можно иметь что надеть, а выглядеть "слоном". Сошлемся на такой факт.

На одном из занятий по имиджу слушателям было предложено надеть смокинги, взятые напрокат. Когда переодевание завершилось и они вышли научебный подиум, то это была "великолепная" картина. Имиджмейкеру не потребовалось каких-либо пояснений, ибо обучающиеся сами убедились в том, что носить смокинг-это искусство. Даже в театральном мире редкие артисты достойно выглядят в смокингах.

Как считают модельеры, основным принципом при составлении гардероба должна стать универсальность одежды. Если в вашем шкафу много вещей, которые вы редко надеваете, то гардероб ваш составлен неправильно. Лучший способ хранить одежду - это ее носить. Специалист в области деловой одежды Дж.Т. Моллой, автор книг "Одежда для успеха" (одна книга для мужчин, другая - для женщин), отмечает, что многие мужчины и женщины как бы специально одеваются так, чтобы потерпеть крах на службе. Особенно это относится к женщинам. Они часто допускают три главные ошибки: позволяют индустрии мод целиком определять выбор своей одежды, склонны преувеличивать значение собственной привлекательности, позволяют своему социальному положению влиять на манеру одеваться.

Подбор костюма "под себя", цветовая эстетика всей одежды (рубашки, галстука, часов, очков, авторучки, портфеля, туфель, носового платка), умение "сидеть" в костюме - все это требует специального консультирования. Даже такая деталь - как пользоваться одеколоном и духами. Надо помнить французскую пословицу: "Кто пахнет слишком хорошо - тот пахнет дурно".

Приведенные рекомендации по стилю одежды не должны быть какими-то канонами. При создании имиджа надо обязательно принимать его целевое предназначение, его профессиональное амплуа, личностные особенности его носителя.

Третий этап. На этом этапе внедрения технологии отрабатывается коммуникативная механика. В свое время Н.К. Михайловский был озабочен изучением механики взаимодействия между толпой и человеком, которого она признает великим. В этой механике общения теперь много объяснено. Огромное значение в ней имеет ориентация в настроениях людей, в их ожиданиях-притязаниях. Велика в человеческих взаимоотношениях роль эмпатии - умения сопечалиться и совеселиться, как говорил А.Н. Радищев.

Огромное значение принадлежит интуиции. Она ценна не сама по себе, а когда направлена к человеку, что созвучно древнеиндийскому постулату: каждый должен обучаться троякому - это сдерживать себя, делать дары, быть милосердным.

Коммуникативная механика базируется на ряде морально-психологических принципов. Их общий смысл - ненанесение вреда другим. В деловом мире существует принцип "не жечь мосты общения", т.е. всеми коммуникативными приемами не допускать разрыва отношений с партнерами. Кто это умеет делать, тот чаще пожинает плоды делового успеха.

В контактах между руководителем и подчиненным особенно ценны человеколюбие, уважение личного достоинства, доверие, открытость для критики. Однако не стоит отрицать, что в практике управления нередко применяется известный принцип Талейрана: "Дураков подчиняй и эксплуатируй, умных и сильных старайся сделать своими союзниками, но помни, те и другие должны быть твоими друзьями, если ты на самом деле умнее их".

Важно учитывать этико-психологические и регионально-психологические особенности людей при общении. Так, соблюдение национальных традиций, обычаев и ритуалов вызывает доброжелательную ответную реакцию у людей, которые считают их частью своего образа жизни. Есть люди застенчивые и мнительные, различные по темпераменту. Все это - основание для избрания индивидуальных приемов при вступлении с ними в коммуникативный контакт. В одних случаях удачна добрая шутка или улыбка, в других - предложение о помощи или обращение за деловым советом. Весьма полезно постоянно тренироваться при общении с людьми: в знакомом человеке находить что-то незнакомое, а в незнакомом - что-то знакомое.

Многие работники знают: понять шефа - спасти себя. В настоящее время имеется немало рекомендаций для подчиненных типа: "Знаете ли вы своего шефа?" Использование таких советов разумно, ибо шеф - тоже человек, а удачный коммуникативный подход к нему обоюдно выгоден. Этот подход зиждется на понимании духовности его мира, сильных и слабых психологических его сторон как личности, оказании ему необходимой товарищеской помощи.

Четвертый этап - "флюидное излучение". Это своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Сильная личность создает вокруг себя эмоциональное биополе. Попадающий в него невольно включает свои эмоции в той направленности, которая обусловлена биовлиянием. Н. Озеров рассказывал, что в молодости, работая во МХАТе, он был влюблен в свое начальство. "Не спешите скептически улыбаться и зачислять меня в подхалимы, - говорил он, - великая русская актриса Алла Константиновна Тарасова была еще и директором театра. Не влюбиться в такого руководителя было невозможно".

Тем, кому посчастливилось общаться с подобными личностями, приходилось испытывать на себе магию их воздействия. Чем ярче личность по уму и культуре, тем сильнее ощущения, испытываемые от общения с ней. Рационально невозможно объяснить, в чем дело, но эмоционально фиксируешь исходящие от этой натуры токи добра и умственной незаурядности. Сегодня, когда экстрасенсы и телепаты получили признание, это легче доказывать, хотя и не всегда успешно. Кто имеет опыт публичных выступлений перед массовой аудиторией (в несколько тысяч человек), тому известен эффект ее психического давления на выступающего. Ее настроение воспринимается однозначно, Если она доброжелательна, то у выступающего формируется мажор и раскованность, если агрессивна, то требуются огромные волевые усилия, чтобы держаться перед такой аудиторией.

Можно ли дать какое-то научное обоснование "флюидному излучению"? Или оно по-прежнему - феномен "нечистой силы". Г. Тард в книге "Законы подражания" писал, что подражание как одно из естественных человеческих состояний основано на силе впечатлений и гипнозе (внушении). "Флюидное излучение" не сводимо к сильному впечатлению и внушению, которые составляют один из механизмов этого воздействия. Есть и другой его механизм - биотоки. Например, в сексологии признано, что есть тип людей, непроизвольно сексуально возбуждающих других на расстоянии. Например, Мэрилин Монро и Брижит Бардо нередко оскорбляло отношение к себе как к сексуальным манекенам.

Какие конкретные приемы "флюидного излучения" отрабатываются на занятиях. Улыбка, игра губами (для женщин), умение воспламенять взглядом, отработка манер, позы, жестов, модуляций голоса, эффекта "нимба" - биоточного свечения, т.е. передача людям своей эмоциональной и умственной энергии. У экстрасенсов есть специальные упражнения по самонапряжению, приводящие к биосамовозгораниям, тепло которого передается людям. И люди включаются в сопереживательный контакт с такой личностью. Представляется, что привлечение экстрасенсов к обучению основам этой технологии бизнесменов и менеджеров целесообразно.

Пятый этап. В любой социальной среде, как правило, лидером становится тот, кто владеет словом. Вот почему на предыдущих этапах освоения технологии личного обаяния постоянно обращалось внимание на то, что риторические приемы - это тот инструмент, использование которого предопределяет успех технологии в целом.

Какие это приемы? Цицерон говорил, что оратор должен обладать двумя основными достоинствами:умешеи убеждать точными доводами и волновать души слушателей внушительной и действенной речью. Квинтилиан утверждал, что аргументов для лучшего всегда больше. Эту же мысль Аристотель выразил такими словами: на стороне правды всегда больше логических доказательств и нравственных доводов.

В технологии личного обаяния успешно применяются такие риторические приемы, как логика изложения, сила аргументации, вызов ассоциаций, эмоциональность, эффект пауз, акцента и интонаций (до 38% привлечения внимания), литературная выразительность. Юмор и шутка при общении могут способствовать порой большему взаимопониманию, чем многие риторические усилия.

Риторическими приемами можно придать речи убедительность, занимательность. Например, при использовании лексических приемов - так называемый "эффект тропы". К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д.

Велик эффект введения в речевой оборот "квантового выброса" информации и способов уменьшения дисперсионных потерь информации. Большие потери информации при выступлении происходят из-за резонансных выбросов (хрипы, дребезжание). Все это следует предусмотреть и по возможности негативное устранить.

Многие "зарабатывают" личное обаяние как субъекты полемики. Сегодня время словесных баталий. Их победители, как правило, вызывают симпатии и восторг. В дискуссиях особо значим целостный образ выступающего. Чем он нагляднее и впечатлительнее, тем активнее идет процесс его восприятия. В стимуляции этого процесса, в придании ему глубины чрезвычайно важна роль волнующего и умного слова. Добавим - поданного в тактичной манере и, как советовал в "Риторике" Аристотель, насыщенного этической аргументацией.

Существуют речевые правила спора. Вот некоторые из них. Никакими эмоциями не оправдано публичное хамство, унижение личного достоинства. Древние латиняне считали, что есть опровержения, имеющие в виду предмет спора, и опровержения, имеющие в виду самого противника. Согласно правилам риторики спора словесные ухищрения и "кружево" аргументов должны касаться только предмета спора и совсем не задевать оппонента. Кроме того, не следует забывать "эффект жеста". В "Правилах высшего красноречия" М. Сперанского есть наставление на этот счет: рука движется только в местах страстных, жарких и живых.

Усладительна художественная речь. Такое словесное богатство, увы, дано не многим. Обладание им, несомненно, способствует популярности. Шарль де Голль имел безупречный литературный язык. Блестящий оратор, он открыл телевидение как непревзойденное средство политической борьбы. К сожалению, речь многих наших политиков и деловых людей неграмотна, страдает акцентологическими ошибками. Поэтому имиджмейкеру надо проявить настойчивость при работе с менеджерами, настоятельно требуя от них выполнять разнообразные практические упражнения по произношению речей.

Дидактически эффективны занятия с использованием зеркала, позволяющие слушателю наблюдать за мимикой, позой и жестами. На групповых занятиях используется видеотехника. И, конечно, основное - это выступления в различных аудиториях. А затем опрос присутствовавших по специально разработанной анкете. Хорошая помощь - магнитофонные или видеозаписи выступлений известных ораторов и обязательное прослушивание и просмотры собственных речей.

Шестой этап. В итоге все мини-технологии сводятся в одно целое - в технологию личного обаяния.

В Монголии есть хранилище 108 томов Будды, но что интересно: к ним прилагается 225 томов комментарий. Это при всей житейской мудрости постулатов Будды!

Это отнюдь не механическое воссоединение визуального эффекта, коммуникативной механики, флюидного излучения и риторических приемов. Важна органическая связь всех мини-технологий воспроизводства смоделированного имиджа. В том, насколько все это состоялось, надо узнать от самого молодого менеджера-предпринимателя: каким образом занятия с имиджмейкером, как на индивидуальном, так и групповом уровне, положительно отразились на улучшении его стиля общения с работниками, на утверждении его личного авторитета в трудовом коллективе?

Чем признательнее его мнение по поводу проведенной работы, тем выше оценивается качество разработанной технологии и итогов ее внедрения.

Резюме

П. Капица в "Письмах о науке" писал, что большое творчество требует и большого темперамента, поэтому талантливые люди обладают, как говорят, "трудным характером". Эти слова полностью можно отнести к незаурядным бизнесменам и менеджерам. Многие из них тоже считаются трудными людьми. Они и в самом деле таковы: предпринимательская стезя - удел для сильных личностей. Такие натуры нестандартны, а потому невольно выпадают из общего круга людей. В этой связи благоприятный имидж -достойное подспорье для их деловой деятельности.

Владение технологией личного обаяния - необходимое условие жизнедеятельности культурного человека. В нашем Отечестве существует давняя традиции обращаться к "честному зерцалу", чтобы разглядеть себя и внести соответствующие коррективы в свой внешний облик. "Прибавить себе естественной красоты человек не в состоянии, но должен, по возможности, заботиться об улучшении своей внешности, и, смягчая недостатки, прибавляя к хорошим манерам грацию, стараться понимать и знать, что такое умение хорошо одеваться и как следует применять свои познания к практике. Хороший тон не требует богатства и роскоши, но, указывая на опрятность, порядок и вкус, как на главные условия, требует, чтобы внешность каждой личности была безукоризненна".

Столь выразительными строками из книги "Хороший тон", изданной в Санкт-Петербурге в 1881 году, и завершим рассмотрение технологии личного обаяния.

Технология
упреждения
и преодоления
конфликта

Одно из древних поучений японцев гласит: близкий сосед важнее дальнего родственника. В психологии россиян совместное житие и деловое сотрудничество окрашены душевной привязанностью. Исторически сложилось так, что наша страна постоянно подвергалась иноземным завоеваниям, что сплачивало россиян. Отсюда их природный интернационализм, развитое чувство локтя, склонность к коллективизму.

В одном детском саду, чтобы дети слушали старших, им пластырем залепляли на некоторое время рты. Различные вариации подобных "человековедческих" приемов воздействия на личность, к сожалению, еще имеют место в армии ("дедовщина"), в школах (изгон из класса во время урока), в производстве (оскорбление бранным словом).

Совместное проживание не может быть свободным от конфликтности. Однако, обращаясь к рекомендациям, как избегать или умалить ее нежелательные последствия, следует прежде всего использовать знания нашей национальной морали и психологии. Как справедливо отмечает один из крупных специалистов бухгалтерского учета Я.В. Соколов, утилизируя лучшее, что есть в других странах, не надо забывать об особенностях исторической традиции, о многовековом собственном опыте нашего Отечества.

Исходные положения замысла:

  1. Теоретическое осмысление обстановки в деловом социуме для выявления его конфликтогенности.
  2. Аналитика объективных и субъективных причин образования конфликтных ситуаций и возможного их перехода в конфликты.
  3. Составление "синоптической конфликтологической карты" и разработка превентивных мер по управлению конфликтными ситуациями.

Технология упреждения и преодоления конфликтов - один из видов человекеведческих технологий, представляющих особый интерес для менеджеров. В первую очередь для административных и полевых руководителей, ведущим управленческим амплуа которых является организаторская деятельность. Постоянно находясь в состоянии "клинча" с подчиненными из-за реализации своих полномочий по контролю и стимулированию, руководители создают различные конфликтные ситуации. Например, в силу неоднозначного восприятия их деятельности подчиненными или требовательного спроса с них за качественное выполнение ими служебных функций.

Обладание властью всегда вызывает открытое или скрытое противостояние людей. Любой руководитель обречен на конфликтогенное общение, хотя оно далеко не всегда имеет конфронтационный, а тем более антагонистический характер. И конфликтологическая компетентность руководителя наилучшим образом проверяется в его умении эффективно использовать технологии упреждения и преодоления конфликта.

Виды технологий. Целесообразно различать два вида конфликтных технологий: упреждения конфликтов и преодоления конфликтов. Подобное их разведение даже на гносеологическом уровне представляет значительные сложности, хотя необходимость в подобном их познании - огромная. Для менеджера большую ценность имеет предотвращение конфликта, чем его погашение. Человековедческое значение его действий более ценно на стадии превентивной, то есть когда конфликтная ситуация не вышла из нормального процесса своего протекания, чем на стадии участия людей в деструктивном конфликте.

Психологи разделяют по типу поведения людей на "думающих" и "реагирующих" в стрессовых ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, конфликты и др.). Лишь 15% людей в начале думают, а затем действуют. 75% чаще всего впадают в панику и ведут себя спонтанно или неорганизованно, нередко нанося тем самым вред самим себе. Нечто подобное наблюдается в остросюжетных или рутинных конфликтах не только с рядовыми работниками, но и с некоторыми менеджерами.

Стадия "Теоретическое обоснование технологии"

Ее составляющие:

Определение подвида технологии. Предметом нашего интереса делаем технологию упреждения конфликта. Речь пойдет об ее использовании в условиях предпринимательской структуры. Для ее разработки следует выбрать из литературы и управленческой практики некоторый вариант апробированной технологии упреждения конфликта, которую затем можно творчески адаптировать к конкретной конфликтной ситуации трудового коллектива.

Сбор и изучение конфликтологической литературы, а также литературы по психологии, этике, ортобиотике, социологии и праву, имеющей отношение к данной проблеме.

Внимательное соотнесение сведений по конфликтологии, изложенных в данной книге, с позициями других авторов. Обобщение и оценка собственного жизненного и управленческого опыта конфликтогенного общения и упреждения конфликтов.

Составление анамнеза по конфликтогенности своего делового социума. Сбор данных для такого анамнеза желательно вести по следующей схеме: функциональная группа - общность - трудовой коллектив.

"Функциональная группа" - деловой социум, в котором работники прежде всего связаны друг с другом местом работы и выполнением служебных функций. "Общность" - функциональная группа, в которой работники связаны друг с другом, кроме исполнения служебных функций, межличностными отношениями. "Трудовой коллектив" - сложившаяся общность, в которой работники образуют здоровую солидарность, признают общие нравственные ценности, увлечены поставленными перед ними целями, ответственны в соблюдении своих служебных и общественных полномочий.

Наиболее простыми критериями фиксирования конфликтогенных проявлений работников в конкретном социуме являются: симпатия-антипатия, признание-непризнание и доверие-недоверие. Потому, что больше преобладает в группе, общности и коллективе, можно достоверно определиться, какой вид конфликтности преобладает в трудовом коллективе. В итоге прийти к выводу: данному социальному образованию характерны совместимость работников, т.е. дружелюбие и расположенность к общению или их несовместимость в виде неприязни и разобщенности.

На базе местной эмпирической информации у руководителя образуется "синоптическая конфликтологическая карта" его трудового коллектива.

Концепция. Достоверная диагностика руководителем состояния формальных и неформальных отношений, постоянная работа по созданию условий, способствующих здоровой совместимости работников, периодические замерения социометрического и этикометрического статуса, совершенствование личной техники общения позволяют ему создать нормальную обстановку в деловом социуме, избежать резкого проявления в нем деструктивных конфликтов.

Следует развивать вкус у руководителя к разнообразному теоретическому обоснованию вариантов разработки данного вида технологий.

Чем больше будет концептуальных подходов к разработке человековедческих технологий, тем реальнее отобрать наиболее обоснованный, а потому и эффективный вариант технологии упреждения конфликтов.

Гипотеза. Последовательное претворение в жизнь ранее обозначенного концептуального подхода, создание объективной и полноценной "синоптической конфликтологической карты" и соответствующего технологического обеспечения для ее использования позволяет менеджеру надежно осуществлять управление конфликтными ситуациями как рабочими моментами делового сотрудничества работников и их межличностного общения.

Версия. В трудовом коллективе, например, возможен остросюжетный конфликт, связанный с совершенствованием материального стимулирования труда. Например, экономисты предложили методологической базой его новой организации сделать расчет, исходя из "точки безубыточности" каждого подразделения трудового коллектива. Многие работники считают, что более справедливо объективнее использовать такие две исходные позиции, как "базовая оплата" и "премиальные начисления". Конфликтная ситуация явно обозначилась, но конфликта пока нет, хотя в морально-психологической атмосфере трудового коллектива чувствуется приближение грозы.

Варианты. Руководителю следует привыкать, что он всегда сидит на пороховой бочке, работая с людьми. Как бы ни были благополучны его дела. Подобное психологическое состояние должно актуализировать в нем постоянную человековедческую бдительность и побуждать его к активной превентивной конфликтологической деятельности. В его арсенале имеется пять (по количеству пальцев на одной руке) вариантов подобного служебного поведения:

  • держать всех в узде (большой палец);
  • посадить под колпак супер-конфликтогена (указательный палец);
  • лелеять позитивную "социокритическую массу" подразделения (средний палец);
  • гибко использовать систему материального и морального стимулирования (безымянный палец);
  • "поставить на свое место" под угрозой увольнения (мизинец).

Из перечисленных вариантов превентивной конфликтологической деятельности менеджера остановимся на том, который связан с созданием позитивной "социокритической массы" и ее использованием по предотвращению перерастания конфликтной ситуации в деструктивный конфликт. Подобная ситуация вполне возможна. В трудовом коллективе явно обозначалось противостояние сторонников построения материального стимулирования, исходя из "точки безубыточности", и тех, кто предлагает придерживаться классической схемы - "базовая оплата" и "премиальные начисления".

Стадия "Технологические процедуры"

Разрабатывается последовательный ряд процедур-ситуаций, о которых говорилось выше. Первоначально осуществляется их мысленное воспроизводство, а затем изложение на бумаге. Эти процедуры-операции позволяют тщательно продумать логику реализации замысла, ее психологическуюг экономическую обоснованность, достаточные условия для его практического достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: