К читателю. Таи уж повелось у нас еще с давних пор, что пророков и гениев отечественной науки чаще всего чтили зарубежные современники

Таи уж повелось у нас еще с давних пор, что пророков и гениев отечественной науки чаще всего чтили зарубежные современники, а у нас - только после их смерти. Более того, их не просто не замечали на родине. Они в большинстве своем прошли через непризнание, непонимание, насмешки, обструкцию, а порой и гонения, репрессии. Удивительно ли, что при такой традиции многие достижения российской науки в большей степени являлись своего рода толчком для развития перспективных научных направлений на Западе. В России же новаторские идеи, технологии становились известны спустя много лет, зачастую после смерти или посмертной реабилитации их авторов. Можно много рассуждать об истоках, предпосылках такого чисто российского феномена - экономических, политических, культурологических. Но это предмет особого разговора.

Нам представляется важным подчеркнуть, что книга, которую ты, читатель, только что взял в руки, - одна из тех, которые приходят в нашу жизнь спустя много лет после ее написания. В самом деле, ее автор - Р. Ф. Абдеев, кибернетик военно-космического НИИ, занятый созданием информационных моделей и средств управления пилотируемых КЛА, уже в 70-х годах подошел к пониманию того, что многие новые процессы, происходящие в окружающем мире, нуждаются в принципиально новом философском осмыслении вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня всей человеческой цивилизации. По его мнению, на теорию развития следовало взглянуть с точки зрения ее соединения с достижениями информатики, кибернетики, генетики, синергетики, микроэлектроники, экологии, уже тогда позволившими сказать о завтрашнем дне человечества как о цивилизации информационной. Проблемы мировоззренческого анализа нелинейных реальных процессов, выдвижение автором собственной концепции спирали развития способствовали не только новому взгляду на диалектику скачков и макродинамику процессов развития, но и раскрытию механизмов самоорганизации как социума, так и материи. Это позволяло выявить как новую методологию познания механизмов ускорения темпов общественного развития, так и инструментарий, при помощи которого оно может быть интенсифицировано. Казалось бы, в подобном исследовании были заинтересованы прежде всего те, кто громче всех и практически ежедневно возвещал о борьбе за построение нового типа общественных отношении. Но, как оказалось, забота об этом провозглашалась лишь на словах. На деле же догматизм в науке, унификация и крайняя идеологизация духовной, всей общественной жизни, политическая и идейная монополия вели не к прогрессу, а к застою, упадку и регрессу. Надо ли долго говорить о том, что при таком отношении философия информационной цивилизации не была нужна властям. Но не нужна была она и тем, кто в академических мантиях выступал не более как комментатором классиков марксизма и "исторических решений КПСС". Удивительно ли, что вместо "общества светлого будущего" мы оказались в результате у края пропасти, отставшими на много лет от развитых стран, на задворках мирового общественного прогресса.

Перед читателем предстает сегодня не просто обитая идея, концепция философии информационной цивилизации, каковой она была у Р. Ф. Авдеева в конце 70-х - начале 80-х годов. Перед нами целостный, полный итог более чем двадцатилетних системных исследований, проведенных автором в области как философии, так и естественных наук, - труд, который впервые увидел свет лишь сейчас. Кто-то может не соглашаться с отдельными положениями этой работы или даже с ее концепцией в целом. Но, извлекая уроки из недавнего прошлого, давайте помнить о главном - истина рождается лишь в творческом поиске, научной дискуссии, сопоставлении различных точек зрения. Одну из них - выстраданную, оригинальную, крайне интересную и перспективную - предлагает Вашему вниманию гуманитарный центр "ВЛАДОС".

Д-р ист. наук, проф. А. Данилов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: