скотоводы

В зависимости от среды обитания, скотоводы занимаются разведением различных животных: коров, овец, коз, верблюдов или лошадей. В современном мире продолжает существовать множество скотоводческих общин, в основном в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Обычно такие общества расположены там, где есть богатые пастбища, а также в пустынях или в горах. Эти районы непригодны для продуктивного земледелия, но в них можно разводить разные виды скота.

Скотоводческие общества обычно мигрируют между различными районами в соответствии с сезонными изменениями. Используя животных в качестве транспорта, они преодолевают гораздо большие расстояния, чем племена охотников и собирателей. Поскольку скотоводы постоянно кочуют, они не накапливают значительной материальной собственности, хотя их образ жизни в этом смысле более сложный, чем у охотников и собирателей. Домашние животные обеспечивают регулярное снабжение пищей, поэтому скотоводческие общества обычно гораздо крупнее общин охотников и собирателей. В некоторых из них насчитывается более четверти миллиона человек.

Перемещаясь по обширным пространствам, скотоводы регулярно вступают в контакт с другими группами. Часто они занимаются торговлей - а также войной. Многие скотоводческие общества были мирными, разводили скот и отправляли ритуалы и церемонии своей общины. Другие были чрезвычайно воинственными и добывали средства к существованию набегами и грабежами в той же мере, что и занятием скотоводством. У скотоводов обнаруживается большее неравенство в распределении власти и собственности, чем в общинах охотников и собирателей. В частности, вожди, предводители племен, военачальники нередко обладают значительной личной властью.

Вождество — «автономная политическая единица, включающая в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя» [1]. Вождество основано на социальном ранжировании, но в его структуре и управлении преобладают кровнородственные отношения, а статус индивидуума обусловлен тем, насколько близким родственником вождя он является. Вождество охватывает более одной общины.

Вождество отличается от государства тем, что в государстве правящая элита приобретает черты профессиональности, имеется администрация и армия. Вождество определяется как «промежуточная форма политической структуры, в которой уже есть централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати, существует социальное и имущественное неравенство, но ещё нет формального и тем более легализированного аппарата принуждения и насилия» [2]. Таким образом, вождества представляют собой политические структуры (политии) средней степени сложности, занимающие промежуточное положение между простыми независимыми общинами и государствами.

Такой тип общества впервые был описан Дж. Cтюардом на этнографическом материале <Карибского региона. Термин «вождество» (англ. chiefdom) впервые употребил К. Оберг в работе «Типы социальных структур среди южно-американских и центрально-американских племен». М. Саллинз и Э. Сервис создали обобщающую теорию вождества, в которой подчеркнули важную роль экономического фактора в оформлении социальной стратификации. В 1970-е годы в терминах «вождества» стали анализироваться культуры позднего неолита, бронзового века и начала железного века Западной Европы.

Вождество имеет центр власти, где находится резиденция вождя, а также храм. Там могут жить мастера-ремесленники, которые часто вынуждены платить вождю излишками продукции. В таком центре могут происходить различные обряды и церемонии, значимые для всего населения. Вокруг такого центра всегда имеется какое-то число более мелких и в разной степени подчиненных ему поселений. Их возглавляют подчиненные верховному вождю вожди (старосты). Население вождества может составлять от 5000 до 20000 человек. Позднее возникают сложные вождества, население которых составляет десятки тысяч человек. В них имеется два уровня политической иерархии над местной общиной. Сложное вождество иногда называется «условным государством».

Империи кочевников (например, гуннов, тюрок, уйгуров) фактически были вождествами. Их стабильность зависела от умения их правителей организовать получение (грабежом или вымогательством) продуктов земледелия, ремесленных изделий, шелка и драгоценностей от оседлых обществ. Правитель такой империи увеличивал свое политическое влияние, раздавая подарки подчиненным ему вождям племен. Для характеристики таких обществ, более многочисленных и структурно более развитых, чем сложные вождества, но все же не являвшихся даже ранними государствами, был предложен термин «суперсложное вождество». Суперсложные вождества образуются в основном путем завоевания одной группой других. В их состав могут входить племенные группы, локальные общины, и даже ранние государства.[4]

Наиболее общими археологическими признаками наличия вождества в археологической культуре считаются: монументальная архитектура (признак отличия от автономного поселения, но не от государства), иерархия поселений, наличие церемониального центра, дифференцированные погребения.

В качестве альтернатив вождеству среди политических структур средней степени сложности могут выступать племена, конфедерации общин и сложные гражданские общины (например, греческие полисы [впрочем, система греческих полисов, взятая в целом, по своей сложности уже была аналогична скорее государству]).

Возможные альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии, неиерархические системы сложных акефальных общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств, были выявлены Ю. Е. Березкиным, который обоснованно предлагает им апатани в качестве этнографической параллел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: